Тема: Искусство стран Ближнего Востока

Конспект 28

История изобразительного искусства стран зарубежного Востока Средних веков.

Тема: Искусство стран Ближнего Востока.

Страны Ближнего Востока (Сирию, Ирак, Иран, Турцию) объединяет общая религия – ислам (с араб. «предание себя Богу»). Родиной ислама считается запад Аравийского полуострова в городе Мекке -священный город мусульман, а время ее появления – VII в. Н.э., когда, согласно мусульманскому вероучению, пророк Мухаммед получил от Аллаха откровение Корана - Священная книга мусульман, куда были записаны Проповеди Мухаммеда.

Мусульманская община, созданная Мухаммедом, быстро развивалась и во второй половине VII в. Превратилась в сильное государство, глава которого – халиф – одновременно был его духовным и политическим правителем. После смерти Мухаммада пришедшие ему на смену четыре «праведных халифа», сумели сосредоточить в своих руках огромную власть и создали небывалых размеров державу – Арабский халифат.

К началу VIII  в. Арабы распространили ислам, вплоть до Испании, и на восток, до Самарканда и долины Инда, силой оружия сделав его на этих землях господствующей религией.

Отношения ислама к знанию как к одному из признаков всемогущества Бога – Аллаха – и необходимому условию истинной веры поощряло развитие науки, а вместе с тем и искусства, которое считалось видом знания. В VIII –XIII вв. на арабский язык были переведены многие сочинения греческих, римских, византийских авторов. Таким образом достижения античной философии и научной мысли стали достоянием культуры Халифата, а затем, через арабские источники, распространились в средневековой Европе.

Ислам и изобразительное искусство.

«Нет Бога, кроме Аллаха…», говорилось в Коране, тем самым подчеркивалось право на творчество только Богом Аллахом. Художник, не смея уподоблять свои произведения Божьим творениям, не стремился воспроизводить земную реальность. Мусульманин воспроизводил земной мир как иллюзию мира подлинного, сокрытого от глаз смертного. Не изображение, а слово художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало носителем религиозной идеей ислама.

Каллиграфия (искусство красивого письма) и орнамент – декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворённого Аллахом мира – стали основами художественного творения мусульман. Основой мусульманской каллиграфии служит арабский алфавит. Каллиграфия использовалась при оформлении Корана, а также  в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, как составная часть орнамента. Каллиграфией украшалась посуда, изразцы и т.д.

В исламском орнаменте существует несколько стилей.

а) гирих – самый распространенный геометрический орнамент, различное сочетание многоугольных и звёздчатых фигур

                                 

б) ислим – растительный орнамент

                             

Ислам и архитектура.

Арабские города сильно разрастались – во многом благодаря морской и караванной торговле, паломничеству верующих, миграции ремесленников и переходящих к оседлости племен. Главное место в застройке городов заняли культовые здания – мечети (помещение для совместной молитвы). Мечеть может служить местом собрания общества для принятия совместных решений и учебным центром. С древних времен арабу требовалось лишь открытое место для молитвы и знание направления, где находится родина Мухаммеда город Мекка. Поэтому первые мечети представляли собой прямоугольные дворы, огороженные плетнем из тростника и рвом. Только позже мечети стали располагаться в зданиях. Однако единой формы мечети для всех мусульманских стран так и не было выработано. В каждой стране она выглядела по своему. Архитекторы заимствовали местные, существовавшие ранее на этой территории архитектурные формы.

Для мечети были нужны:

· Молитвенный зал -пространство для молящихся;

· Михраб - небольшая ниша или просто отметка на стене, обращенная в сторону Мекки;

· Минбар – кафедра для чтения Корана, молитв и поучений;

· Просторный двор, окруженный крытыми галареями, укрывающими от зноя;

· Бассейн или фонтан для омовений перед молитвой;

· Минареты – одна или несколько высоких башен с балконом, с которых верующих призывают на молитву.

1. «Купол скалы» ( Куббат-ас-Сахра) в Иерусалиме.

  

Древнейшая исламская постройка. Представляет собой восьмиугольное здание, увенчанное куполом. Центрическая планировка (заимствована из христианских баптистериев). Под куполом находится скала с пещерой, а в ней древний плоский михраб. Согласно мусульманскому преданию, с этого выступа скалы совершалось вознесение на небо пророка Мухаммеда. Пророк вознесся прямо на своем чудесном коне. Место вознесения стало священным. Назначение его – сокрыть и отметить священное для всех мусульман место. Славу внутреннего убранства «Купола скалы» составляют его мозаики.

2. Большая мечеть в Дамаске

              

Возведена халифом аль-Валидом в начале VIII  в. На священном месте. Прежде на этом месте стоял римский храм Юпитера Дамасского, а затем храм Иоанна Крестителя. Мечеть представляет собой целый комплекс построек, отделенный от города толстыми стенами. Молитвенный зал мечети построен в форме базилики. Арки слегка расширены сверху – это начало подковообразной формы мусульманской арки. Мозаики Большой мечети в Дамаске изображают пейзажи: здания и деревья, стоящие у воды. В ней впервые появились квадратные минареты и вогнутый михраб, напоминающий апсиду христианской церкви.

3. Большая мечеть в Кордове. Испания.

       

В Испании, завоеванной арабами, правил халиф династии Омейядов. Мечеть огромна. Имеет вид гипостильного зала (зал с рядами колонн). Необычны двухъярусные аркады интерьера. За основу их конструкции взято устройство римских акведуков. Красно-белая кладка арок с чередованием кирпича и камня продает интерьеру особую декоративность и торжественность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: