Окраска масляными составами

Масляными красочными составами поверхности окрашивают в защитных и декоративных целях. В том случае, когда главным является защитное назначение покрытия, применяют составы, образующие глянцевые пленки. При образовании глянцевых пленок пигменты погружаются в толщу красочного покрытия, поверх пигментов находится сплошной слой связующего, зеркально отражающего свет.

При декоративной окраске поверхностей внутри здания применяют матовые покрытия. Эти покрытия смягчают цветовые тона окраски, делают менее заметным дефекты штукатурки, бетона, древесины. Чаще всего матовые покрытия получают, снижая в пленке количество связующего и заменяя его испаряющимся растворителем или вводя в составы матирующие добавки — пчелиный и искусственный воск, разведенный в растворителе.

При матировании воском пластинки его всплывают и, располагаясь на поверхности покрытия под различными углами, также рассеянно отражают падающие на него лучи света.

Такие покрытия красивы, но прочность их невелика. Кроме того, пленки высыхают медленно, так как на поверхности образуется восковая пленка, препятствующая испарению растворителя из толщи пленки и проникновению в нее кислорода для окисления масла. При подготовке под окрашивание матовыми неводными составами поверхности грунтуют олифой или краской и окрашивают в один слой жирным масляным составом до глянца. При этом не должно быть матовых пятен и следов недостаточной жирности окраски, так как наличие пятен приводит к образованию более темных мест в матовой окраске и требует переделки. Так окрашивают штукатурку, бетон и иногда дерево.

При приготовлении матовых декоративных составов с большей насыщенностью пигментами, чем глянцевые, часть тертых на масле пигментов заменяют сухими, которые затирают на растворителе (табл. 8.1).

Сухие белила и пигменты перетирают с растворителем до сме-танообразной консистенции. Белила тертые разводят олифой и остатком скипидара, вводят в них перетертые в скипидаре сухие белила, пигменты и сиккатив. Состав перемешивают и процеживают на вибросите СО-3 с сеткой 0,25 — 0,2. Составы наносят на| поверхности макловицей, валиком с меховым чехлом или кистью-ручником. Свежеокрашенную поверхность обрабатывают торцовкой.

Матовые декоративные составы

Таблица 8. 1

Примечание. Перечисленные в таблице матовые составы расположены начиная с менее матового № 1 и кончая матовым предельной сухости № 4.

При приготовлении восковых матовых покрытий готовят состав по рецепту:

Белила цинковые тертые – 2,0

Белила цинковые сухие – 1,0

Скипидар – 1,0

Воск натуральный – 0,2

Олифа натуральная – 0,15

Сиккатив жидкий – 0,15

Пигменты сухие по потребности

Воск измельчают, заливают пятикратным количеством скипидара и выдерживают до полного растворения. Сухие цинковые белила и сухие пигменты разводят половинным количеством скипидара и перетирают на краскотерке.

Белила тертые разводят остатком скипидара и сиккативом, затем вводят в состав сухие пигменты и цинковые белила, перетертые на скипидаре. Состав хорошо перемешивают, затем вводят раствор пчелиного воска, вновь перемешивают.

Состав наносят на поверхность кистью-ручником, растушевывая красочный слой и обрабатывая его жесткой щеткой-торцовкой с тщательно выровненным волосом. Волос щетки-торцовки выравнивают, обжигая ее на раскаленной плите. При работе щеткой-торцовкой необходимо следить за тем, чтобы не образовывать повторно проторцованную и уже несколько окрепшую поверхность. Это может привести к образованию более светлых мест, резко выделяющихся на общем фоне.

Клеевые краски

Клеевые краски — древнейший живописный материал, который наряду с красками на естественных эмульсиях применяют в стенописи в течение многих тысячелетий.

В качестве связующего этих красок в настоящее время используется главным образом животный и растительный клеи. В процессе переработки костных и кожевенных отходов получают так называемый столярный клей (плиточный или в гранулах).

Главный недостаток клеевых красок — низкая атмосферостой-кость их красочного слоя, который быстро теряет яркость и свежесть. Во влажных и неотапливаемых помещениях, где неизбежен конденсат влаги на наружных стенах, клей (связующее красок) загнивает и довольно быстро теряет клеящую способность и чернеет.

Составы клеевых красок. В стенописи, как правило, применяют клеевые краски, которые готовят непосредственно на месте работы из сухих пигментов, затворяя их на воде. Затем из этой суспензии составляют нужный колер (по цвету и тону краски) и, перемешивая суспензию с раствором клея в воде, получают краску в готовом виде.

Колер с добавлением животного клея (в частях по массе):

Колер(водная паста пигментов) – 1,00

Проклейка (10—15 -ный водный раствор животного клея – 0,15—0,20

Вода (до рабочей консистенции)- 1,00—1,50

Формалин (от загнивания) – 0,02—0,05

Из водных пигментных паст составляют необходимый колер, разводят его водой до состояния жидкой сметаны, затем вводят в него 15—20 проклейки. Далее необходимо: сделать пробу на-краску на стекле; посушить стекло; попробовать на отлип, провести рукой по накраске. Если краска не оставляет следа на коже, она годна к работе. Если оставляет след, добавить еще проклейки. Если на накраске колер потускнел и имеет темный ореол по краям — колер переклеен. В этом случае необходимо снизить общую концентрацию клея в-сбставе покраски.

Клеевые краски с добавлением растительного связующего (клейстера) менее атмосферостойки, чем с добавлением клея животного, но дают более бархатистые, мягкие тона.

Колер с добавлением растительного клея (в частях по массе):

Колер (водная паста пигментов) – 1,00

Растительный клей (5—10%-ный раствор муки) – 0,20—0,30

Вода (до рабочей консистенции) – 1,00—1,50

Формалин (от загнивания) – 0,02—0,05

Клеевые краски можно приготовить и на смешанном связующем, использовав для их закрепления совместно животный и растительный клей. Красочный слой будет иметь качества двух связующих.

Клеевые краски с казеиновым клеем в качестве связующего не имеют столь широкого употребления в стенописи, какое получили краски на животном (особенно) и растительном клеях, а также на смешанном связующем. Это вызвано тем, что при работе с казеиновым клеем кодеры можно составлять только из щело-честойких пигментов, так как казеиновый клей — сильная щелочь.

А кодеры с казеиновым клеем обладают очень сильной текучестью, что затрудняет работу ими. Но у клеевых красок с казеиновым клеем есть и достоинства, выгодно отличающие их от красок на животном и растительном клеях: они дают более прочный и более атмосферостойкий красочный слой, а следовательно, и более долговечный.

Некоторые технологи-реставраторы считают, что этими красками можно писать даже в экстерьере, но при условии, что основания, по которым будет вестись рукопись (архитектурные поверхности), должны быть крепкими и сухими.

Подготовка и грунтовка оштукатуренных поверхностей и холста под клеевые краски проводятся так же, как и при работе с красками эмульсионными (темперами). Но под клеевые краски не следует грунтовать холсты и штукатурные плоскости разжиженным скипидарным или спиртовым лаком и эмульсионными грунтами, которые применяют при работе масляными красками. Также не следует под клеевые краски класть очень плотные эмульсионные грунты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: