Киевская Русь при Владимире. Принятие христианства: причины и проблемы

После гибели Святослава на территории Киевской Руси возникло, по сути, три независимых княжения в землях полян, древлян и ильменских славян, во главе которых встали его сыновья Ярополк, Олег и Владимир. При этом формально великим Киевским князем стал старший из братьев Ярополк (972–980 гг.).

Рис. 1. Владимир, Борис и Глеб (Источник)

В 977 г. при прямом подстрекательстве влиятельного киевского воеводы Свенельда между Ярополком и Олегом возник военный конфликт, который закончился гибелью юного древлянского князя, погибшего под копытами коней своих дружинников, в беспорядке отступавших с поля брани. Новгородский князь Владимир, узнав о произошедшей трагедии, бежал из города, который заняли посадники Ярополка. Но в 978 г. Владимир с наемной варяжской дружиной вернул себе новгородский стол и пошел войной на старшего брата, которая завершилась его победой и гибелью Ярополка.

Восстановив единство Киевской Руси и став великим Киевским князем, Владимир (980–1015 гг.) приступил к расширению границ своего государства. В 981–983 гг. он провел удачную «пограничную войну» с польским королем Мешко I, в результате которой в состав Руси вошли земли волынян, белых хорватов и ятвягов.

Рис. 2. Мешко I (Источник)

В 982 г. он совершил удачный поход против печенегов и начал строительство грандиозной оборонительной линии на южных рубежах Руси по рекам Стугне, Суле и Десне. И наконец, в 984–985 гг. Владимирсовершил удачные походы в земли вятичей, радимичей и соседней Волжской Болгарии, в результате которых племенные княжения вятичей и радимичей окончательно вошли в состав Киевской Руси, а Волжская Болгария потерпела крупное поражение.

Рис. 3. Походы Владимира (Источник)

Одержав блестящие военные победы, Владимир озаботился проблемой идейного единства русских земель и в 980/983 гг. попытался провести языческую религиозную реформу по варяжскому образцу. Он собирался создать для всех восточнославянских племен, входивших в состав Руси, единый пантеон языческих богов во главе с богом войны Перуном. Однако эта «варяжская» языческая реформа, в основе которой лежал культ человеческих жертвоприношений, была отвергнута нашими предками.

Рис. 4. Серебряник Владимира (Источник)

В 986–987 гг., приняв участие в военном конфликте между византийскими императорами Василием II и Константином VII и наместником Крыма Вардой Склиром, князь Владимир инициировал проведение новой религиозной реформы, в основу которой было положено христианское вероучение.

При изучении истории крещения Руси историки до сих пор спорят по двум ключевым проблемам:

1) когда в действительности произошло это событие;

2) какой вариант христианства был взят за основу при официальном крещении Руси.

По первой проблеме существуют две основных точки зрения:

1) одни авторы (В. Кожинов) утверждают, что Древняя Русь была крещена в 867 г. при константинопольском патриархе Фотии;

2) Другие авторы (Е. Голубинский, А. Кузьмин, О. Рапов, С. Перевезенцев) утверждают, что официальное крещение Руси состоялось между 986–991 гг. При этом Русская православная церковь официальной датой крещения Руси считает 988 г.

По второй проблеме разногласия носят более существенный характер. Одни авторы (Е. Голубинский, В. Василевский) поддерживают в этом споре официальную церковь и утверждают, что Русь изначально восприняла византийский вариант православия. Другие историки (М. Приселков, А. Пресняков) полагают, что Древняя Русь была крещена по болгарскому обряду, распространенному в Орхидском архиепископстве. Третьи авторы (Н. Никольский, А. Кузьмин) ищут истоки русского православия на территории Великой Моравии, где были сильны традиции арианства, и основанная на этих традициях раннего христианского вероучения кирилло-мефодьевская традиция.

Как бы то ни было, но, на наш взгляд, ближе всего к истине те историки (А. Кузьмин, С. Перевезенцев), которые считают, что в Киеве и других городах Древней Руси сосуществовало несколько христианских общин, исповедовавших разные христианские вероучения, и не одна из этих общин не имела официального статуса.

Рис. 5. Крещение киевлян (Источник)

Затем, по мере укрепления великокняжеской власти, при Ярославе Мудром на Руси восторжествовал византийский вариант православия, поскольку именно при нем в 1036/1037 г. на Русь прибыл первый русский митрополит Феопемт, назначенный константинопольским патриархом Алексеем Студитом.

В ближайшей перспективе принятие христианства способствовало:

1) этнической консолидации восточнославянских племен и возникновению единой древнерусской народности;

2) формированию единого культурного пространства Древней Руси;

3) усилению великокняжеской власти и ликвидации местных, независимых от Киева княжений, престолы которых заняли удельные князья из числа сыновей-наместников великого князя;

4) усилению социальной дифференциации древнерусского общества и формированию единого политического класса Древней Руси;

5) возникновению и развитию феодальной земельной собственности, поскольку именно тогда наряду с княжеским домениальным хозяйством происходит становление и укрепление церковного, монастырского и боярского вотчинного землевладения.

 

Список рекомендованной литературы по теме "Киевская Русь при Владимире":

1. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1911

2. Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997

3. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991

4. Кожинов В. В. История Руси и русского слова. М., 1997

5. Кузьмин А. Г. Крещение Киевской Руси, М., 2012

6. Приселков М. Д. Очерки церковно-политической истории Древней Руси. СПб., 1913

7. Рапов О. М. Русская церковь IX — первой трети XII в. М., 1998

8. Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: