Столярные работы при реставрации

Столярные работы характерны изготовлением более мелких деталей по сравнению с плотничными работами, применением только пиленых материалов (доски, бруски) с чистой строганой поверхностью.

Соединение отдельных элементов при столярных работах аналогично соединениям при плотничных работах, но все детали выполняют с большей точностью, обрабатываемые элементы имеют меньшие размеры и, как правило, склеиваются.

В реставрационном строительстве к столярным работам относятся изготовление окон; дверей, чистых перегородок, изготовление и установка плинтусов, наличников и т. п.

Вязки при столярных работах. Существует несколько типов соединений при столярных работах: вязка при сплачивании, вязка ПРИ наращивании и сращивании, вязка под углом и др.

При производстве столярных работ широко применяют гвозди диаметром 1,2—4 мм, длиной 25 — 100 мм, шурупы диаметром до g мм и длиной до 100 мм, угольники, болты, накладки и так называемые скобяные металлические изделия.

Все столярные вязки элементов выполняют с применением клея. В условиях малоэтажного строительства можно рекомендовать столярный (мездровый и костный) и казеиновый клеи.

Столярный клей должен быть однородным, при рассмотрении на свет просвечиваться, при дроблении распадаться на игольчатые куски, в холодной воде набухать, но не растворяться. Приготовляют клей в клееварке — сосуде с двойными стенками и двойным дном, между которыми находится вода.

Плитку клея разбивают на мелкие части, заливают холодной водой из расчета 10—12 вес. ч. воды на 1 вес. ч. клея и выдерживают в течение суток. Затем остаток воды сливают, и клееварку ставят на огонь. Клей имеет прекрасную вяжущую способность при температуре 50 °С. Пригоревший при варке клей к употреблению непригоден.

Клей наносят кистью на склеиваемые поверхности тонким слоем (увеличение толщины шва более 0,15 мм снижает прочность склеивания), элементы соединяют и сжимают в струбцинах или вай-мах (струбцина на клиньях).

Высохший столярный клей растворяют в воде, поэтому столярные изделия, склеенные этим клеем, необходимо устанавливать в сухом помещении.

Для склеивания столярных изделий, устанавливаемых в сырых помещениях, лучше применять казеиновый клей, нерастворимый в воде. Он имеет вид порошка или желтоватых кусочков. Казеиновый клей приготовляют и применяют для склеивания в холодном состоянии. Казеиновый клей сохраняется в течение 6—8 ч, после чего затвердевает и повторно не растворяется.

Краснодеревные работы. К краснодеревным работам относятся: выполнение изделий из ценных пород дерева, а также офанерованных ценными породами; изготовление стильной мебели и деревянных элементов художественного оформления здания. Это панели и потолки из ценных пород дерева или фанерованные по каркасу, двери, встроенная мебель — шкафы, сложные филенчатые перегородки и ряд архитектурных деталей — балясины, поручни и т.п.

Для краснодеревных работ применяют: дуб, бук, орех, клен, березу, красное дерево, карельскую березу, ясень, граб, чинар, грушу, яблоню, кедр и другие, как в виде досок, брусьев, брусков, так и в виде клееной фанеры, ножевой (однослойной) толщиной 0,8 мм, приготовленной распиловкой кругляка по диаметру и шпона — тонкой фанеры, приготовленной разверткой кругляка.

Одной из важных операций в краснодеревных работах является оклейка дерева фанерой. Такую оклейку выполняют непосредствен но по основанию из неценных пород дерева или по так называв мой подготовке, которую делают из фанеры — переклейки. Поверхность под оклейку ножевой фанерой тщательно готовят, обрабатывают так, чтобы была совершенно ровной, после этого нее накладывают клей в горячем состоянии ровным, но не очень тонким слоем. Ножевую фанеру (фанеровку) предварительно подбирают по рисунку и цвету и вырезают по заданному размеру. Фанеру накладывают на основание и прижимают к нему закругленной частью молотка, утюгом или в прессе.

Кривые поверхности оклеивают в специальных зажимах-суля гах. Некрупные сложные профили обычно не фанируют, а изготовляют из целого куска дерева ценной породы.

Одним из наиболее сложных видов фанерования является рустация (маркетри), т.е. мозаичный набор из различных кусков ножевой фанеры, собранных по рисунку, врезанных в поверхность мебели или архитектурной детали и отполированных.

Соединяемые кусочки набора подклеивают с обратной стороны клейкой бумагой. Сам набор наклеивают лицевой стороной на основу под прессом, клейкую бумагу соскабливают. Обратная сторона набранной инкрустации становится лицевой. Ее выравнивают, шлифуют и покрывают лаком.

Морение. Это старый и широко распространенный способ изменения цвета древесины. Морилки — водные и спиртовые растворы красителей. В реставрационных работах при тонировании морением речь может идти только о натуральных красителях подлинника.

Для улучшения декоративных качеств дерева его иногда подвергают морению, т.е. окраске, которая проникает на некоторую глубину в древесину. Перед морением поверхности циклюют, про-шкуривают, а затем дерево хорошо просушивают. Для морения применяют вещества, которые можно разделить на несколькс групп: 1) вещества, извлекаемые с помощью различных растворителей из ярко окрашенных растений (красное дерево, сандал, корень алканны, индиго); 2) растворы различных солей кислот и щелочей; 3) различного рода искусственные красители, в первую очередь анилиновые краски; 4) цветные лаки и политуры.

Наиболее существенную часть краснодеревных работ составляет отделочные операции — шлифовка, полировка, лакировка, вощение.

Для шлифовки применяется самая мелкая шкурка либо шлифовальный порошок. Шлифовку весьма часто выполняют механизмами.

По окончании шлифовки приступают к полировке. Первая полировка (грунтовка) сводится к заполнению пор дерева специальными составами — грунтовками. Составы изготовляют клеевые и желатиновые. Кроме того, применяется еще грунтовка политурой. Грунтовочный состав наносят кистью или тампоном и после просушки тщательно шлифуют. Вторая полировка сводится к наведению на поверхность слоя шеллака. Третья полировка, так называемая отполировка, имеет целью дать блестящую, зеркальную поверхность. Эта полировка выполнятся непрерывными и плавными движениями руки с подпудриванием полируемой поверхности пемзой.

Лакировка производится по шлифованной поверхности, на которую наносят лак мягкой кистью. Лак наносится в несколько слоев, причем первые два слоя лака после просушки шлифуют шкуркой. Третий слой лака шлифуют пемзовым порошком, причем поверхность покрывают еще один-два раза лаком, без шлифовки.

Вощение (покрытие воском) выполняют с целью закрытия в древесине пор, а также для придания ей окончательно отделанного вида.

Во всем остальном краснодеревные работы выполняют также, как и белодеревянные — столярные, с применением тех же инструментов и механизмов.

Требования, предъявляемые к краснодеревным работам в отношении качества, должны быть значительно более высокими по сравнению с белодеревянными работами.

Паркетные работы. Подготовка основания под паркетные полы состоит в том, что по лагам настилают дощатые черные полы.

Планки изготовляют преимущественно из дерева твердых пород в форме квадратов, ромбов и прямоугольников, стандартных по размерам.

При укладке штучного паркета в первую очередь по оси помещения протягивают шнур и по нему прокладывают первую линию (обычно в елку) паркета. По обе стороны, соблюдая точность рисунка, укладывают остальные ряды.

Каждая планка имеет шпунт и гребень, которые входят один в Другой, образуя прочное соединение. Кроме того, планку прикрепляют к настилу черного пола гвоздями длиной 40 мм, забиваемыми вкось в кромки клепки. Уложенный паркет остругивают и циклюют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: