Изучение свойств, правил приготовления водных окрасочных составов

Продолжаем подготавливаться к дифференцированному зачету (с.1-2).

Изучите предложенные лекции (с.2-8).

Выполнить задание (с.8)

     Ответы можно присылать на электронную почту: orlova.irina69@mail.ru,

Сообщениями в контакте или сдать на проверку после окончания дистанционного обучения.

Отметки выставляются в журнал!

 

Вопросы к дифференцированному зачету:

 

1.Объясните, почему гранит используют главным образом для внешней, а мрамор для внутренней отделки зданий?

2.Какова связь между пористостью и долговечностью каменных материалов?

3.Сравните между собой горный и морской песок. Чем объясняется различие в форме их зерен и цвете?

4.Объясните, почему в растворах применяют песок с разными размерами зерен?

5. Перечислите вредные примеси песка и укажите, в чем заключается их отрицательное воздействие?

6. Каково функциональное назначение вяжущих материалов?

7. На какие две группы делятся вяжущие материалы в зависимости от условий их твердения?

8.Какие основные компоненты входят в состав строительных растворов и каково их назначение?

9.Какие основные требования предъявляются к воде, применяемой для приготовления растворов?

10.Для чего в строительные растворы вводят специальные добавки? Каково их функциональное назначение?

11. Составить схему получения растворов из основных его компонентов?

12. Объясните, какие растворы называются жирными, нормальными и тощими?

13.Что означает цифровая запись цементного раствора, состав которого имеет следующее выражение 1:5?

14.Какие факторы определяют прочность раствора?

15.Как объяснить низкую водостойкость глиняных растворов?

16.Какова роль гипса в штукатурных известково-гипсовых растворах? Для какого слоя штукатурки применяют данный раствор?

17. Что общего в способах приготовления цементных и цементно-известковых растворах?

18.Перечислите достоинства сухих смесей перед готовыми растворами.

19.Какой показатель проверяется в первую очередь у доставленного на стройку готового раствора?

20.Какие недостатки свойственны растворам на жидком стекле?

21.В чем особенности армированных растворов, почему они называются армированными и где находят применение?

22.В чем состоит основное функциональное отличие декоративных штукатурок от обычных?

23.Доказать преимущество «сухой» штукатурки перед мокрой.

24.Какие материалы применяются для заделки стыков между обшивочными листами?

25.В чем функциональное различие разных видов обоев и где их применяют?

26.В каких случаях клейстер наносят не на обои, а непосредственно на оклеиваемую поверхность?

27.На какие классы делят керамические плитки в зависимости от их назначения?

28.Какими свойствами характеризуются керамические плитки для полов?

29.Какие свойства пигментов влияют на оценку их качества?

30.На чем основано приготовление лакокрасочных материалов?

31.Перечислите основные процессы, определяющие твердение водных связующих?

32. Какие процессы протекают при отвердевании пленок из натуральных олиф?

33. Как вязкость влияет на свойства шпатлевок?

34.Каковы особенности шпатлевочных составов, применяемых под водную окраску?

35.Какова цель нанесения грунтовочных составов?

36.Какие условия надо соблюдать, чтобы пленка известкового состава была прочной?

37.Описать порядок приготовления цементного колера.

38. Для чего под клеевые краски наносят грунтовочный слой?

39.Каковы преимущества водоэмульсионных красок перед масляными?

40.Почему поливинилхлоридные краски нельзя применять при внутренней окраске помещений и работать ими летом?

Лекции

Водные окрасочные составы

К водным окрасочным составам относятся клеевые краски на животных (в том числе казеиновых) и растительных клеях, на карбоксиметилцеллюлозном водорастворимом клее КМЦ, а также известковые, силикатные, казеиновые и синтетические водоэмульсионные краски. Водные краски образуют неводостойкие, полуводостойкие и водостойкие покрытия. Как правило, их приготовляют на строительном объекте: в сметанообразную массу основного пигмента вводят пигменты другого цвета для придания краскам соответствующего оттенка. Готовый колер перетирают на краскотерке.

Для приготовления окрасочных колеров применяют пигменты и связующие вещества с учетом эксплуатационных условий, в которых будут находиться окрашенные поверхности. Рабочая вязкость колеров должна обеспечивать покрытие поверхностей без стекания составов и без заметных следов кисти.

Водные колеры подразделяют по интенсивности (густоте) цвета:

цельные, в которых применяют все цветные пигменты без примеси белого;

интенсивные — с небольшой примесью белого пигмента;

нормальные — с использованием белых и других цветных пигментов примерно в равных количествах;

разбеленные — с использованием белого пигмента с небольшим добавлением других цветных пигментов.

Перед окраской цельными и интенсивными колерами поверхность грунтуют цветными грунтовками (под цвет основного покрытия). Водные колеры лучше заклеивать растительными клеями (крахмальным клейстером или клеем КМЦ). В этом случае покрытие получается более ровным и исключается опасность образования мраморовидных жилок, часто получающихся при невысокой степени заклеенности животными клеями.

При высыхании водные колеры нормальные, особенно разбеленные, значительно светлеют, цельные колеры темнеют. Часто колер изменяет заданный цвет из-за оседания пигментов, причем чем более жидкий состав применен, тем быстрее происходит этот процесс. Поэтому колеры заготовляют в пастообразном виде и держат в незаклеенном состоянии; заклеивают и разводят их до необходимой вязкости непосредственно перед употреблением.

Практическая работа

Изучение свойств, правил приготовления водных окрасочных составов.

Цель: изучить процесс приготовления водных колеров

 

Общие сведения.

 

Колеры – клеевые красители – также можно приготовить самостоятельно.

Белый колер. Для его приготовления необходимо 1 кг просеянного через мелкое сито мела, 3 л воды, 40 г ультрамарина, 70 г столярного или плиточного клея. Растворите мел в 1,5 л воды. Приготовьте раствор ультрамарина из расчета 40 г вещества на 1,5 л воды, процедите его. Смешайте растворы и добавьте клей.

На качество колера влияет количество клея: если его мало, колер отмеливается, а если его много, колер после высыхания может растрескаться. Для проверки качества колера покройте им небольшой участок поверхности и дайте высохнуть, после чего потрите его рукой. Если колер отмеливается, в нем мало клея, а блестящие полосы указывают на избыток клея. В последнем случае достаточно добавить в колер немного воды. Качество колера также зависит от его вязкости. Для проверки окуните деревянную палку в приготовленный состав. Хороший колер должен покрывать палку сплошным слоем и стекать с нее непрерывной тонкой струйкой. Перед применением колер следует процедить.

Цветной колер. Кроме колера белого цвета можно приготовить и цветной. Для этого к белому колеру добавьте пасту нужного цвета.

Масляные краски наносите тонким слоем обычно в 2–3 приема. Ими следует покрывать только сухие стены. Каждый новый слой наносите на предыдущий после того, как тот высохнет.

Готовые к использованию масляные краски тщательно перемешивайте. В том случае, если приходится работать с густотертыми (пастообразными) красками, их следует разбавить олифой и перед применением хорошо перемешать. Если вам требуется соединить несколько красок, каждую краску предварительно перемешайте и процедите.

Для окрашивания стен можно использовать кисти различных размеров и валики. Форма и размер кисти подбираются в зависимости от размеров и формы стен окрашиваемых поверхностей. Для окраски поверхности большой площади используйте большую маховую кисть, а для окраски узких и небольших участков – маленькую.

Кисть следует опускать в краску только до половины ворса. Благодаря этому значительно уменьшится расход краски, которая не будет проникать во внутреннюю часть кисти, и продлится срок службы самой кисти, т. к. ее не нужно будет долго держать в растворителе, чтобы отмыть от краски.

При окрашивании не делайте много движений кистью, чтобы растворитель не успел испариться, а краска могла хорошо отложиться на поверхности. Новый мазок наносите с перекрыванием предыдущего на 3 см и делайте это до его высыхания. Тогда границы нанесения краски будут практически незаметными. Чтобы в процессе окрашивания не появлялись потеки, нужно сильнее надавливать на кисть и проводить ею в направлении сверху вниз.

Работа с валиком требует особого мастерства. Сначала надо опустить валик в краску, потом убрать с него излишки краски, постучав им по металлической сетке, натянутой на неглубокое ведро или другую емкость. После этого проведите валиком 2–3 раза по одному и тому же участку поверхности в направлении сверху вниз. С каждым новым движением нажим следует увеличивать.

Для того чтобы стены, окрашенные масляной краской, были более блестящими, нанесите на них тонкий слой специального масляного лака. Лак следует предварительно подогреть. Наносите его на стены лишь после того, как краска полностью высохнет.

 

Приготовление красочных составов. Рецепты красок и колеров  

 

 
Выше уже отмечалось, что мел и пигменты, предназначенные для изготовления водных составов, должны быть предварительно замочены в воде, а также указывались способы замачивания. Здесь лишь необходимо отметить особенности замачивания некоторых пигментов. Сажу следует замачивать в небольшом количестве клеевой воды с небольшой добавкой мыла и тщательно растирать, чтобы не оставалось комочков, которые могут растушевываться под кистью. Пигменты, обладающие большой красящей способностью, лучше замачивать в горячей воде и подмешивать в состав, предварительно завернув густую пасту замоченного пигмента в тряпку. Приготовление красочного состава производят, взяв за основу преобладающий по цвету пигмент, которым чаще всего является известь или мел, и добавляя к нему постепенно при тщательном перемешивании остальные пигменты, начиная с того пигмента, количество которого в составе наибольшее. Не следует спешить с добавлением пигментов. Подмешав определенную порцию пигмента к составу, необходимо выкрасить бумагу и сличить с образцом. При этом надо иметь в виду, что водные составы после высыхания значительно светлеют, поэтому сличение с образцом следует производить после того, как краска высохнет. Известковые красочные составы - колеры - приготовляют по рецептам 44-48. Колер с поваренной солью Известковое тесто - 2,5-3,5 кг Соль поваренная - 0,1 кг Пигмент - до получения заданного цвета, но не более 0,3 кг Вода - 10 л Известковое тесто разводят в 5 л воды и добавляют поваренную соль, которую предварительно растворяют в горячей воде. Замоченные в воде пигменты вводят, как указывалось выше, до получения заданного тона, затем добавляют остальные 5 л воды. После приготовления всякий водный состав должен быть пропущен через сетку с 900 отв/см2. Для процеживания небольших количеств составов, а также для просеивания сухих пигментов применяется воронка со съемным кольцом (рис. 32), которым на воронке может быть зажата сетка любой густоты. Колер из извести-кипелки Известь-кипелка - 1,2-1,5 кг Соль поваренная - 0,1 кг Пигмент - до получения заданного тона, но не более 0,3 кг Вода - до 10 л Гашение кипелки производится в соответствии с указаниями. К загашенной извести сначала добавляют раствор поваренной соли и пигмент до заданного тона, а затем - остальные 5 л воды. Колер известковый с растительным маслом Известь-кипелка - 1,2-1,5 кг Олифа или растительное масло - 0,06-0,12 кг Пигмент - не более 0,3 кг Вода - До 10 л Во время сильного парообразования при гашении извести вводят олифу, по окончании гашения - пигмент, а затем остальное количество воды. Этот состав отличается тем, что образующиеся при введении олифы известковые мыла увеличивают прочность пленки и ее красящую способность. Колер известково-цементный Известковое тесто - 3 кг Портланд-цемент - 1,3 кг Поваренная соль - 0,2 кг Пигмент - не более 0,5 кг Вода - 10 л Известково-цементный состав должен быть использован не позже трех суток с момента его приготовления. Клеевые красочные составы вначале составляют на воде, причем колерщик добивается получения состава требуемого тона. После этого состав заклеивают тем или иным связующим. Заклейка состава является очень ответственной операцией. Следует ввести такое количество связующего, чтобы готовый состав, нанесенный на поверхность, не отмеливал, т.е. не пачкал руки при трении. Недостаток связующего приводит к тому, что состав отмеливает, избыток связующего снижает яркость цвета, а в дальнейшем приводит к тому, что краска, как говорят, «жухнет», т. е. покрывается пятнами. Количество пигментов в приводимых ниже рецептах является примерным и зависит от принятого для окраски тона, укрывистости и красящей способности пигментов. Готовые клеевые красочные составы пропускают через дисковую краскотерку. Здесь состав пропускается между несколькими дисками и приобретает необходимую тонкость. Производительность такой краскотерки около 70 кг пасты в 1 час. Приготовленный (заклеенный) красочный состав не следует хранить более двух суток, так как клей в составе может прокиснуть, а это ведет к ослаблению его клеящей способности и к порче окраски. Для окраски потолков и верхних частей стен красочный состав обычно заклеивают меньшим количеством клея, либо вовсе не заклеивают. Эмульсионный колер Грунтовка эмульсионная - 10 л Паста цветная - до рабочей вязкости Цветную пасту, приготовленную из мела и пигментов, вводят при сильном перемешивании в грунтовку, доводя ее до рабочей вязкости.  Колер на составном клее (для механизированной окраски) Мел - 3 кг Клей составной - 0,12 кг Пигменты - Около 0,35 кг Вода - До рабочей вязкости Составленный по заданному тону красочный состав заклеивают составным клеем, который приготовляют из 1 ч. животного и 3 ч. растительного клея. Составы, предназначенные для механизированного нанесения, подвергают испытанию на текучесть. Для этого каплю готового состава наносят на стеклянную пластинку и ставят ее вертикально; по величине потека судят о текучести состава нормальной считается текучесть состава, если потек его на стекле находится в пределах от 3 до 4 см. В практике нередко встречается затруднение в получении необходимого количества растительного клея. Г. Ф. Крекшин предложил заменить растительный клей небольшим количеством медного купороса. Такая добавка способствует получению красочного состава такой текучести, которая необходима для механизированного распыления. Для приготовления водного раствора медного купороса на 10 л ведро горячей воды берут 1,2 кг купороса. Через сутки раствор процеживают через сетку 900 отв/см2. В состав, приготовленный по рецепту 49, на каждые 10 л добавляют 0,5 л раствора медного купороса. При этом состав густеет и превращается в сметанообразную массу. Раствор медного купороса вводят в состав, находящийся в красконагнетательном бачке, непосредственно перед употреблением в дело, так как через 30-40 мин. первоначальная текучесть красочного состава восстанавливается. Немедленно по окончании работы, а также при длительных перерывах в работе красконагнетательный бачок и пистолет следует тщательно промыть и просушить, во избежание коррозии металла от воздействия медного купороса. Недостаточная стойкость состава и усложнение ухода за механизмами являются недостатком этого метода. От этих недостатков свободно предложение И.И. Черенкова. По этому предложению мел и пигменты не замачивают водой, как это делают обычно, а в сухом виде и мел и пигменты в отдельности смешивают с 8%-ным раствором животного клея, доводя смеси до рабочей вязкости, после чего составы раздельно пропускают через краскотерку. После этого в заклеенный мел вводят пигменты до получения заданного состава, который снова перетирают на краскотерке. Приготовленный таким способом красочный состав имеет вязкость, необходимую для механизированного распыления, а также удобную для нанесения кистью. Состав длительное время не теряет вязкости и его можно приготавливать в краскоза-готовительных мастерских. Если вязкость красочного состава оказывается неудовлетворительной из-за высокой температуры в окрашиваемом помещении или из-за применения мела меньшей влажности, состав может быть исправлен: загущен добавкой мела или разжижен введением клеевого раствора. Колер из готовой силикатной краски Силикатная краска сухая -- 10 кг Раствор жидкого стекла (калийного) удельного веса - 1,14-1,18 до рабочей вязкости Жидкое стекло разводят водой до удельного веса 1,14, если состав предназначен для первой окраски, и до удельного веса 1,18, если состав предназначен для последней окраски и в него при постоянном помешивании вводят сухую краску, доводя состав до рабочей вязкости. Затем состав перетирают на краскотерке.

Задание:

1.Изучить материал.

2. Записать процесс приготовления белого колера.

3. Записать процесс приготовления цветного колера

4.Вывод.

 




double arrow
Сейчас читают про: