Архитектура стран юго-восточной Азии и Дальнего Востока 7 страница

3. ПОСТРОЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ..

Архитектура исламского мира, зачастую столь причудливая по внешнему виду, в сущности – геометризованная конструкция. Часто с помощью простого закона симметрии можно определить принцип построения достаточно сложной формы. Принципиальная идея космогонии ислама – создание мира из единой точки, называемой «универсальным разумом». Да и древние греки понимали «Космос» как «прекрасный порядок». Для культуры ислама выражением этой космогонии были различные виды симметрии. Общие композиционные схемы основных типов культовых сооружений быстро канонизируются. Такая нормировка была достаточно гибкой и позволяла вносить изменения в отдельные части зданий, детали и т.д. Таким образом удавалось сохранять специфические черты и традиции архитектуры различных стран и народов, входящих в состав Халифата.

Нет оснований сомневаться в том что арабские зодчие были знакомы с принципами пропорционирования и применяли их на практике. Трактаты греков и римлян об искусстве строить были очень рано переведены на арабский язык Строительный опыт коптов, византийцев, армян ассимилировался и передавался другим народам. Законы симметрии, заложенные в построение сложнейших орнаментальных композиций, распространялись на планы зданий. План мечети Куббат-Ас-Сахра вписывается в очень распространённую в иранском орнаменте звезду, концы которой отмечают углы внешних стен и положение внутренних опор. Симметрия, равновесие и соразмерность безраздельно господствуют в архитектуре исламского мира. В мавзолее Олджейту в Солтание размеры здания определяются диаметром круга. Вписанного в многоугольник основания. Если провести вертикаль равную этому диаметру, мы получим высоту внутреннего карниза, удвоив её, получим положение вершины купола и т.д. Планы зданий разбивались с помощью модульной сетки. Эта же сетка позволяла осуществлять модульную коррекцию и взаимосвязь отдельных частей здания и их элементов.

Дворцовые комплексы и общественные здания строились без каких-либо нормативных ограничений. Их планировочная структура определялась в основном функциональными требованиями, положением на участке, природно-климатическими особенностями региона и т.д.

4. ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПЛАСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПОВЕРХНОСТИ, ОРНАМЕНТИКА, ИГРА СВЕТА.

Арки, оконные и дверные проёмы часто обрамляются декоративной полосой. Так же, как и в христианской архитектуре Сирии, эта полоса (лента) никогда не образует полного обрамления окон – оконный бордюр делает изгиб и переходит на соседнее окно, описывая вокруг здания непрерывную линию. Этот простой приём, применённый к большим масштабам, производит величественное впечатление.

Поверхности часто обрабатываются сплошным ковровым рисунком орнамента. Орнамент наносился арабскими масткрами на поверхность стен при помощи резьбы по камню и ганчу, выкладывался из кирпича, керамических плиток и пластинок. По характеру узора орнамент делится в основном на растительный, геометрический и эпиграфический. Два пнрвых европейцы называли «арабески».

Растительный орнамент совмещает в себе древнюю традицию ковроделия кочевых арабских племён и заимствованные построения римских. византийских, иранских, коптских образцов. По-видимому, в силу племенной привычки, в первое время оседлые арабы перенесли в архитектурную орнаментику узоры тканей, служивших единственным возможным украшением их жилищ в период кочевой жизни.

Геометрический орнамент напоминает процесс кристаллизации, распространяющийся по поверхности и интерпретирующий один и тот же мотив, он подчиняется зачастую едва уловимым законам периодичности. При этом поверхность бывает то величаво-статичной, то устремляющейся в бесконечность, то вращающейся вокруг невидимой оси. В орнаменте применяются разнообразные виды симметрии: осевая, центральная, трансляционная. Геометрический орнамент в IX-X| вв. проходит ещё начальную фазу развития, его расцвет падает на XII-XIIIвв., отражая быстрые успехи математики и геометрии. Сложные раппорты строятся на лучевой сетке.

В отличие от христианства и буддизма ислам отказался от изобразительных образов для пропаганды своих идей. В связи с этим в культовых зданиях был необходим какой-то эквивалент, который бы принял на себя идейную нагрузку. Эта роль была отведена слову. На поверхности стен стали наносить надписи - преимушественно различные цитаты из Корана, иногда – благопожелания владельцу дома. Так появился не известный в Европе вид орнамента – эпиграфический. Монументальный эпиграфический орнамент, начертанный по прямоугольной сетке, называется куфическим (от названия г. Куфа). Курсивный орнамент называется «сулус» или «сульс».

Постепенно происходило сближение ритмической структуры каллиграфии и орнамента: вечные «божественные слова» помещались на фоне цветущих побегов, символизирующих «вечную жизнь» или «райский сад». В средневековых трактатах о каллиграфии красота письма связывалась с духовно-нравственной сферой, с представлением о прекрасном. Каллиграфия и орнамент наряду с арабским языком, с которым они непосредственно связаны, являлись «наднациональными элементами культуры».

Специфику декора арабских стран и Ближнего Востока составляют также «сталактиты» или «мукарнас» (араб. «соединение»). Этот вид декора, образуя призматические группы, действительно напоминает сталактиты или пчелиные соты. Трудно определить, где впервые он зародился, но появился он а XI в. в Иране и не западе Африки (Магриб). Этот вид декора универсален: сталактиты составляют карнизы и несут полочки, заполняют ниши, тромпы и паруса, купола и полукупола, украшают софиты арок. Выполняются они в кирпиче, камне, стуке, дереве, поливной и неполивной керамике. Впервые эти формы проанализировал О. Джонс и выделил в них 7 типов фигур, которые составляют три группы: прямоугольники, прямоугольные треугольники, ромбы, полуромбы. Часто для устройства сталактитовых сводов создаётся специальная деревянная конструкция.

Важным средством, формирующим пространство в арабской архитектуре и значительно усиливающим его эмоциональную напряжённость, является свет. Отражённый, мягко скользящий по граням сталактитов, рассеянный, вибрирующий в уходящем в бесконечность пространстве гипостильных залов, направленный, резкий, трансформирующий форму и оживляющий статичную массу – свет нёс такую же функциональную нагрузку, что и в готической архитектуре. Солнечный свет рассеивался тончайшей вуалью оконных решёток, окрашивался, пронизывая причудливые витражи, уходил столбом вверх в подкупольное пространство и там растворялся в полутьме. Культовая архитектура исламского мира с её мистическим символизмом даёт нам интересные примеры использования всех средств обработки поверхности, а также использования света, которые должны ещё тщательно изучаться.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.

1. Стрельчатая арка

2. Подковообразная арка

3. Трёхлопастная арка

4. Килевидная арка

5. Фестончатая арка

6. Арка с ажурным тимпаном

7. Многоярусная аркада

8. Переплетающиеся арки

9. Свод «балхи»

10. Свод на нервюрах

11. Стрельчатый купол

12. Яйцевидный купол

13. Конический купол

14. Ячеистый купол

15. Луковицеобразный купол

16. Тромпы

17. Сферические паруса

18. Сталактиты (мукарнас)

19. Растительный орнамент

20. Геометрический орнамент

21. Куфический (эпиграфический) орнамент

ЛЕКЦИЯ N 4: АРХИТЕКТУРА ХАЛИФАТОВ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Архитектура ранних халифатов (630 – 661 гг.).

2. Характерные черты архитектуры Омейядского халифата (661 – 750 гг.).

3. Искусство Омейядского халифата.

4. Архитектура Аббасидского халифата.

5. Искусство Аббасидского халифата.

1. К 630 г. арабское государство на Аравийском полуострове достигло значительных размеров. Первые халифы Абу Бекр, Омар, Осман и Али в завоевательных войнах ещё более расширили границы халифата, включив в него Сирийскую пустыню, Месопотамию, дельту Нила. Закрепляясь на новых землях, они основывали новые города: Басру – 635 г., Куфу – 638 г. в Ираке, Фустат – 640 г. в Египте. Первые халифы, занятые формированием арабского государства, почти не интересовались строительством. Первая мечать – Бейт Уллах _ была возведена в 608 г. в Мекке. Исламизация Химьяритского царства отмечена в 632 г. постройкой мечети Джанадия (ЙАР, 25 км. от Таиза). Это, по существу, самое раннее монументальное здание мечети. Формы постройки с гладкими стенами сдержанны и суровы. Минарет высотой 73 м., высота стен – 14 м. В 670 г. в Сане появилась другая значительная постройка – мечеть Ал-Джами-Ал Кабир.

Здание Каабы было возведено в 608 г. (до начала арабского летоисчисления). Стены святилища были сложены из камня и дерева, крыша опиралась на 6 столбов. Потолок, стены и столбы были расписаны изображениями христианских святых и ангелов. Все эти черты, характерные для раннего средневекового зодчества Эфиопии, дают основание предполагать, что строитель были родом оттуда. В 684 г. эта мечеть была отстроена после пожара заново из камня.

2. Начало истории средневекового зодчества арабских стран связывают с правлением мекканского рода Омейядов племени курейш, первой наследственной династии халифов, пришедшей к власти в 661 г. В этот период халифат достигает небывалых размеров и простирается от Индии на востоке до Пиренейского полуострова на западе. Омейяды расстались с аскетическими идеалами первых лет ислама и устремились к роскоши, насаждая её в придворном быту и архитектуре. За пределами крупных городов, обычно на караванных путях, для Омейядов возводились замки-форпосты, охотничьи замки и загородные резиденции. Все они возводились из камня-известняка и базальта обычно по одной схеме: квадрат стен с окружающими двор помещениями. Эта схема воспроизводила увеличенный в арзмерах и усложнённый план жилого дома дворового типа. Их отличает не всегда правильная разбивка стен, суровая внешняя ограда, напоминающая крепость, за которой находились богато декорированные залы со скульптурой и живописью, резным орнаментом и мозаиками. В комплекс входили мечеть, великолепные бани, обширные парки и охотничьи угодья.

Замок Кусейр – Амра (711-715 гг., 65 км. к югу от Аммана, Иордания) построен халифом Валидом. Мировую известность получила его фресковая живопись, нанесённая по штукатурке над мраморными панелями.

Замок Мшатта (VIII в., 25 км. к югу от Аммана, Иордания) построен халифом Бадием. Средняя, официальная часть дворца с группой вестибюля находится впереди, аудиенц-зал – в глубине. Они разделены квадратным двором. Базиликальный зал заканчивается купольным триконхом. Это – соединение трёхнефного сводчатого айвана с купольным залом, характерное для сасанидских дворцов, которое сочетается с формами Рима и Византии. Античный канон и новые идеалы Востока проявились в резном декоре.

Каср Ал-Хайр Ал-Гарби (727 г., находится в районе Пальмиры, Сирия). Построен халифом Хишамом. Стуковый орнамент, скульптура, фрески. Замок был оборудован водопроводом.

Хирбат Ал-Мафджар (вторая четверть VIII в., долина Иордана, 2,5 км. к северу от Иерихона). Самый замечательный из всех омейядских замков. Он не имеет себе равных по величине, отличается сложным комплексом помещений: баней, мечетью, особым передним двором. Величественный зал бани затмевает роскошь римских терм. Совмещает в себе идею ахеменидской ападаны, формы античности с экседрами, коринфский ордер. Ассоциации с дворцовым зодчеством Ирана не случайны, т.к. фригидарий бани безусловно был прежде всего местом общественных приёмов. На северо-западе бань находилась комната с апсидальной нишей-альковом («диван»). По предположениям здесь уединялся владелец замка. Сохранились нетронутыми чудесные мозаики пола, резной стук купола бани, стуковый орнамент.

В Иерусалиме на большой площади Харам-аш-Шараф (450 х 285 м.), куда ведут 10 ворот, находятся два памятника культовой архитектуры периода Омейядов: Мечеть Куббат-Ас-Сахра (Купол Скалы) и мечеть Ал-Акса.

Куббат-Ас-Сахра (687-691) построена над скалой, на которую, по преданию, ступил Мухаммед при вознесении на небо (идея заимствована из христианского мифа). Образцом для неё послужило здание Гроба Господня, первоначально – тоже купольная ротонда. Октогон (восьмигранник) со стороной 20,6 м. в плане накрывает ритуальный ход паломников вокруг скалы. Высота 35,3 м. Фасад первоначально был декорирован стеклянными мозаиками, в интерьере пилоны и стены одеты мрамором, тимпаны и софиты арок сверкают мозаиками глубоких зелёных и синих тонов с золотом и перламутром. Мраморные колонны завершаются золочёными капителями. Деревянный купол значительного пролёта (20, 44 м) покоится на высоком барабане, прорезанном 16-ю окнами. Барабан стоит на 4-х пилонвх и 12-ти колоннах, окружающих скалу. Деревянная стропильная конструкция крыши, крытой свинцом, опирается на систему из 8-ми промежуточных пилонов и 16-ти колонн. В основе композиции плана лежит схема двух вписанных квадратов, повёрнутых под 45 градусов. Это первое монументальное сооружение Омейядского халифата было чисто сирийским по духу, конструкциям и орнаменту. Здесь читал проповеди Омар, сподвижник Мухаммеда.

Мечеть Ал-Акса (начало VIII в.) замыкает площадь с юга. Она много раз разрушалась и восстанавливалась заново. Первоначально имела размеры 102, 8 х 69, 2, была перестроена из христианской базилики и имела 11 нефов. Средний неф заканчивался у михраба куполом на барабане. Крыша стропильная, двускатная. Сохранились остатки мозаик 1035 г. Позднее мечеть была декорирована резным стуком и деревом.

Столицей и центром политической и культурной жизни Омейядского халифата был город Дамаск. В 708 г. халифом ал-Валидом была построена Большая мечеть (перестроена из храма Иоанна Крестителя). Эта мечеть с двором занимает площадь 157,5 х 100 м. и стоит на рыночной площади размером 385 х 305 м. Площадь первоначально имела ограду – стену с башнями по углам. Внешние фасады имеют высоту около 14 м. и расчленены пилястрами. Двор имеет размеры 122,5 х 50 м., с трёх сторон он обнесён портиком. Зал имеет длину 132 м. и глубину 37 м. и базиликальный план. Фасадные арки открыты во двор и покоятся на пилонах. Внутренние – на мраморных колоннах. Колонны надстроены мелкими арочками - по две на одну нижнюю. Мечеть реконструировалась в 1082-83 гг. и в 1893 г. По оси михраба - осевой трансепт, средокрестие перекрыто куполом. Прежде мечеть имела угловые башни-минареты. Общая площадь мозаик превосходила все когда-либо существовавшие в мире образцы. Капители колонн были золочёные. Эта мечеть оказала глубокое и длительное воздействие на зодчнство последующих веков как в Сирии, так и за её пределами в странах Средиземноморья.

3. Созданные в Омейядском халифате памятники представляют собой совокупность художественных явлений, где каждое имеет самостоятельную ценность.

Скульптура имела исключительно светскую область применения. В процессе борьбы за веру, борьбы с идолопоклонничеством наибольшему гонению подверглась круглая скульптура, практически исчезнувшая уже к концу Омейядского периода. Стук – метериал, исключающий сам по себе возможность круглой скульптуры. В скульптуре прослеживаются те же художественные традиции, что и в архитектуре. Наиболее близок античной традиции фриз дворца Мшатты. В замке Каср Ал-Хаир сидящая и лежащая фигуры имеют прототипом скульптурную группу «Диана и Афродита» с восточного фронтона Парфенона.

В скульптуре под названием «халиф» (724-743), выполненной в технике резьбы по стуку, намечаются дальнейшие пути развития этого вида искусства – переход к рельефу.

3. К середине VIII в. власть Омейядов была расшатана народными волнениями в покорённых странах. Значительно усложнились взаимоотношения между двумя направлениями ислама – шиизмом и суннизмом. Сунниты, составляющие большинство, наряду с Кораном признают Сунну (священное предание, состоящее из хадисов). При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) – опирается на «согласие всей общины» (фактически её религиозно-политической верхушки). Шииты – не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда и толкователями ислама лишь династию 12 имамов-Алидов (потомков Али от его брака с дочерью пророка Фатимой). В результате шиитской пропаганды и восстаний в Хорасане в 750 г. утвердилась новая династия Аббасидов – потомков дяди пророка – Аббаса. Аббасиды придерживались во взглядах и политике иранской ориентации, к управлению государством привлекались министры иранского происхождения.

Границы халифатов при Аббасидах сжимаются: со второй половины VIII в. Египет, а с.IX в. – Магриб становятся фактически самостоятельными, отпадают восточные владения, и с X – XI вв. государство занимает только территорию Двуречья. Золотым веком Аббасидского халифата было правление первых трёх халифов этой династии: Мансура, Харуна-ар-Рашида и Мамуна, когда возводились величавые здания, расцветало изобразительное искусство, ремёсла, поэзия. Политическими центрами становятся с 750 г. Куфа, с 762 г. – Багдад, с 836 г. – Самарра и с 893 г. – снова Багдад. Памятники архитектуры, дошедшие до нас, сосредоточены главным образом в этих городах, а также – в Мосуле и Киркуке. Ассимиляция завоевателей с коренным населением покорённых стран завершается сложением зрелого феодального общества и созданием арабо-мусульманской культуры. Искусство Аббасидов, синтезировав всё лучшее, что было создано различными народностями на протяжении многих поколений, также приобретает черты единства. Архитектура эпохи Аббасидов представляет собой сложный синтех арабских и древневосточных приёмов.

В этот период велось грандиозное строительство городов, т.к. Аббасиды располагали огромными материальными средствами. В основе Багдада, заложенного Мансуром на западном берегу Тигра, неподалёку от древнего Ктесифона, лежал правильный круг диаметром «,5 км. По словам арабских авторов, среди города стоял дворец со сводчатым айваном, подводившим к тронному залу под высоким зелёным куполом. Отсюда название дворца– Куббат ал-Хадра. Дворцовый ансамбль отделялся от жилых кварталов круглой стеной. Багдад – значительный культурный и экономический центр средневекового Востока, средоточие наук и искусств, составлял славу и гордость мусульманского мира. Его называли «Мадинат-ас-Салам» – «город мира». В 1095 г. рядом со старым Багдадом был возведен прямоугольный в плане арабский город.

Дворцы иракской знати представляли собой сложные комплексы различных построек, расположенных за мощными крепостными стенами. В основе их планировки, как и при Омейядах, по-прежнему лежал квадрат. В пустыне, в 200 км. южнее Багдада высоко поднимает свои стены, возведенные из грубоотёсанного известняка на гипсовом растворе, раннеаббасидский замок Ухайдир (около 778 г.). Внешняя его ограда - 175х169 м., внутренняя – 112х82 м. Сводчатый зал-вестибюль, 15,5 х 7 м., самый большой в ансамбле, ведёт в парадный двор 32,7 х 27 м. На южной стороне дворарасполагался аудиенц-зал в виде сводчатого айвана. Жилые помещения расположены вокруг малых дворов с портиками и айванами.

Волнения среди турецких наёмников побудила халифа Мутассима покинуть Багдад и основать в 736 г. южнее новую столицу Самарру. Она строилась разновременно и лишена какого-либо единства. Ядро города составляет самый ранний средний район, где дворец Мутассима Джаусак занимает 175 га. Комплекс неправильных очертаний включал официальную часть, гарем, сокровищницы, казармы, бани, крытые цистерны, площадку для поло, сады и павильоны. Тронный имел крестообразный план и был перекрыт куполом. Дворец выходил к реке трёхайванным входом Баб ал-Амма, откуда сбегали к воде ступени широкой лестницы. Интерьеры были оформлены орнаментом, сюжетной живописью, резным стуком растительных мотивов, местами присутствуют изобразительные рельефы. К югу от дворца располагалась Большая Мечеть, построенная халифом Мутаваккилем (847-861 гг.). Размерами она превосходила все мечети тогдашнего мусульманского мира (240 х 156 м.). Она была выложена из обожжённого кирпича, толщина стен – 2,65 м., 464 опоры. Двор окружён галереями с балочными потолками на кирпичных пилонах восьмигранного сечения. Мечеть окружал с 3-х сторон внешний двор – зиада. Уникальный минарет этой мечети – Ал-Мальвия – имеет спиралевидную форму. Он возвышался против северной стены мечети на квадратном подиуме 32 х 32 м. и имел внешний ход по спирали. В этой форме явно прослеживается влияние ассирийских зиккуратов.

Иногда дворцы правителей достигали гигантских размеров. В южном конце города располагался дворец халифа Мутазза – Балькуварра (между 849 – 859 гг.). Квадрат 1250 х 1250 с башнями. Он отличался от Джаусака чётким геометрическим рисунком плана. Анфиладное расположение 3-х дворов перед тронным залом воскрешает древние традиции Двуречья.

В 892 г. правители возвращаются в Багдад и Смарра, город-резиденция, созданный искусственно, постепенно пустеет и превращается в руины. Точно так же был заброшен круглый Багдад, пострадавший в 941 г. от наводнения. На восточном берегу реки Тигр быстро растёт новый город – Русафа. Четырёхугольник площадью 340 га, обнесенный стеной с 10-ю круглыми башнями, связанный с западным берегом наплавными мостами. В XII – XIII вв. халифат вошёл в состав государства турок-сельджуков.

В 1227 г. строится огромное двухэтажное медресе Мустансирия (халифа Мустансира) с великолепной библиотекой, госпиталем и банями. Вытянутый прямоугольник плана, четыре айвана, выделение короткой оси (кибла).

Известное в Багдаде сооружение – мавзолей Зубейды, жены Халифа Харуна ар-Рашида (XIII в.), увенчанный коническим ячеистым куполом с тонкой оболочкой, покрытой резной терракотой.

В XII – XIII вв. достигает расцвета Мосул – главный пункт на большом караванном пути из Европы в Индию. Город разбросан по склону холмов на правом берегу Тигра и занимал площадь до 3 кв.км. Поныне сохранились ворота Баб ал-Имади, Баб ал-Джадид, Баб ал-Лакиш, Баб ал-Синджар. Главная мечеть города – Ал Джами ал-Кабир, или мечеть Нур-ад-Дина (1148 г.) пять раз перестраивалась, последний раз – в 1844 г. Два михраба и минарет, опоясанный семью рядами рельефного кирпичного узора, стоит на орнаментированном квадратном цоколе. Высота – 45 м.

При Аббасидах было возведено множество мавзолеев. Первый мавзолей – Куббат Ас-Сулайбия (Мустансира) был создан в Самарре в 892 г. и послужил эталоном для более поздних мемориальных сооружений. Типичный арабский мавзолей XIII в. представляет собой небольшой компактный павильон – куббу – квадратный или 8-гранный в плане, увенчанный куполом. Купола делались ячеистыми или шатровыми. Мемориальные сооружения располагались как правило за городской чертой. Шатровые мавзолеи – мавзолей имама Яхия (1229 г.), мавзолей Аун-ад-Дина (XIII в.).

4. В Аббасидский период круглая скульптура и высокий рельеф уступают место орнаментальному решению плоскости. Получает развитие отвлечённое «ковровое» решение поля стены с растительным, геометрическом, эпиграфическим орнаментом. Элементы растительного орнамента схематизируются, утрачивают изобразительность. Резные «обои» интерьера применены во дворце Балькуварра (IX в., Ирак).

Живопись, известная по халифским дворцам Самарры, решает задачи монументально-репрезентативного характера. Как и в других видах искусства, здесь идёт процесс орнаментализации образов, превращение их в бесплотную узорную поверхность. Однотонная раскраска фона и цвета одежд отвечает строгой симметрии и уравновешенности композиции. Примером может служить композиция «Танцующие девушки» во дворце Джаусак в Самарре. Орнаментальный, графический характер проявляется в своеобразной передаче мускулатуры и сочленений кружками, спиральными завитками, симметричными складками одежды. Впечатление усиливает резкий чёрный контур.

Художественные ремёсла в Аббасидском халифате достигли невиданной ранее высоты. В декоративно-прикладном искусстве проявились художественные устремления народа, его потребность в творчестве, сдерживаемая догмами ислама. Процветали текстильное производство, ковроткачество, изготовление керамики, выделка оружия и металлических сосудов. Особым спросом пользовалась люстровая посуда. Люстр – краска, содержащая соли меди и серебора. Рисунок люстром наносится на готовое керамическое изделие, покрытое белой глазурью. Затем следовал обжиг и изделие приобретало золотисто-коричневый перламутровый блеск.

Получает распространение эпиграфический орнамент чёрным по белому или красному полю с благопожеланиями владельцу.

На северо-западе Ирана и Месопотамии производили художественную бронзу: котлы, тазы, высокие подсвечники и т.д. Особый интерес представляет мелкая пластика: фигурные водолеи, курильницы в виде петуха, фазана, коня, орла. Это свидетельствует о стойкости изобразительных традиций. Но к IX в. в металлопластике реальные формы уступают место схематическим и стилизованным. Поверхность используют как орнаментальное поле.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

1. Мечеть Бейт-Уллах в Мекке

2. Кааба в Мекке

3. Мечеть Джанадия

4. Мечеть Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме

5. Мечеть Ал-Акса в иерусалиме

6. Большая мечеть Омейядов в Дамаске

7. Замок Кусейр-Амра

8. Замок Мшатта

9. Замок Хирбат-ал-Мафджар

10. Замок Ухайдир

11. Дворец Джаусак в Самарре

12. Дворец Балькуварра в Самарре

13. Большая мечеть халифа Мутаваккиля в Самарре

14. Минарет Ал-Мальвия

15. Мавзолей Зубейды в Багдаде

16. Медресе Мустансирия в Багдаде

ЛЕКЦИЯ №5 АРХИТЕКТУРА СИРИИ И ЕГИПТА

1. СИРИЯ

С 64 г. до н.э. Сирия была в составе Римской империи и стала одним из главных центров распространения христианства. В г.Антиохия была резиденция патриарха Востока.При этом некоторые города-государства на её территории с IIIв. стали арабскими (Пальмира, Эдесса, Хатра). В 270 г. Пальмира в период правления царицы Зенобии стала столицей обширного государства, в которое входили Сирия, Малая Азия, Египет. В 273 г. Пальмира была разрушена римскими войсками. Затем Сирия была в составе Византии. г. Антиохия был вторым после Константинополя центром Византийской империи. В середине VI в. Антиохия была опустошена иранскими Сасанидами, которые правили Сирией до 630 г. Затем Византия вернула себе крупнейшие города региона. В 634 - 638 г. арабский полководец Хадил ибн аль-Валид захватил Босру, Дамаск, Баальбек, Халеб, Антиохию, Каннасрин и постепенно утверждается мусульманство.В 661 г. Дамаск становится столицей омейядского халифата (при халифе Муавия). Однако, элементы эллинистического наследия ещё долго сохранаются в культуре Сирии. В VIII в.

Омейядов вытеснили Аббасиды и столица была перенесена в Багдад. С падением династии Омейядов центр арабского мира переместился к востоку от Сирии. На территории Сирии возникают мелкие христианские и мусульманские княжества, еретические секты, тайные учения. Общая духовная обстановка способствует расцвету литературы и науки. В Халебе философ аль-Фараби создал трактат о мировоззрении Платона и Аристотеля, книги по медицине, математике, музыке. Абу-аль-Фарадж аль-Исфахани составил антологию арабской поэзии («Книга песен»). Творчество поэта аль Маарри оказало влияние на поэзию Омара Хайямя и Данте. В X в. в Сирии правила династия Фатимидов, с XI в. – турки-сельджуки, на рубеже XII в. вторгаются крестоносцы, которые создают на территории Сирии 4 государства: Антиохийское княжество, графство Триполи, Иерусалимское королевство и Эдесское государство. В 1128 г. мосульский эмир Зенги занял северные районы Сирии и г. Халеб.Самым известным правителем этой династии был Нур-ад-Дин ибн Зенги. В1174 г. курдский полководец Салах-ад-Дин (Саладин) разбил армию крестоносцев Иерусалимского королевства. В XIII в. правила египетская династия Айюбидов. В 1401 г. Халеб и Дамаск были захвачены Тимуром и началось переселение ремесленников из Сирии в Самарканд – столицу Тимуридов. В начале XVI в. Сирия была захвачена турками и вошла в состав Османской империи. Территория была разделена на 4 провинции, которыми управляли турецкие паши.

Для Сирийской архитектуры характерно сочетание арабских элементов с местным наследием доарабского периода, когда эта территория входила в состав эллинистического мира и Римской империи. В кладке стен и сводов применялся местный тёсаный камень. Постройки, небольшие по размерам, отличаются ясным планом, в мечетях портал входа не выступает из плоскости стены, используются сталактиты.

В 1094-95 гг. построен минарет Большой мечети г. Халеба высотой 50 м. прямоугольный в плане, увенчаный балкончиком. Он имеет 4 яруса, в архитектурном решении применены коринфские пилястры, сталактитовый фриз из резной терракоты.

Недалеко от Триполи сохранился замок крестоносцев Крак де Шевалье, который в 2006 г. был внесен в список всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО. В 1031 г. его занимал курдский гарнизон эмира Халеба (Алеппо) и он назывался «крепость Хасан аль Акрад» или «Замок курдов». В 1099 г. он был захвачен крестоносцами Раймунда IV, графа Тулузского, затем в 1110 г. – Танкредом, князем Галилеи, в 1142 г. граф Триполи Раймонд II передал его ордену госпитальеров для охраны рубежей от набегов тюркского гарнизона. Они восстановили крнпость и. достроив, превратили в самый большой оплот крестоносцев в Святой земле. Толщина стены была 30 м.. за стеной был двор, внутренний зал, часовня и хранилище длиной 120 м. Внутри скалы – складские помещения.в XII – XIII вв. крепость была повреждена землетрясениями, а затем снова востановлена. Она была совершенно неприступна. Её не удалось захватить войскам Саладина в 1188 г. Только обманным путём она была захвачена в1271 г. турками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: