Возникновение замыслов происходит успешно при наличии ряда условий:
– наличие установки на новую деятельность. Например, ввести ребёнка в воображаемую ситуацию («Что было бы, если бы…?») или дать задание придумать иной вариант цветового решения и т. д.;
– создание радостной атмосферы, полной интересных, неожиданных переживаний. Такая атмосфера стимулирует ребёнка на творческую деятельность и обеспечивает внутреннюю потребность самовыражения в её процессе;
– организация ориентировочной деятельности детей, основанной на освоении ими способов сенсорного обследования объектов предметов, материалов и пр., что оказывает влияние на уровень выразительности создаваемых образов;
– побуждение детей к поискам средств воплощения замыслов. Они ищут форму, ритм, линейные контуры, колорит, композицию и т. д. Большую роль в успешности этих поисков играет искусство, показывающее им жизнь в художественно преобразованном виде. Дети, ориентируясь на произведения искусства как на художественные образцы, получают первые представления о том, что различное сочетание красок, формы и пр. способно помочь по-разному выразить своё отношение, изобразить некоторые явления. Использование произведений искусства в обогащении представлений детей об окружающей жизни как образцов не сводится к их слепому копированию. Оно обогащает восприятие, углубляет художественное познание жизни, сообщает ребёнку знания о наиболее ярких и выразительных способах изображения.
Большое внимание авторы исследований уделяют методам и приёмам развития изобразительного творчества ребёнка. Так, на втором его этапе активным методом являются творческие задания, которые ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новый образ.
Н. А. Ветлугина объясняет термин «творческие задания», включающий в себя, по сути, два противоположных компонента, следующим образом. Действия ребёнка называются творческими, т. к. он, проявляя чувство нового при использовании прошлого опыта, находит иные, вариативные решения при выполнении знакомых заданий, использует известные способы в незнакомой ситуации. Заданиями же они называются потому, что в данном случае предполагается творчество ребёнка с участием взрослого, организующего среду, условия, материалы и создающего ситуации, побуждающие его к творческим действиям.
Творческие задания рекомендуется применять в определённой системе, последовательности, соотнося их с интересами, переживаниями каждого ребёнка и группы детей в целом. В контексте развивающего обучения важна формулировка заданий, не имеющих однозначного решения. Их содержание усложняется в зависимости от этапов формирования творчества, постепенным овладением детьми конкретными изобразительно – выразительными средствами, их возрастными особенностями.
В целом, можно выделить следующую последовательность использования творческих заданий.
1. Задания, требующие от детей самой первой ориентировки в творческой деятельности. При этом даётся установка на решение новых задач: сочини, придумай, найди, измени.
2. Задания, предполагающие целенаправленные действия детей и поиски нужных решений. Ребёнок, благодаря этому виду заданий, начинает понимать, что можно создать изображение по – иному, видоизменить, улучшить его. Важна при этом атмосфера «сотворчества» со взрослым, позволяющая сформировать у ребёнка представление о том, что совместными усилиями можно доставить удовольствие другим.
3. Задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей. Этот вид заданий позволяет выявить потребности и способности каждого ребёнка. В процессе их выполнения у ребёнка формируется позиция субъекта деятельности.
С целью развития у детей способности к предварительному замысливанию содержания изображения Н. П. Сакулина рекомендует приём «словесное рисование», когда ребёнок в воображаемом плане описывает особенности образа, подбирает средства его воплощения, планирует последовательность действий.
Завершающий этап детского творчества знаменуется появлением новой продукции (рисунок, пластический образ и т. п.). На этом этапе ребёнок начинает интересоваться её качеством, стремится сделать образ завершённым, испытывая эстетическое удовольствие. Анализ детской продукции на этом этапе важен для формирования художественного вкуса, получения ребёнком общественного признания его авторских заслуг. Он осознаёт общественное назначение своей продукции: возможность участия в выставке детских работ, в оформлении группы, помещений детского сада (зала, переходов) и т. п.
Таким образом, опираясь на характеристику этапов детского художественного (изобразительного) творчества, можно более чётко выделить основные пути его развития (направления в педагогической работе). Это разностороннее развитие ребёнка:
– познавательно-эстетическое (средствами окружающего мира);
– художественно-эстетическое (средствами искусства);
– художественно-творческое (средствами изобразительной деятельности);
– речевое (развитие эмоционально-образной речи).
В свете актуальной на современном этапе проблемы социально-личностного развития и воспитания ребёнка следует особо обратить внимание на коммуникативную функцию деятельности в области искусства. Психологи и педагоги (В. Штерн, Л. С. Выготский, Е. А Флёрина и др.) подчёркивают, что наряду с речью изобразительная деятельность – это одно из основных средств коммуникации, общения с миром, выражения своего отношения к нему.
Многие исследователи детского художественного творчества (Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Н. А. Короткова, А. И. Савинков и др.), рассматривая специфику изобразительной деятельности, выделяют её коллективный, совместный характер. Участники коллективного творчества объединены его ведущим мотивом – стремлением создать выразительный образ, адекватно отражающий мировосприятие его авторов и вызывающий подобное отношение у зрителей. Совместная коллективная деятельность пронизана активным взаимодействием его участников, в основе которого лежит речевое общение на всех этапах реализации задуманного. Общение идёт не только по поводу создаваемого образа, но и по поводу его созидания.
Вербализация субъективных состояний, способов и средств их выражения придаёт коллективной деятельности более осмысленный характер, делает её планомерной и эффективной, стимулирует творческие возможности детей, формируя чувство «со-участия», «со-переживания». Сама сущность искусства и изобразительной деятельности ребёнка требует развитых навыков общения в разных позициях: с взрослыми, с другим ребёнком, с группой детей.
Как видим, в основе педагогической работы по развитию детского художественно-изобразительного творчества лежит комплексный подход.
Л. С. Выготский подчёркивал, что «правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребёнке то, что в нём есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определённую сторону» (Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2004. С. 44). Встаёт вопрос: «Каковы психологические предпосылки раннего творческого развития детей?».
На начальном этапе своего развития ребёнок представляет собой существо полностью бессознательное. Он живёт чувствами. Поэтому нет никаких барьеров между сознательным и бессознательным, а следовательно, и нет абсолютно никаких ограничений для его свободного творчества.
Для младенца характерна высокая эмоциональность, эмпатия (способность сопереживать, сочувствовать). Именно эмпатия позволяет детям интуитивно перенимать человеческие чувства, «заряжаться» ими, запоминать их и настраиваться на предстоящую деятельность.
Познавательно-исследовательский рефлекс «Что такое?» - это, по сути, врождённые задатки жизненной активности ребёнка, основа развивающегося любопытства, любознательности, способности к наблюдениям, а следовательно, и к познанию окружающего.
Восприятие ребёнка очень яркое и индивидуальное. Такое внимание к миру представляет собой основу эстетического отношения к нему. Эстетическая установка доминирует в детской душе (В. Зеньковский), поэтому отношение малыша к миру носит по преимуществу эстетический характер.
Высокий уровень наблюдательности, характерной для ребёнка, особенно первых трёх лет, является основой для подражания. Подражательность – важное качество в его творческом развитии. Поэтому вальдорфская педагогика основывается на подражании. Это путь передачи человеческого опыта, культуры. Подражание – это один из способов действия, посредством которого ребёнок осваивает окружающее. «Подражая, ребёнок не просто обезьянничает. Это акты настоящего творчества» (М. Ибука. После трёх уже поздно. – М., 1992. - С. 73).
Подражательность стимулирует развитие способности к переносу способа действий в предметной деятельности. И это тоже моменты творческого характера. При освоении способов действия с предметами ребёнок к году уже способен к их переносу в иные условия. Он как бы «экспериментирует», что, по мнению Е. А. Флёриной, является существенным элементом будущего творческого процесса. Экспериментирование в предметной деятельности способствует и сенсорному развитию ребёнка, которое является одной из основ творчества (Н. А. Ветлугина).
Способность к переносу способа действия с одного предмета на другой является основой развития важного компонента творчества (Н. П. Сакулина) – инициативы. При освоении действий ребёнок добровольно и многократно их повторяет, как бы упражняясь.
Способность к переносу способа действий с одних предметов на другие постепенно переходит в способность перевоплощаться, «обмениваться» ролями. Ребёнок легко перевоплощается в другой образ, меняясь социальными ролями с другим субъектом или объектом («шофёр» или машина), а это показатели творческого поведения.
Малыш обладает образной памятью (один из компонентов творческих способностей). Он воспринимает окружающий мир не логически, а чувственно, образно. Память ребёнка раннего периода детства – эйдетична, т. е. очень яркая на образ. Это память одновременно на звук, запах, зрительные и другие ощущения. Всё это объясняется тем, что в основе данного вида памяти лежит обострённая эмоциональная чувствительность ко всему тому, чем мир воздействует на органы чувств маленького человека – к цвету, свету, форме, звуку, ритму и т. п.
Высокая наблюдательность ребёнка (по сути, он многое видит впервые), способность к многократным повторениям и образное восприятие окружающего, способность к «экспериментированию» развивает воссоздающее воображение, которое является частью творческого.
Практически с первых дней жизни ребёнок проявляет стремление к действенному познанию окружающего мира. Вначале на уровне рефлексов, затем интуитивном, а далее – осознанном. При этом вся деятельность ребёнка пронизана неподдельным интересом.
Для художественного развития очень важна способность ребёнка к одушевлению всего, что его окружает. Ребёнок обладает потребностью оживить, наделить душой, словом, поведением объекты живой и неживой природы, окружающие его предметы.
Необходимой предпосылкой становления творческих способностей является стремительное развитие речи. Начальный его этап – это начальный этап развития творческого воображения.
Таким образом, мы видим, что психика ребёнка изначально творчески «заряжена», т. е. творчество генетически обусловлено, детерминировано. Не учитывая все вышеперечисленные благоприятные предпосылки раннего творческого развития ребёнка, мы тем самым провоцируем «затухание» творческих начал.
Основные условия раннего развития творческих способностей хорошо выделил Б. Никитин (Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1989. С. 13):
– раннее начало;
– погружение ребёнка в ту среду, окружение его той системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нём то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиться;
– максимальное напряжение сил, что отвечает сущности творчества. Чем чаще и выше человек поднимает планку своих возможностей, тем быстрее будут развиваться его способности;
– предоставленная ребёнку свобода действий: свобода выбора, чем ему заниматься, как осуществлять ту или иную деятельность, как долго ею заниматься;
– помощь ребёнку со стороны взрослых; которая должна быть тактичной, умной, ненавязчивой, то есть должна носить косвенный характер. «Нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать, думать за него, когда он сам в данный момент может думать» (там же, с. 15).
Условия развития творчества в ДОУ
– Широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребёнка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности.
– Организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
– Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействие между ними.
– Общение с искусством. При правильном влиянии взрослых ребёнок понимает смысл, суть искусства, изобразительно – выразительные средства и их подчинённое значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
– Обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребёнком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия во всей сложной системе отношений, характеризующих её).
– Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, своё отношение или характер изображаемого персонажа. Ребёнок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно – выразительные средства.
– Формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
– Предложение действенных мотивов, подведение детей к принятию задачи, поставленной взрослым.
– Комплексное и системное использование методов и приёмов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.
– Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (Г. Г. Григорьева. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. – С.).
Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н. А. Ветлугина (Художественное творчество и ребёнок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1972). Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей; способы творческих действий; качество детской продукции. Их можно взять за основу при определении критериев оценки детской изобразительной деятельности как творческой.
Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы,
способности детей
1. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
2. Увлечённость, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
4. Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
5. Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).
6. Возникновение потребности в творчестве.
Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий
Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.
1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), её целенаправленности и в то же время вариативности.
3. Нахождение новых приёмов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приёмов решения творческих заданий. Этот показатель – своего рода следствие проявления двух первых, внимание взрослых заостряется на степени новизны в способах действия ребёнка; самостоятельность, активность, инициатива детей в деятельности (Н. П. Сакулина).
4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях. К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов, использованных ребёнком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов) (Е. П. Торренс).
Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности
1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно – выразительных средств для воплощения образа. Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной (ребёнком или взрослым) творческой задаче. Это, по существу, и показатель целенаправленности продуктивного творческого воображения, так как без целенаправленного поиска нет подлинно творческой деятельности.
2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учётом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребёнка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т. е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Тема 2.1. Изобразительное искусство, его специфика, виды, жанры, выразительные средства
Искусство – важнейшая эстетическая категория, характеризующая особую форму общественного сознания, а также человеческой деятельности и её продуктов (Краткий словарь по эстетике / Под ред. М. Ф. Овсянникова. – М., 1983).
Виды искусства: пространственные, временные, синтетические.
В основе такой видовой классификации искусства лежат особенности «жизни» художественного образа.
Пространственные искусства – это произведения, которые выступают перед нами как созданные человеком предметы, вещи, статуи, картины, сооружения, здания. Они предстают перед нами в законченном, статичном виде. Их образы не развиваются во времени, а «живут» в пространстве, на плоскости, в архитектурном сооружении. В эту группу искусств входят живопись, графика, скульптура, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство.
Временные искусства – произведения, в которых художественный образ подвижен, развивается во времени. Этапы (элементы) динамики образа располагаются друг за другом. Это литература, музыка, танцы, балет, оперетта, опера.
Синтетические искусства характеризуются сочетанием неподвижности (статики) с динамикой образа. Это театр, кино.
Основные моменты, характеризующие специфику изобразительного искусства, связаны с тем, что оно:
— связано со зрительным восприятием; создаёт иллюзию видимого мира на плоскости, в пространстве;
— способно познавать, отражать действительность во всех её проявлениях (прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное и т. п.), выражать самые сложные идеи, несмотря на то, что делает это только через зрительные (неподвижные) образы;
— запечатлевает в образах самое главное, существенное. Мгновения, переданные в произведении изобразительного искусства – это результат обобщения жизни.
Все эти особенности изобразительного искусства дают ему широкие возможности воспитательного, развивающего воздействия на человека, особенно ребёнка.
Краткая характеристика видов изобразительного искусства
Живопись – это иллюзорно – пространственное изображение предметного и социального мира на плоскости, переданное посредством цветных материалов.
Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать».
Для живописи характерна передача объёма, расположения объектов в пространстве; живая, точная передача материальных свойств, качеств действительности (шёлк, бархат, атлас; гладкость – шероховатость и т. п.); иллюзии присутствия в изображённом пространстве (у моря, в море, лесу, поле и т. п.).
Графика (греч. «графо» - «черчу», «пишу», «рисую») близка к живописи как со стороны содержания, так и формы. Но этот вид искусства имеет собственные задачи и художественные возможности, что и отличает его от живописи.
Общие моменты, свойственные графике и живописи:
– изображения располагаются на плоскости (холст, бумага, картон, стена);
– общность отдельных художественных средств (рисунок, цвет, композиция) и материалов (акварель, гуашь, пастель, сангина).
Отличительные моменты:
– графика тесно связана с печатью, тиражированием (размножением) произведения. Каждое графическое изображение – это подлинное произведение (плакат, книжная иллюстрация, денежный знак и пр.);
– основу графического произведения составляет рисунок. В графике доминирует линия, а в живописи – цвет.
Скульптура («скульпо» - высекать, вырезать) – это объёмное или рельефное изображение объектов окружающего мира, выполненное из твёрдых (бронза, гранит, мрамор и др.) или мягких (воск, глина, вазелин и др.) материалов.
Если скульптура выполняется из мягких материалов, то эта техника называется лепка; из твёрдых – ваяние. Одной из техник создания скульптуры является и литьё (чугун, медь, бронза), а также гидролизный способ.
Народное декоративно – прикладное искусство – это искусство художественного оформления предметов быта. Оно имеет отличия от живописи, графики и скульптуры, которые зафиксированы в основных его принципах:
– утилитарность или рабочее назначение украшенного предмета;
– красочность и декоративность образов; отсутствие передачи природной окраски изображённых объектов;
– предельно лаконичная, обобщённая форма изображённых объектов; стилизованность и упрощённость;
– зависимость художественного оформления полезного предмета от материала, из которого он создан, его формы и назначения.
Архитектура – строительное искусство, зодчество;
— искусство проектировать и строить.
Основное назначение данного вида искусства – возведение зданий, сооружений, необходимых для жизнедеятельности человека.
Это самый древний вид искусства, возникший с тех пор, когда человек стал осознанно создавать себе жилище.
Архитектура является первой из форм материальной культуры, тесно связанной с производственной деятельностью человека.
Любое архитектурное сооружение создаётся с учётом 3-х основных сторон:
– функциональной (для чего предназначено);
– конструктивной (как сооружено);
– художественной (как оформлено).
Виды и жанры изобразительного искусства.
Виды искусства – исторически сложившиеся формы искусства, его основные структурные и классификационные единицы.
Так, в видовом разнообразии искусства выделена группа, названная изобразительным искусством. В то же время, внутри этого вида искусства выделены живопись, графика, скульптура, архитектура и народное декоративно – прикладное искусство.
В живописи и скульптуре выделяются виды и по назначению. Общими для них являются следующие:
– монументальные;
– станковые;
– декоративные.
Монументальные виды живописи и скульптуры предназначены для пропаганды общественных идей большого масштаба. Они отличаются большой степенью обобщения и, как правило, связаны с архитектурой (в т. ч. и с садово-парковой).
В живописи - это росписи, фрески, мозаика, витражи, изображения большого масштаба в интерьерах и экстерьерах зданий.
В скульптуре – памятники, монументы, рельефные изображения. По композиции они могут быть однофигурными и многофигурными.
Станковые виды живописи и скульптуры предназначены для выставок, музейных экспозиций. Эти произведения имеют самостоятельный характер. Они не связаны с архитектурой и определённым местом бытования.
Декоративные виды живописи и скульптуры предназначены для украшения зданий (интерьера, экстерьера), быта.
В живописи – это орнаментальная роспись фасадов, интерьеров зданий; витражи, мозаики декоративного содержания. Декоративной живописью украшают и вещи: ларцы, шкатулки, подносы, поставцы, сундуки и пр.
В скульптуре - декоративные украшения фасадов, колонны в виде атлантов (мужской образ) и кариатид (женский образ), скульптуры в парках и садах.
В живописи и скульптуре есть виды, которые специфичны только для них:
– в живописи – театрально – декорационная, миниатюрная (портреты в медальонах, палехская живопись и др.).
В зависимости от материала, с помощью которого создавалось изображение, живопись подразделяется на масляную, температурную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную (Н. П. Костерин. Учебное рисование: Учеб. пособ. для учащихся пед. училищ. – М., 1980. – С. 113 - 114).
– В скульптуре – медальерная (медали, памятные значки, денежные знаки), скульптура малых форм.
Кроме того, по особенностям расположения в пространстве выделяют круглую и рельефную скульптуру. Круглую скульптуру можно обойти со всех сторон. Рельеф – уплощённая скульптура – расположен на плоскости, определённой поверхности.
Виды рельефа:
– барельеф (низкий рельеф) – изображение выступает над фоном не более, чем на половину своей толщины;
– горельеф (высокий рельеф) – изображение выступает над фоном более, чем на половину своей толщины;
– контррельеф – вогнутое изображение.
Виды графики:
– станковая – произведение самостоятельного значения, не связанное с литературным текстом. Предназначена для выставок экспозиций, украшения интерьеров. Представлена такими жанрами, как: портретным, бытовым, историческим, пейзажным, анималистическим, натюрморт;
– книжная и газетно - журнальная образует идейно-художественное единство с литературным текстом, иллюстрирует его, а также декоративно украшает (заглавные буквы, заставки и т. п.);
– плакатная – самый массовый вид изобразительного искусства. Предназначен этот вид графики для осуществления задач агитации, пропаганды художественными средствами (театральные и киноафиши, плакаты, стенды, реклама);
– прикладная или художественно – промышленная – очень распространённый вид графики. Это этикетки, фантики, открытки, марки, почётные грамоты, ценные бумаги и т. п.;
– учебно - оформительская (учебные таблицы, диаграммы, чертежи, схемы, планы, карты и др.).
Виды архитектуры:
– по целевому назначению: жилищная, общественно-гражданская, промышленная, декоративная (садово-парковая), мостовая, малых городских форм (остановочные комплексы), мемориальная и др.;
– по особенностям конструкций: стоечно-балочная, арочно-сводчатая, крупнопанельная, крупноблочная.
Жанры изобразительного искусства
Жанр – эстетическое понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства.
В любом жанре раскрывается некоторая общность содержания, направленности, отбора жизненных явлений и их художественного воплощения, идейно-эстетических оценок.
В искусстве жанры появились в XV – XVI в. в. Особенно полное выражение жанры получили в станковых видах живописи, скульптуры, графики.
Основные жанры:
– портрет – изображение человека (женский, мужской, детский, семейный и др.);
– натюрморт (изображение фруктов, овощей, бытовых предметов, убитой дичи);
– пейзаж (ландшафтный, сельский, городской, индустриальный, морской, архитектурный);
– исторический (В. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход А. В. Суворова через Альпы»);
– батальный (изображение сражений, военных действий);
– мифологический (В. Васнецов «Три богатыря»);
– анималистический (изображение животных, птиц);
– сказочный (В. Васнецов «Иван – царевич на сером волке»;
– библейский (А. Иванов. «Явление Христа народу», Н. Ге «Тайная вечеря»).