Тема 13. Результаты аккультурации. Аккультурация и адаптация

Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах: психологическом и социокультурном.

Адаптация — это термин, обозначающий стратегии приспособления индивида в процессе аккультурации и ее последствия. Предполагается, что существуют разные стратегии приспособления, которые приводят к разным типам адаптации (как и к разным последствиям). Были выделены три вида стратегий индивида (Берри Дж.), а именно: приспособление, реакция и отказ.

 

Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Это выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно сформированном чувстве личной или культурной идентичности.

Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. Поскольку одним из важнейших показателей успешной адаптации является наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих профессиональных достижений и как следствие своим благосостоянием в новой культуре, исследователи в последнее время в качестве самостоятельного аспекта адаптации выделяют экономическую адаптацию.

Понятие «аккультурация» определяется как смена культуры, происходящая в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными культурными группами. Если первоначально это явление понималось в качестве феномена группового уровня, то сейчас оно широко признается как феномен личностного уровня и обозначается понятием психологическая аккультурация (Грейвс Т). На этой стадии аккультурация обращена на психологические изменения индивида, культурная группа которого коллективно испытывает феномен аккультурации. Важно отметить, что пока изменения в обеих группах находятся в рамках определения, большинство этих изменений происходит в недоминирующей группе, как результат влияния доминирующей группы. Именно на недоминирующих (аккультурационных) группах мы и сконцентрируем свое внимание в попытке связать опыт аккультурации и индивидуальные последствия среди аккультурационных индивидов.

 

Тема 14. Культурный шок, его симптомы, причины, формы проявления.

Культу́рный шок — эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Суть культурного шока — конфликт старых и новых культурных норм и ориентации, старых — присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, то есть представляющих то общество, в которое он прибыл. Собственно говоря, культурный шок — это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Формы проявления культурного шока:

· напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;

· чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;

· чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое

· может трансформироваться в отрицание этой культуры; о нарушение ролевых ожиданий и самоидентификации;

· тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;

· чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура выработала множество символов и образов, стереотипов поведения, с помощью которых человек может автоматически действовать в разных ситуациях. Когда человек оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основывается на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Именно разочарование в адекватности собственной культуры, осознание ее неуниверсальности становится причиной шока, так как в условиях своей культуры человек не отдает себе отчет, что в ней есть эта скрытая, невидимая часть культуры.

 

Тема 15. Модель освоения чужой культуры М. Беннета.

Современный американский культуролог Мильтон Беннет разработал теоретическую модель освоения чужой культуры. Центральной идеей его модели является положение о необходимости развития у человека межкультурной чуткости (чувствительности), умения воспринимать и толковать межкультурные различия. Беннет считает, что для того чтобы подготовить человека к межкультурному общению, надо развить у него межкультурную чуткость - умение видеть и понимать межкультурные различия.

Согласно модели М. Беннета, человек проходит шесть этапов личностного роста:

· три этноцентристских этапа (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий);

· три этнорелятивистских этапа (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: