Актуализация. Вступительная беседа

     -Много лет назад мирно жили люди, радовались солнцу, теплу, дети играли и учились, взрослые работали, пахали землю, сеяли хлеб. Но перед рассветом 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами.                 

     Громом покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и села, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.

   2.Подготовка к восприятию темы. Вовлечение в дискуссию.

 - Вот что сказал о войне великий писатель Л. Н.Толстой: "Война – величайшее из несчастий, которое мог выдумать человек". Согласны ли вы с этим утверждением?

(учащиеся аргументированно отвечают на вопрос)

  3. Постановка целей и задач урока.

    - Мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой. Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы людей продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Они шли на смерть, чтобы мы с вами жили.

    Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое. Это будет нелегкое путешествие. Но оно необходимо, чтобы мы увидели, какую цену заплатили наши деды и прадеды за ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ.

II. Основная часть.

  1. Вступительное слово учителя.

     - Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.  В этом году 9 мая будем отмечать 75 –летие Великой Победы.

2. Литературная гостиная «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...»

Ученик1: Стояло лето 1941 года. 21 июня во всех школах страны старшеклассники праздновали выпускной. Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И вдруг! На рассвете зазвучало зловещее ….  

 (Запись звуков летящих самолетов, взрывов)

Ученик2:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы… И все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги… Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!

(Булат Окуджава)

Ученик3: Первыми приняли удар защитники пограничного города Брест. О подвиге солдат, служивших в Брестской крепости, сложили немало стихов, до сих пор снимают кинофильмы.

22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.

(С. Щипачев)

3. Беседа.

Вопросы:

· Почему войну назвали Отечественной?

· Что значит Отечество? (Родина, Отчизна)

· Кого можно назвать настоящим патриотом?

· Что значит выражение «служить Родине»?

· Что для вас является подвигом?

 4. Экскурс в прошлое «Сквозь года, сквозь расстояния…»

- Наши воины сражались не на жизнь, а на смерть, терпели лишения, порой выживали в нечеловеческих условиях. Лучиками тепла и надежды становились фронтовые письма.

  Маленькие пожелтевшие треугольники, пропахшие порохом, ветхие страницы с выцветшими чернилами и кляксами. Фронтовые письма до сих пор во многих семьях бережно хранятся и передаются как реликвия будущим поколениям, чтобы мы никогда не забывали. Каждое письмо пропитано тоской и любовью, надеждой на будущее и рассказами о жизни в тылу и на передовой.

  У каждого письма своя история, отражающая, как зеркало, судьбу семей, которых коснулась страшная и неотвратимая рука войны. Письма, от которых мурашки по коже, ком в горле и слезы на глазах. Письма, рассказывающие историю целого народа, письма, ставшие самой историей.

(Демонстрация писем с фронта)

«Здравствуй, дорогой сынок Толя! 22 июня исполняется год, как я не видел тебя. Я очень соскучился по тебе, часто тебя вспоминаю. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой. Расти, сынок, будь умненьким, люби своего братишку, учи его. Я скоро вернусь. Вот прогоним всех фашистов, и вернусь. Крепко целую тебя. Твой папа».

                                                                    Из письма неизвестного солдата

«Девочка моя, приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу».

«Здравствуй, Верусинька и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей».

Из писем Алексея Рогова, командира эскадрильи авиаполка. Звание Героя Советского Союза получил посмертно

 

«Ранило в правую ногу. Сделали операцию, вытащили осколок. Ранение легкое — уже хожу на перевязку сам. Надеюсь, что скоро заживет и опять буду бить немецкую гадину. За измученный наш советский народ, за вас, мои родные».

Гвардии сержант Андрей Гаденов. 10 ноября 1942 года

 

«В дни, когда Вы, дорогой Александр Константинович, не щадя своей жизни, защищаете каждый метр советской территории, мы клянемся учиться на „хорошо“ и „отлично“, быть дисциплинированными, помогать фронту. Только вы, дорогие защитники Родины, громите ненавистного всему советскому народу врага».

Письмо школьников своему учителю Александру Беневоленскому на фронт

 

- Поддержка родных и близких очень важна. Она придает силы, вдохновляет на подвиги. Представьте, что у нас появилась уникальная возможность в капсуле времени отправить письма на фронт! Что бы вы написали?

(учащиеся пишут письма и зачитывают их)

- А теперь из писем мы сделаем голубей. Полетят наши голуби сквозь годы и расстояния, теплом своих крыльев согреют бессмертные души героев.

 

 

 

 

(звучит песня  «Журавли» из кинофильма «Летят журавли»,1957г.)




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow