Культура и культурная коммуникация

Каждая культура в процессе своего развития создает различные системы символов и знаков, которые являются своеобразными ее носителями. Для человека владение этими знаками и знаковыми системами означает его включение в отношения с другими людьми и в культуру. На протяжении истории человечеством было создано огромное количество знаков и символов, регулирующих поведение индивидуумов в социуме и помогающих осуществлять их совместную деятельность.

Культура по своей сути - это характеристика человека и общества, связанная его способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет к нему отношение, является частью культуры.

Поскольку коммуникация является важнейшей частью человеческой жизни, она составляет также и часть культуры. Только через коммуникацию человек может соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм - социум.

В современном языке понятие «культура» употребляется в основном в широком и узком значениях. В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством. В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания, т.е. культура -- это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.

Важнейшим условием межкультурной коммуникации этносов являются особенности их ценностных миров, соотношение между их ценностными системами. При этом глобальные социально-исторические обстоятельства, в которые волею судьбы «помещены» те или иные этносубъекты, практически не зависят от них и в то же время существенно определяют их отношения. Кроме того, эти отношения могут сознательно регулироваться людьми и связаны с их собственным выбором - жить в мире и дружбе или во вражде и злобе.

 

Язык как явление культуры. Языковая картина мира.

 

Проблема взаимодействия языка и культуры в лингвистике второй половины ХХ века является одной из актуальных, так как исследователей интересует язык в связи с его носителем. Данный подход к изучению фактов языка получил название антропоцентрической (от греч. anthropos – человек) парадигмы.

Одним из первых учёных, обратившихся к проблеме взаимоотношения языка и культуры, был Вильгельм фон Гумбольдт, который связал воедино мышление, язык и культуру. Он высказал мнение, что характер связи языка и мышления глубок и противоречив. Эти понятия настолько тесно связаны, что не могут существовать раздельно. Однако при этом мышление как бы опережает язык, являющийся оковами для быстрой мысли. По его мнению, язык занимает промежуточное положение между человеком и объективным миром, он обуславливает отношение человека к предметам, так как его восприятие действительности зависит от языковых представлений. Таким образом, его понимание связи языка и мышления перекликается с вопросом взаимодействия языка и культуры.

Основные положения теории В. фон Гумбольдта сводятся к следующим: а) материальная и духовная культура воплощается в языке; б) всякая культура национальна, её характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма; в) внутренняя форма языка – это выражение «народного духа», его культуры.

«Языковая картина мира (ЯКМ) – исторически сложившаяся в сознании языкового коллектива и отраженная в языке система образов и представлений человека об окружающей его действительности, способ концептуализации (осмысления действительности), обозначение репрезентированной в языке действительности».

Язык выражает человеческое сознание, в котором объективный мир не отражается зеркально, а преломляется, превращаясь в форму особого мира. Именно этот отраженный в языке вторичный мир, интерпретируемый в соответствии с мировидением носителей языка, и представляет собой ЯКМ. «Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру (природе, животным, самому себе как элементу мира)»(Маслова В.А.) На формирование этнической ЯКМ оказывают влияние традиции, обычаи, суеверия и т. п.

Таким образом:

1) язык – часть культуры, которую мы наследуем от предков;

2) язык – основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру;

3) язык – важнейшее из всех явлений культурного порядка (науки, религии, литературы и т. п.).

 

 




double arrow
Сейчас читают про: