ОТРЫВКИ И ЗАМЕТКИ *)
1. ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНИ СПАСИТЕЛЯ **)
Бог искони.
(признание от Иоанна)
Адам
{
Чудо в Кане Галил. — Благословение роду человеческому.
Изгнание торжников. — Изгнание из Царства Божьего,
}
Чудеса как свидетельства об учении (необходимы) и независимость от Мозаизма. — Вся История Божией Церкви
{
Проповедь: Никодим, Самарянка, крещение чрез учеников, духовное предание
Отрок сын Царева мужа исцеленный.
Расслабленный исцеленный.
Учение о свидетельстве Божием в чудесах.
}
*) В портфеле А. С. Хомякова нашлось несколько клочков бумаги, исписанных его рукою, большею частью карандашом (почти стершимся), и содержащих в себе разного рода перечни, ссылки, намеки, иногда оглавления задуманных трудов. Разумеется, многое в них непонятно и почти все неопределенно и загадочно; но из этого полумрака пробиваются иногда неожиданные лучи, открывающие дальше, еще неисследованные горизонты. Вот почему мы сочли не лишним дать место в этом томе некоторым из этих отрывков. Мысль Хомякова, даже недосказанная, стоит того, чтобы на ней остановить внимание, и мы уверены, что, по крайней мере для некоторых из читателей, не лишены будут интереса эти последние, едва заметные следы ее. Примеч. издат.
|
|
**) «Христос, в своей земной жизни, представляет действие Божие на весь род человеческий» — сказал А. С. Хомяков во второй своей брошюре о западных вероисповеданиях; эта тема много занимала его в последние годы его жизни, и, как нам известно, он хотел разработать ее в подробности, но не успел исполнить своего намерения. Программа задуманного им труда сохранилась в настоящем отрывке. Мы печатаем его в том самом виде, в каком он дошел до нас. Прим. издат.
445
Бог как питатель
{
Пять хлебов. Учение о том, что чудо само по себе — ничего, а только знамение истинного учения: вы пришли ко мне, потому что знамение видели и ели хлеб.
Освобождение от обряда и слава Богу. Право на нарушение обряда.
Сила, которая без предательства непобедима. Оправдание блудницы и суд над Израилем.
Полное соединение со Христом и свобода.
}
Бог как
Творец
{
Творенье: глаза слепорожденному посредством земли.
Единство с Отцом и заслуга самопожертвования.
}
Бог воскреситель
{
Лазарь.
Торжество (признание от людей). Страдание.
Бог, узнанный во плоти Фомою.
}
Заметки для исследования о подлинности евангелия от Матвея *)
Подлинность Матвея: Иерусалим еще стоит. Матвей с намерением рассказывает обстоятельства, которые еще многие могли помнить, как то убиение детей Израиля, и объясняет слухи, ходившие только в Иудее, именно рассказ воинов. Строго Иудейский характер: угроза городам Еврейским, совет прокаженному показаться иереям. Местность видна. В Отечестве непринят.
|
|
Мытари: любят друзей. Долги в Отче наш и Сокровище в речи на горе.
О самом Матфее: зачем с мытарями ест?
}
тоже в Марке
в Луке
два раза.
}
*) Чтение трудов Немецкой критической школы навело А. С. Хомякова на мысль: поискать в новозаветном писании внутренних признаков его подлинности. Настоящий отрывок содержит в себе, как материал для более подробного исследования о евангелия от Матвея, краткие замечания и перечень мест. Примеч. издат.
446
Мытари и грешники предваряют в Царстве.
Мытари (говорит Христос) поверили Иоанну.
Бессмыслие апостолов часто упоминается.
Любовь к деньгам непобедима в юноше (у Марка тоже).
В Матфее.
На Фарисеев — в речи на горе. (У Луки о Фарисеях ни слова). В главе VI три раза под именем лицемеров.
Марк тоже. Лука (без Фарис.) Гл. VII: не яко книжники и Фарисеи (говорящие без власти).
— тоже Лука тоже……………….. Гл. IX. книжн. говорят: хулит
— тоже Лука тоже……………….. Фарис. И ученики Иоан. постятся.
— тоже; а в Луке народ
говор. …………………… Фарис.: о князе бесовском изгоняет бесов.
Марк тоже, Лука тоже……….. Гл. XII. Фар. уличены и хотят мстить.
Фар. о князе бесовском изгоняет бесов.
тоже…………………………………… Фарис. И книжн. требуют знамения.
тоже; но, сверх того, рассказ
о преданиях (значит не в
Иудее)…………………………………. Гл. XV. Фарис.: зачем предание
нарушает?
Марк и Лука тоже………………. — Фар. соблазняются
Гл: XVI. Фар. И Сад. просят знамения с неба.
тоже — тоже……………………… — блюдитеся кваса Фар. и Сад.
тоже ……………………………….. Гл. XIX. Фар. допрашивают о
браке.
Лука тоже…………………. Гл. XX. Предан будет архиер. И книжн.
Лука тоже……………………. Гл. XXI. Арх. и кн. негодуют на народ в неделю Ваий.
тоже…………………………………… — Арх. И старцы: какою властию
творит?
тоже (без сравнения с мытарями) Лука — как в Марке. — Арх. не верят Иоанну (слова Христа).
447
Арх. И Фар. хотят Его схватить, будучи оскорблены.
Марк тоже………………………… Гл. XXII. Уличены Садд. И Фар.
Лука гораздо слабее…….. Гл. XXIII. На седалище Моисея
восседают Фар. И книжн. Горе вам кн. и Фар. лицемеры (целая глава необыкновенно сильная).
тоже…………………………………… Гл. XXVI. Совет архиер.
тоже…………………………………… Гл. XXVII. Второй совет.
тоже. Лука о народе…………… — Арх. подучают народ испросить Варраву.
тоже………………………………….. — Арх. книжн. Фар. ст. ругаются.
— Арх. И Фар. просят стражи.
Гл. XXVIII. Подкупают стражу.
В Марке отрока не исцеляют ученики, и Фарисеи стыдят их.
(В Луке нет, в Матфее нет).
В Луке мытари, при крещении, говорят с Иоанном.
(В Матфее нет)
и тоже повторено при похвале Иоанна Христом.
На Левитов — притча Самаритянина.
В Луке на счет Субботы лишний раз против Матвея, с упреками.
В Луке более наставлений Фарисеям, в Матвее с б о льшими
упреками.
В Луке — О Фарис. сребролюб.
Особенно важна притча о Мытаре и Фарисее и о Закхее.
448