Стереотипы восприятия и предрассудки в межкультурной коммуникации

Человек воспринимает мир сквозь призму представлений, отношений и ценностей, господствующих в его родной культуре. То есть задумывает и планирует свои действия, ведет себя в соответствии с конкретными, достаточно стабильными культурными образами-нормами, которые становятся для него стереотипным.

Стереотип (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток, образ) - устоявшийся образ или представление о социальном явлении, подвигающий определенный способ его восприятия и действия по отношению к данному явлению. Термин введен У. Липманом («Общественное мнение», 1922), где стереотип трактуется образ, навязанный извне, в контексте общения людей, принадлежащих к одному культурному сообществу, где они систематически формируются и закрепляются в социокультурном опыте и отличаются однообразием и относительной стабильностью.

Формирование и усвоение человеком стереотипов происходят с первыми актами социализации и инкультурации, уже в кругу семьи, общения с родителями.

В психологии динамический стереотип - фиксированный порядок действий, описываемый по модели условных рефлексов и включаемый в социальную установку. Социальные ярлыки, эталоны массовой культуры, образцы общественного мнения, парадигмы науки, типизирующие схемы повседневной жизни заранее определены, легко идентифицируются, используются для понимания, организации социального мира и взаимодействия до тех пор, пока ситуация не проблематична. Воспроизводя возможные взаимоотношения, стереотипы составляют особый тип логики, работающей в разных контекстах, на любом объеме информации за счет неограниченного приписывания известного неизвестному.

Поэтому в процессе интерпретации поведения представителей одной культуры представителями другой в значительной степени зависит именно от стойкости стереотипных представлений обеих сторон - это представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного этноса.

Стереотипные представления человек обычно привлекает тогда, когда не имеет возможности интерпретировать каждый новый факт или ситуацию более глубоко или сознательно отклоняется от такого подхода. В процессе коммуникации между носителями различных культур стереотипные представления занимают значительное место.

Своим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа, той или иной культуры.

Реальным носителем стереотипов является группа. В повседневной жизни наибольшее распространение получили этнические стереотипы - устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Такого рода стереотипы-клише становятся основными компонентами общения для представителей групп.

В качестве этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).

Сравнение с другими народами посредством стереотипного сопоставления помогает каждому человеку почувствовать свою собственную индивидуальность. И поэтому стереотипы, как правило, эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оценку.

Стереотипы аккумулируют социальный и психологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Поэтому они характеризуются целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Это их естественные качества, которые определяют и предназначения стереотипов в целом в культуре и в межкультурной коммуникации, в частности:

- объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социокультурных особенностях;

- предвидение различных форм поведения от партнеров по коммуникации;

- формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам.

Функции стереотипов:

1. Передача относительно достоверной информации. Уже с первых контактов с чужой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры и основ поведения ее представителей - стереотипов.

2. Ориентация в инокультуре. С помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружающего мира и вписаться в нее, подразделяя людей на специфические группы и предсказывая их поведение в конкретных обстоятельствах.

3. Влияния на коррекцию реальности - с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы, сущностные появления инокультуры, благодаря чему позитивной идентичности собственной культурной группы. Возможно также достижение «ингруппового фаворитизма» - формирование более позитивного образа собственной культуры по сравнению с другими.

Значение стереотипов для межкультурной коммуникации. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов в частности стереотипы играют очень важную роль.

Нередко при межкультурном общении и оценке партнеров по общению коммуниканты изначально руководствуются сложившимися стереотипами, так как нет людей, абсолютно свободных от стереотипов, и реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов.

В межкультурных контактах стереотипы эффективны, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.

Стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации, если они:

- затаивают индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные вариации;

- повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные;

- основываются на полуправде и искажениях.

Особое место в образовании и укреплении стереотипов занимают средства массовой информации, поскольку:

- для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственных мнения или установки;

- большое значение имеет статус источника информации. Совершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой информации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепится в их сознании;

- средства массовой информации способны «снять ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окончательный выбор осуществляется с помощью одобрения авторитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исчезает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за собой его поведение. Все представляется правильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета. В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.

Представления о типичных чертах инокультур зависят не только от стереотипов, но и предрассудков - психологической установки предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин.

Предрассудки - следствие неполного или искаженного понимания сущности того, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения предрассудки априори формируют отношение к представителям инокультуры.

Если стереотипы - обобщенный, собирательный образ, в котором, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки, то предрассудки содержит только отрицательную и враждебную оценку.

Предрассудки, как и стереотипы, - устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются в традиционных обычаях или нормативных актах.

Наиболее распространенные формы предрассудков - ксенофобия, неприязнь к иностранцам, расизм, сексизм, дискриминация по возрастному признаку и т.д.

Самый популярный вид предрассудков - этнические. Одна из причин их появления и культивирования - попытка представителей доминирующей этнической группы найти психическое удовлетворение от чувства мнимого превосходства над другими этническими группами, народами, расами, нациями.

Происхождение предрассудков, объясняется двумя теориями:

1. Фрустрации и агрессии. В человеческой психике отрицательными эмоциями создается состояние напряжения - фрустрация, котороетребует разрядки. Ее объектом может стать любое явление, в том числе и всяческие представители инокультур.

2. Потребностью превосходства. В такого самоутверждения умаляются достижения инокультуры и воспаляется неприязнь к ней.

Отрицательная роль предрассудков в межкультурной коммуникации обусловлена тем, что они:

1. Существенно искажают восприятия представителей инокультур, заслоняя их положительные и взаимовыгодные качества.

2. Вызывают неосознанное чувство тревоги и страха, провоцируя защитную реакцию или агрессию.

В психологии выделяется несколько основных типов предрассудков, которые отдельно или совместно фактически предопределяют характер и результат межкультурной коммуникации.

Проблема усложняется в связи со сложностью и трудностью корректировки и изменения предрассудков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: