Конституционный статус Федерального Собрания РФ.
План:
1. Правовой статус Федерального Собрания РФ.
2. Полномочия, структура и порядок деятельности Совета Федерации.
3. Полномочия, структура и порядок деятельности Государственной Думы. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.
4. Законодательная деятельность Федерального Собрания.
Вопрос 1. Правовой статус Федерального Собрания РФ.
Федеральное Собрание — парламент — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.
Деятельность Федерального Собрания связана с тремя основными парламентскими функциями: представительной, основанной на выражении воли народа; законодательной, обеспечивающей правовое регулирование общественных отношений; контрольной, заключающейся в проверке деятельности государственных органов.
|
|
Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет федерации является органом представительства всех субъектов Российской федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех российских граждан независимо от места их жительства, а также интересы политических партий, имеющих всероссийский статус.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь для заслушивания:
• посланий Президента России;
• посланий Конституционного Суда РФ;
• выступлений руководителей иностранных государств.
В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат.
Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:
1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат федерального Собрания;
2) связанные с организацией деятельности палат;
3) по принятию федеральных законов. Различный характер состава и компетенции палат Федерального Собрания обусловливает их различную структуру.
Вопрос 2. Полномочия, структура и порядок деятельности Совета Федерации.
Полномочия Совета Федерации не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соответствии с законами субъектов Федерации, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными).
|
|
Совет Федерации, называемый верхней палатой российского парламента, наделяется специальной конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению важных вопросов жизни государства и общества.
К полномочиям Совета Федерации относится назначение на должность всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ. Так же как и Государственная Дума, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов.
Вопрос 3. Полномочия, структура и порядок деятельности Государственной Думы. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, 225 депутатов из которых избираются по одномандатным избирательным округам и 225 депутатов — избираются по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства.
В Российской Федерации состоялись три избирательные кампании по выборам депутатов в Федеральное Собрание в 1993, 1995 и 1999 годах. Хотя ст. 96 Конституции РФ закрепляет правило, что Государственная Дума избирается сроком на 4 года, в связи с тем, что первые выборы в Государственную Думу 1993 года проходили в весьма сложной политической обстановке, было предусмотрено, что Государственная Дума и Совет Федерации первого созыва избираются сроком на два года. После декабря 1995 года Россия вошла в обычный 4-летний выборный цикл депутатов Государственной Думы.
Кроме основной законодательной деятельности Государственная Дума вправе решать и другие вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ее ведению. К таким вопросам относятся:
• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека, а также Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
• дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ и решение вопроса о доверии Правительству РФ;
• объявление амнистии;
• выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
1) в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.