Северное Возрождение (чинквенченто, 1500-е гг)

Проторенессанс (Дученто, 1200-е гг.)

Интернациональная готика.

Основные представители:

Симоне Мартини (1284-1344 гг): Живописцу присуща тончайшая духовность, нередко столь возвышенно-отрешенная, что она как бы очищена от конкретных человеческих эмоций,

ДжоттодиБондоне(1267-1337): первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение.

Раннее Возрождение (треченто, 1300-е гг).

Основные представители:

ФилиппоБрунеллески (1377-1446): Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.

СандроБоттичели (1445-1510):этого мастера относят к позднему периоду раннего возрождения. Портретист, его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Изображение духовной жизни, глубокой психологической характеристике.

Высокое Возрождение (кватроченто, 1400-е гг.)

Основные представители:

Леонардо да Винчи (1452-1519): У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато – дымки между зрителем и изображённым предметом, реализм в его произведениях перешел на новый уровень, добился высокого мастерства в передаяе пространства, построения композиции, гармоничный образ, отвечающий гуманистическим идеалам.

Рафаэль Санти (1483-1520): Им был создан свой собственный идеал человека, свое представление о гармонии и красоте. Воплотил идеи гуманизма эпохи ренессанса. Это представления о свободе человека, о возможностях его физического и духовного совершенствования,

Микеланджело Буонаротти (1475-1564): в большей степени архитектор. В живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид». Героический пафос, трагическое ощущение кризиса гуманизма.

Позднее Возрождение (маньеризм).

Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенныйспиритуализм (в противоположностьматериализмусчитающееначаломили субстанциейвещей не материю, а дух) (нередко сочетающийся с не менее сублимированнымэротизмомили, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композициии т.д…

Основные представители:

Франческо Пармиджанино (1503-1540): стремительно уходил от пропорций Рафаэля, его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Подобно остальным художникам-маньеристам, он намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение, изумление и раздражение. В этом заключалась особенность его манеры, уводящая зрителя от ясных классических образцов Ренессанса,

АньолоБронзино (1503-1563): создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов.

Северное Возрождение (чинквенченто, 1500-е гг).

Художники, жившие к северу от Альп, не имели перед своими глазами образцов античного искусства. Долго сохранялись традиции и навыки готического искустсва. Потреты северных художников лишены гармонизации и идеализации действительности, в своей реалистичности они доходят ждонатурализма.они не порывают с народной стихией, крестьянской жизнью, фольклорными традициями.

Основные представители:

Питер Брейгель старший (1525-1569): в своем творчестве показал единство человека и плодоносящей природы, находящихся в бесконечном движении и обновлении; показал современную жизнь, напряженность предреволюционной поры, национальный характер народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую энергию, его праздничное мироощущение. Сюжеты реальной жизни сатирического содержания претворяются у него в богатое красочное зрелище. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Ощущения глубины он достигает с помощью бледных смешанных тонов пейзажа на дальнем плане, богатых теплыми и мягкими переходами,

Ян ванЭйк(1385-1441): Сюжеты реальной жизни сатирического содержания претворяются у него в богатое красочное зрелище. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Ощущения глубины он достигает с помощью бледных смешанных тонов пейзажа на дальнем плане, богатых теплыми и мягкими переходами. Утверждает самоценность портрета единичного человека, отличающегося объективностью, конкретностью и глубиной раскрытия неповторимого своеобразия личности.

Альбрехт Дюрер (1471-1528): Дюрер обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Творчество Дюрера поражает контрастами. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.

Практическая работа.

Основных представителей эпохи, отобразить эпоху в виде предложенной схемы. Схема на след.странице.


 

Литература:

1. Учебник «Мировая художественная культура. От истоков до XVIIвека. 10 кл.» Данилова Г.И.

2. «Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды. Германия. Франция. Испания. Англия» Степанов А.В.

3. «Культура эпохи Возрождения и Реформация» Академия наук СССР.

4. «Краткая история искусств». Дмитриева Н.А.

5. Мировая живопись в полотнах великих мастеров / Пер. Л. Бурмистровой. – М.:Эксмо, 2007. – 384 стр.: ил.

6. Интернет-ресурс: Википедия.

7. Интернет-ресурс: Художники Северного Возрождения http://northernrenaissance.jimdo.com/

8. Интернет-ресурс: Традиция. Русская энциклопедия http://traditio-ru.org/

9. Интернет-ресурс: http://smallbay.ru/Виртуальная галерея

10. Интернет-ресурс: https://www.google.ru/maps Виртуальная экскурсия

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: