Конспект урока музыки

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема урока: опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: ввести в музыкальный мир оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение понятий: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал

Развивающая: совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова - изобразительного искусства в опере; продолжить формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

Воспитательная: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Планируемые результаты:

Предметные: высказываться о характере музыки, определять, какие чувства

возникают при прослушивании музыки из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения глубже понимать смысл произведения.

Регулятивные: развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, развивать логические действия сравнения, анализа на примере музыкальных произведений

Коммуникативные: формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, развивать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные: формировать развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; развивать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений, формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности; формировать чувство доброжелательности, отзывчивости и музыкально – эстетического чувств, формировать позитивную самооценку своих музыкальных способностей.

Оборудование: музыка Арабского танца из оперы «Руслан и Людмила», Ария Людмилы и Марш Черномора.

Ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный этап. Приветствует учащихся. Приветствуют учителя.  
2.Актуализация знаний. Звучит музыка Арабского танца из оперы «Руслан и Людмила» - Какую тему для разговора подсказывает нам музыка? - Сегодня на уроке мы совершим музыкальное путешествие. - Как вы думаете, в какое место? - Как называется театр, в котором звучит музыка? - Кто из вас скажет, как называется наш большой раздел? -Давайте вместе попробуем отгадать на какой спектакль мы пойдём. В театре очень интересно, Когда в спектакле все поют. И музыку играл оркестр. Спектакль как же назовут? - А что же такое опера?     -Мир сказки, волшебства.     - В театр - Музыкальный   - «В музыкальном театре»   Опера     Опера – это музыкальный спектакль. Л: Формировать развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. - Зачитываю отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… - Ребята, как вы думаете, какая будет тема нашего урока? - Да, верно. Тема нашего урока - опера Руслан и Людмила.     Слушают учителя     Опера Руслан и Людмила     П: Развивать умения глубже понимать смысл произведения. К: Формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
4.Первичное усвоение нового знания. - А написал оперу великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Важным фактом краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушка. Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки. Глинка берет уроки у великих музыкальных педагогов. Именно здесь происходит знакомство будущего композитора с Александром Пушкиным. Между ними завязываются крепкие дружеские отношения, которые длятся до самой смерти великого поэта. У Глинки была заветная мечта - написать русскую оперу. И он её написал, эта была его первая опера, а называлась она «Жизнь за царя» премьера состоялась успешно и после этого, он познакомился со сказкой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила и принялся писать вторую оперу «Руслан и Людмила». Работа над оперой шла около 6 лет. - В сказке рассказывается. Сюжет сказки (приложение 1) -Ребята, а вот в опере действия начинаются с песни Баяна «Дела давно минувших дней» - А как вы думаете, кто такой Баян? - Хорошо     - Сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент, смотрите и слушайте внимательно. - О чем поет? - На чем играет? - Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей. Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественность повествования. - Какое настроение передает эта музыка?  Слушаю учителя.     Рассуждают о Баяне Баян – это древнерусский певец и сказитель. Баяна считают покровителем музыки, поэзии и творчества. Смотрят     На гуслях    
5.Первичная проверка понимания. Физкультминутка А сейчас, ребята, встаньте! Физкультминутка! Наши ушки на макушке, Как у зайки на опушке. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Раз — подняться на носки и улыбнуться. Два — руки вверх и потянуться. Три — согнуться, разогнуться. Четыре — снова все начать, Пять — поглубже всем вздохнуть. Шесть — на пояс руки ставим. Семь — повороты туловища начинаем. Восемь — столько раз приседаем, Девять — потягиваемся и отдыхаем. Десять — и урок наш продолжаем. - А кто главная героиня в опере Руслана и Людмила? - Да ребята, верно главная героиня в опере Людмила. - А какой вы ее представляете? - Тогда я вам предлагаю закрыть глаза и представить образ Людмилы (включаю Арию Людмилы) - Итак, какой же вам представилась Людмила? - Каким голосом она пела высоким или низким? - Как вы думаете, какой характер у неё? - О чем она поет? - В сказке Людмилу крадет злобный волшебник Черномор, который очарован русской красавицей Людмилой. - Давайте посмотрим на него. Каким он вам представился? - Да верно, Черномор хочет показать себя таким могучим, властным перед Людмилой, а на самом деле он карлик и сила его только в бороде, не будет бороды и он будет обычным. - Давайте с вами прослушаем марш Черномора. - Обратите внимание, как будет звучать музыка. - О чем она нам рассказывает? Слушают. - Так как звучит музыка? О чем она нам рассказывает? - Какое настроение передает? - Ребята, а какая музыка в начале звучала. -Да верно это марш, сейчас я вам предлагаю встать и промаршировать как свита Черномора грозного волшебника.. -Ребята, а какие произведения мы сегодня слушали? - С оперой какого композитора познакомились.   Людмила   Представляют Отвечают на вопросы учителя   Рассуждают     Дела давно минувших дней.   Ария Людмилы и Марш Черномора    
6.Первичное закрепление. Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Перед вами в одном столбике имена главных героев, а в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою. Проверка. Задание для детей, имеющих трудности в обучении: Составить план по опере «Руслан и Людмила». Выполняют задание.  
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание: выучить стихотворение «У лукоморья дуб зелёный». Записывают домашнее задание в дневник.  
8.Рефлексия (подведение итогов занятия). - Ребята, мы с вами много узнали интересного, много всего просмотрели и прослушали. - Кто же мне скажет, что такое опера? -С каким композитором мы с вами сегодня познакомились? - Какую оперу он написал? -Каких героев из оперы вы запомнили?     Ответы учащихся. К: развивать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании.

 

Приложение 1

Сюжет сказки.

Князь Владимир устроил пир. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за русского богатыря Руслана. В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие гости внезапно погружаются в сон. Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. И тогда Князь Владимир дает наказ, кто найдет и спасет его дочь Людмилу, тому достанется богатство и царство в придачу. И тогда отважный Руслан отправляется на её поиски. Но ему не нужно было богатство, потому что он любил Людмилу. Для того, чтобы найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. Но вот, наконец, Руслан попадает во дворец Черномора. Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество и сила. Руслан побеждает Черномора и спасает Людмилу.

Приложение 2

Герои произведения Характеристики
Людмила поступки героя чёрные, недобрые.
Руслан “милая людям”.
Князь Владимир “русый, светловолосый, настоящий русский человек”.
Черномор несёт мир, добро, владеет миром

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: