Тема 6. Культурная картина мира. Менталитет культуры

Культурная картина мира – это целостная система представлений об устройстве мира и месте человека в нем. Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство, время, причина, движение, судьба, а ее ядром – менталитет. Культурная картина мира проявляется в различных отношениях человека к ценностям, явлениям культуры, личности, семье, проявлениям добра и зла.

Менталитет культуры – это духовный облик, способ мышления, совокупность психологических и поведенческих установок, определяющих своеобразие и самобытность мировосприятия, образа жизни людей данной культуры.

Тема 7. Социализация. Инкультурация, её стадии и средства.

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Инкультурация - это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии: первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия начинается с момента рождения ребенка и продолжается до завершения подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей, которые усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

На этой стадии родители приучают детей выполнять правила того мира, в котором живут. Для выработки адекватных знаний и навыков, необходимых для повседневной жизни, обычно используются специальные способы воспитания в форме игр

Вторичная стадия инкультурации относится уже к взрослому периоду жизни человека. Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время, изобретений и открытий, существенно меняющих жизнь человека, или новых идей, заимствованных из других культур.

На вторичной стадии инкультурации у человека развивается способность к самостоятельному освоению культурных норм, принятых в данном обществе. Теперь он уже может сам применять полученные знания и навыки для решения собственных проблем или проблем, важных для других людей. Для этой стадии характерна сознательная оценка своих и чужих поступков, ценностей и норм культуры.

Тема 8. Сущность и характеристики культурной идентичности.

Культурная идентичность – чувство принадлежности человека к той или иной культуре. Каждый человек нуждается в определенной регламентации своей жизнедеятельности, которую он может обрести только в сообществе других людей, что и определяет существование культурной идентичности.

Суть культурной идентичности состоит в том, что человек осознанно принимает соответствующие культурные нормы и образцы поведения, ценностные ориентации и язык. Культурная идентичность способствует пониманию собственного «я» с позиции культурных характеристик, принятых в данном обществе, самоотождествлению себя с его культурными образцами.

Тема 9. Проблемы культурной идентификации личности в современном мире.

Глобализация и информатизация как взаимосвязанные и взаимообусловленные явления социальной реальности оказывают сегодня существенное влияние на культуру, личность и общество. Неслучайно современный этап развития общества принято именовать информационным обществом. Образование, являясь одним из фундаментальных социальных институтов, призванных обеспечить не только профессиональную подготовку всесторонне развитой личности, но и трансформацию культуры в новых поколениях общества, находится сегодня в фокусе проблем, связанных с культурной идентификацией личности в современном мире.

Нельзя не принимать во внимание такой аспект глобализации, как глобализация культуры. В контексте глобальных проблем образования и информатизации образования и общества, пожалуй, наиболее очевидный и значимый признак глобализации в области межкультурного и межличностного общения проявляется в распространении по всему миру какого-то одного языка, в данном случае английского, а также в билингвизме и мультилингвизме, облегчающих передачу культурных достижений и идей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: