В ельцинской Конституции структурных частей, посвященных соци-альному устроению и гуманитарной проблематике нет. Есть перечисле-ние прав и свобод человека, которые относятся к интересам личности, но об иных субъектах, таких как общество и народ, те самые группы инте-ресов, включая и объединения различного рода, об их интересах и взаи-моотношениях речи нет. Есть конечно ссылки на то, что есть право на создание общественных объединений, но далее, например, внедрена за-кладка, что политические партии не могут свои первичные организации формировать по производственному признаку, а только по территори-альному — и это не случайно. Много еще чего неслучайного можно обна-ружить в ельцинской Конституции.
Поэтому можно сказать, что наша позиция и наше строительство ре-шительно противоположны ельцинско-путинской модели страны. Име-ются основания утверждать, что наш подход более продуман, системен
и гораздо ближе к оптимальному устроению страны, гарантирующему более высокую ее жизнеспособность и успешность.
|
|
В этом разделе мы затронем очень острые вопросы — труда и парази-тизма, распределения благ, эксплуатации человека человеком и другие.
125
Наша Конституция
Итак, идем по тексту нашей конституции.
Раздел 3. Социальное и гуманитарное устройство России
Глава 10. Общество
Статья 56. Общество в России
1. Общество в России самостоятельно, самоорганизуется, вырабаты-вает общественную идеологию и взаимодействует с государством.
Жуткая проблема в том, что по действующей Конституции и по сло-жившейся практике нынешнее российское общество не в состоянии про-тивостоять антиконституционным, антизаконным, практически понтам
и понятиям, которые в заметной степени заменили закон в нынешней России. Простаки пытаются выдвигаться или выдвигать на выборы сво-их кандидатов, а режим попросту фальсифицирует выборы. Пытаются собраться на улице и что-то высказать — а полицейские и разгоняют,
и сажают в автозаки. Пытаются высказываться, чтобы консолидиро-вать общественное мнение в интернете, а их глушат. На центральные, самые мощные информационные каналы телевидения, попасть и вовсе невозможно. Поэтому в нынешней России общество не способно влиять
и противостоять всевластию власти, нарушению законов и Конституции этой властью. Как добиться того, чтобы сдержка и противовес власти в виде общества работали бы в нашей стране? Эту задачу мы и решали, она очень непростая, понадобилось множество решений в разных ча-стях Конституции и часть из этих решений сосредоточена в сегодняш-нем разделе.
|
|
2. Основополагающими принципами построения и развития россий-ского общества являются:
а) сплоченность на основе солидарности; б) единство в разнообразии;
в) взаимоуважение, сотрудничество и взаимопомощь;
г) стремление к общественному согласию и процветанию;
д) равенство в правах, свободах, обязанностях и ответственности человека и гражданина;
И здесь как всегда опять знакомая уже нам связка: не просто права
и свободы, а и обязанность, и ответственность человека и гражданина. Мы скоро дойдем до понятия справедливости и социальной справедли-вости и там особенно подчеркнем, что если нет связок «права — свободы»
и «обязанность-ответственность», то справедливости в обществе и в го-сударстве достигнуть даже теоретически невозможно. Это все непростые вопросы, но простоты мы и не обещали. Простота для простаков, кото-
126
рых водят вокруг пальца. А наши работы и продукты для тех, кто всерьез намерен изменить дела в Отечестве.
3. Общество формирует представления об общественных ценностях на основании высших ценностей России, развивает и распространяет их, требует от государства их реализации.
Напомним, что высшие ценности России, введенные в начало нашей Конституции, списаны не с потолка. Это мудрость тысячелетней истории нашей страны, народом обнаруженные, выстраданные, выпестованные
и перенесенные через поколения ценности. И они, эти высшие ценности, не случайны — именно они являются наилучшими решениями в много-мерном пространстве факторов успешности страны. Они наилучшие, их еще называют традициями. Это цивилизационные накопления, наилуч-шие факторы успешности страны.
4. Представительство и защиту общественных интересов осущест-вляют объединения граждан, средства массовой коммуникации.
Статья 57. Общество и государство
Обратим внимание на вектор направленности: «общество и государ-ство», затем будет «государство и общество» — и это двунаправленные потоки взаимоотношений.
1. Общество взаимодействует с государством посредством выборов,… (Дальше будет целый раздел, посвященный гарантиям народовластия, способам пресечь наглые, абсолютно незаконные путинские фальсифи-кации сегодняшних федеральных и остальных выборов — С.С.) … выдви-жения своих представителей на выборные должности в государственных органах, осуществления оценки его деятельности,… (Это принципи-ально новая вещь в рамках института, который мы вводим в Конститу-цию — института политической ответственности, для которого уже под-готовлен соответствующий закон30.) … выдвижения инициатив, ведения диалога, предъявления требований и иных форм народовластия.
Дальше об этом будет рассказано подробнее.
2. Информация о деятельности государственных органов предостав-ляется гражданам, их объединениям, юридическим лицам по их запросу,
а также в иных предусмотренных законодательством России случаях. До-ступ к информации о деятельности государственных органов ограничи-
30 Сулакшин С.С., Гаганов А.А., Троицкая М.В. Пакет законодательной инициативы для принятияФедерального закона «О политической ответственности публичных должностных лиц в Россий-ской Федерации». — М.: Наука и политика, 2016. — 112 с.
127
вается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к информации с ограниченным доступом.
Такова военная, государственная, коммерческая тайна, еще какие-то ограниченные виды информации, но деятельность государственных ор-ганов, чиновников, включая президента, станет куда как более открытой для народа. Будет специальный закон об открытости информации, чтобы чиновники не прятались за отписками, чтобы видна была бы ложь и об-ман, которыми они занимаются. Сейчас депутаты редко когда вообще отчитываются, а Путин, в нарушениие Конституции, в 2018 году манки-ровал конституционно требуемым ежегодным Посланием Президента Парламенту, которое устанавливает основные направления внутренней
|
|
и внешней политики на следующий год. То есть, на 2019 год никаких основных направлений внутренней и внешней политики в России не было — как встанет с утра наш герой, так и что-нибудь сделает то ли в Сирии, то ли на Украине или еще где-нибудь. Поэтому, вопрос о доступ-ности информации и об обязанности государственных должностных лиц
и органов предоставлять обществу эту информацию один из важных.
3. Общество вправе протестовать против действий (бездействия)
и решений государственных органов и их должностных лиц, их планов
и намерений без применения насилия и в порядке, установленном феде-ральным законом.
Получили мы, народ, общество информацию от власти и свою точку зрения по этому поводу сможем власти предъявить.
4. Общество вправе требовать отчета от каждого государственного органа и его должностного лица в рамках сферы его ответственности.
Это еще одно новшество.
Статья 58 и вот он обещанный обратный вектор — «государство и об-щество». Во взаимоотношениях разных социальных субъектов всегда есть два направления и это, кстати, принцип, который позволяет уви-деть, понять и освоить природу справедливости. Итак.
Статья 58. Государство и общество
1. Государство обязано способствовать обеспечению общественно-го прогресса, социальной справедливости,… (Введено понятие — «со-циальная справедливость». Что это такое поясняется в следующей гла-ве, названной «Социальная справедливость». Здесь лишь подчеркнем, что определение социальной справедливости совершенно нетривиаль-но и очень важно, потому, что природа дефиниций в пространстве со-знания, человеческого мышления такова, что если найден ее истинный смысл, то он с неизбежностью порождает шлейф последствий. — С.С.)
|
|
128
… общественной нравственности и повышению общественного благосо-стояния.
Я напомню, что высшие цели и функции цели у нас — это всеобщее благо, даже не общее, суммарное, аддитивное, а именно всеобщее благо, потому что связи там весьма нелинейные, не суммируемые, как говорят математики.
2. Государство способствует развитию общественного согласия
и единства, признавая разнообразие и укрепляя взаимное доверие и ува-жение.
3. Государство содействует общественной активности и гарантиру-ет… (Институт гарантий здесь почти на каждой странице — С.С.) … самостоятельность общества в своих действиях (бездействии), обеспе-чивает право общества на взаимодействие с государством, на получение информации о деятельности государственных органов, на получение от-вета на обращение, гарантирует рассмотрение протестных требова-ний и возможность протестных действий в соответствии с федераль-ным законом.
Помните принцип, который тоже пронизывает всю нашу Конститу-цию: если объявлены чьи-то права, в предыдущей статье — права об-щества требовать, предъявлять и т. д., — то обязательно должна быть
и чья-то обязанность обеспечить реализацию этого права. Вот здесь
и проявляется эта возможность.
4. Государственная политика направлена на обеспечение общего блага
и должна отвечать общественным интересам.
5. Государство заботится об охране общественных ценностей и об-щественной нравственности.
6. Государство ведет учет общественного мнения.
Глава 11. Социальная справедливость
Статья 59. Достижение социальной справедливости
1. Социальная справедливость обеспечивается обществом, государ-ством, группами интересов, каждым гражданином России в соответ-ствии с законодательством России.
Из этой нормы вытекает очень важное открытие: социальная спра-ведливость — это не эффективность собесов, вовсе нет, — это характери-стика множественно устроенного пространства нашей жизни, в котором действует согласованная система государственных, общественных, груп-повых решений, которые в совокупности и форматирует нашу жизнь так, что каждый человек чувствует, что живет он в справедливый стране. Справедливость — это ощущение человеком правильности устройства
129
его жизни. Социальная — то же для групп людей. 1. Правильность жиз-ни. 2.Ощущение правильности жизни.
2. Социальная справедливость обеспечивается знанием, учетом, ува-жением и стремлением к реализации интересов каждого человека, группы интересов, а также достижением баланса конфликтующих интересов.
3. Достижение социальной справедливости обеспечивает взаимопри-емлемую для человека, общества и государства сбалансированность… (Внимание, фундаментально важный пункт!-С.С.) … ожидаемого челове-ком от общества и государства и воздаваемого ему ими… (То есть обще-ством и государством — С.С.) … а также требуемого обществом и госу-дарством от человека и отдаваемого им.
… (Тут принципиально два потока: ожидания и воздаяния. Справед-ливость это психологическое состояние человека, это ощущение челове-ком, что все правильно. А что именно правильно? Правильно то, когда им ожидаемое, причем каждый человек внутри себя ожидает чего-то от других людей, и реально получаемое соответствуют друг другу. Это спра-ведливо и для малыша, и для взрослого человека. Ребеночек ожидает от папы и мамы, сестричка от братика, а папа и мама ожидают от ребеноч-ка, что он не будет шалить, и т. д. От повзрослевшего человека общество ожидает, что он будет исполнять священный долг защиты Отечества, если он мужского пола, а он в свою очередь ожидает от государства защи-ту условий и охраны труда, достойную оплату труда, достойную пенсию. То есть, все это как сложнейшая нервная ткань, в которой человеку будет хорошо, он будет находиться в комфорте — так сконструировали мы го-сударство справедливости. Обеспечение психологического комфорта как конституционная норма далее еще появится в тексте нашей Конститу-ции. Поэтому создавая Конституцию мы уходили от простых, иногда на-столько простых, что скорее глупых формулировок, которые встречали
в предшествующих Конституциях, добиваясь в каждом предложении на-шей Конституции точного смысла для каждой дефиниции. А смысл, еще раз, порождает шлейф последствий, дает инструкцию, что и как в этой жизни делать, как строить свою жизнь и жизнь своего народа, жизнь сво-ей страны, жизнь своего государства. Это была очень непростая работа. Даже обретение самих смыслов, а мы проработали 170 терминов, заняло не один год работы. Это к тому и к тем, кто не делает различий между на-шим трудом и болтовней типа «с колен поднимем», «хвоста накрутим», и «рога заточим» «в сортире замочим». — С.С.).
… Ожидаемое человеком и требуемое обществом и государством включает как материальные, так и нематериальные блага, услуги и об-ременения.
130
Это норма тоже порождает большой шлейф нормативно-правовых ак-тов и об оплате труда, и о пенсиях, и о материальной компенсации иных заслуг — мы вводим такой институт, и об оплате за великие труды мате-ринства — это тоже будет. Нам задают вопрос: откуда возьмутся деньги на такую программу? Ответ есть: из черной дыры демонетизации — ди-версии против нашей страны, из офшоров, куда на виолончели своим друзьям путинизм выкачивает из страны миллиарды.
4. Каждый человек в России, группа интересов, общество имеют право на собственное представление об ожидаемом ими в отношении себя и на его публичное предъявление, на обоснованное отношение к ним со сторо-ны государства, общества, групп интересов и других лиц.
Каждый человек, а особенно группа, если и не знают, то ощущают
в рамках своего человеческого достоинства чего каждый или группа, до-стойны, и ожидают этого должного от общества и государства. Умное го-сударство это мониторирует, поэтому знает и выстраивает страну так, чтобы ожидаемое вознаграждалось соответствующим воздаянием. Но при этом требуют в ответ и от человека, и от группы отдачи и обществу, и государству должного им — это и есть формула гармонии или органич-ности жизнеустроения. Формула справедливости в государстве справед-ливости.
5. Достижение социальной справедливости в России устремлено к мак-симальной и равной для всех лиц степени сбалансированности ожидаемо-го и воздаваемого им, требуемого и отдаваемого ими.
6. Государство, общество, группы интересов, каждый человек активно формируют представления об ожидаемом воздаваемого им и требуемом от них на основе умеренности, достаточности, обоснованности и нрав-ственности.
Так сложный институт справедливости сочетается с институтом выс-ших ценностей, в котором умеренность, достаточность, обоснованность и нравственность, нестяжание — есть характеристики портрета Челове-ка истинного и истинного общества человеческого.
Статья 60. Основания достижения социальной справедливости
В каждой норме в максимальной степени закладывается механизм
ее реализации, механизм, порождающий пирамиду доктрин, законов, указов, концептов, функций, процедур работы сложнейшей конструк-ции. Часть этих доктрин, законов, концептов, механизмов, процедур уже сконструирована, а когда власть придет в руки, когда станут доступны ресурсы и умные люди будут собраны в референтные институты — как же мощно можно будет начать работать по обустройству нашей страны!
131
Вместо сегодняшнего «блеяния», наглого лоббирования, лжи людям о ве-личии ельцинской Конституции, которая на деле есть программа похо-рон нашей страны.
1. Основаниями достижения социальной справедливости являются: а) общественная нравственность; б) равенство права на признание и охрану достоинства каждого чело-
века;
в) законные интересы граждан, их объединений, юридических лиц, общества;… (Напоминаю наш принцип: знать и уважать все законныеинтересы всех законных групп интересов — эт формула, гарантирующая симфонию, гармонию общежития. — С.С.) …
г) результаты труда;
д) благодарность общества и государства за заслуги в социально зна-чимой деятельности человека;
е) милосердное отношение к слабому и обездоленному.
2. В условиях ограниченности ресурсов и конфликта интересов… (Этоповсеместное условие, т. е. мы Конституцию писали не для вообража-емого города — солнца, в чем нас пытаются обвинить, а, как видно из ссылок, с учетом реальных условий, в том числе ограничений, противо-речий, конфликтов интересов. — С.С.) …всеобщее благо обеспечивается достижением баланса общественного блага, блага групп интересов и бла-га каждого человека.
И мы точно знаем как развернуть каждое из перечисленных понятий
в шлейф нормативных правовых актов, позволяющих этого добиться. Это не журнализмы! Это профессионально строгие определители для элементов конструкции, которую мы собираем.
3. В условиях ограниченности ресурсов и конфликта интересов обще-ственное благо обеспечивается достижением баланса блага групп инте-ресов и блага каждого человека.
Обратите внимание, всеобщее благо и общественное благо вещи раз-ные, такие нюансы очень важны для того, чтобы точно балансировать все блага.
4. В условиях ограниченности ресурсов и конфликта интересов благо группы интересов… (Спускаемся структурно сверху вниз: всеобщее бла-го, общественное благо, благо групп интересов. — С.С.) … обеспечивает-ся достижением баланса блага каждого человека этой группы.
Из трех последних пунктов, несмотря на нудную юридическую педан-тичность, будут вытекать целые пирамиды жизнеустроительных законов и механизмов нашей будущей России.
132
Статья 61. Социальные стандарты
Что это за стандарты, о чем идет речь? Когда сегодня, на фоне вы-дающейся 25-летней похоронной грамоты в виде ельцинской Конститу-ции, верховодители чем-то хвалятся, мы обычно строим так называемые ежики-эниаграммы, в которых, например, видно, как среди более чем 80 субъектов Российской Федерации различается обеспеченность социаль-ными благами граждан страны. А ведь в ельцинской Конституции на-писано, что все граждане равны. В нашей Конституции это равенство гарантируется, для чего и вводится понятие социальных стандартов, не-зависимо от того, где живет гражданин России, на севере, на юге, в Мо-скве или во Владивостоке. В единой стране для него будут действовать единые социальные стандарты.
1. Социальные стандарты направлены на достижение социальной справедливости и обеспечение достойного уровня жизни граждан Рос-сии и устанавливаются в целях:… (Кстати, социальная справедливостьвключают подпонятие территориальной справедливости. — С.С.) …
а) определения гарантированной структуры и норм потребления гражданами основных материальных благ и услуг;
б) проведения единой социальной политики в различных территори-альных образованиях (федеральных округах, субъектах России, муници-пальных образованиях);
в) использования в качестве нормативов при обосновании расходов бюджетов разных уровней на социальные нужды;
г) оценки уровня жизни населения и хода реализации социальной по-литики;
д) использования при разработке социальных программ;
е) обоснования необходимости и установления размеров адресной со-циальной помощи нуждающемуся в ней населению.
2. Социальные стандарты устанавливаются федеральными законами.
3. Система государственных социальных стандартов охватывает все сферы социальных отношений, в том числе оплату труда и трудовые отношения, обеспечение занятости и помощи безработным, пенсионное обеспечение, обеспечение лекарственными средствами и товарами массо-вого спроса, обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами, образование и профессиональную подготовку, науку, здравоох-ранение и физическое развитие, культуру, социальное страхование, соци-альную помощь и социальное обслуживание населения, обеспечение эколо-гической безопасности, защиту прав граждан в социальной сфере.
Согласитесь, что сравнить предложенное нами с тем, что реализуется
в сегодняшней России невозможно, что называется, почувствуйте разни-цу между жизнью в путинской России и той, какой она будет, когда стра-
133
на будет построена не по нынешней похоронной инструкции, а по на-шему чертежу.
Глава 12. Социальное самочувствие человека
Ничего подобного в Конституциях, которыми мы пользуемся для сравнения, нет. И вот обещанная статья о психологическом комфорте, если сказать по-простому, — когда человеку хорошо. А разве не это глав-ная задача государства и общества, чтобы человеку было хорошо?
Статья 62. Психологический комфорт
1. Каждый человек имеет право на спокойствие и уверенность в на-стоящем и будущем.
2. Государственные органы содействуют обеспечению спокойствия
и уверенности человека в настоящем и будущем.
3. Сокрытие государственными органами и их должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья челове-ка, влечет за собой ответственность в соответствии с законодатель-ством России.
Если соврал верховодитель об опасности Чернобыля, о пенсионном возрасте, о борьбе с терроризмом в Сирии — то по нашей Конституции, как когда-то совравший Билл Клинтон, понесет ответственность.
4. Лицам, находящимся в психологически трудной жизненной ситуа-ции, оказывается государственная поддержка.
Что это значит? Это значит, что будет система уполномоченных по делам человека, т. е. государственное устройство, обеспечивающее главный тезис: Россия будет государством справедливости, праведным государством.
Статья 63. Информированность о планировании будущего Согласитесь, что каждому взрослому человеку нужно знать, что пла-
нируют депутаты, иные верховодители: очередную войну, очередной об-мен денег, очередные налоги и поборы. Недавно узнал, что Государствен-ная Дума приняла закон о поправках в законодательство о бюджетных организациях. Бюджетные организации — это, в том числе, школы, дет-ские сады, университеты, больницы, поликлиники, а поправки теперь им предписывают (!) зарабатывать деньги, т. е. становиться коммерческими организациями. Значит, кроме нынешних нелегальных поборов, появятся совершенно законные коммерческие услуги! А где доступное бесплатное образование и здравоохранение, которые номинированы в ельцинской Конституции? А где цели здоровье и образованность? Они подменены целью любой коммерции: прибылью! Чем больше человек будет болеть, тем больше будет платить — тем лучше для подобной извращенной си-
134
стемы! Какое уж тут здравоохранение. В нашей Конституции бесплатное,
т. е. бюджетное и образование, и здравоохранение гарантируется.
1. Каждый человек имеет право на информацию о целях, планах и про-гнозах развития России, субъекта России, муниципального образования, работодателя, а также об угрозах развитию.
Будущий Президент не сможет, как нынешний, отменять Послание Парламенту, или напихивать в него всякую ерунду, как сейчас, когда оно из важного документа, планирующего развитие страны, превращается просто в болтушку, PR, когда мультики показываются или рассказывает-ся о невесть чем, не имеющем отношения к планированию государствен-ного управления развитием страны. По нашей Конституции это будет принципиально иначе.
2. Государство гарантирует публичность целей, планов и прогнозов развития, а также угроз и рисков развитию.
Как сейчас метеослужба предупреждает об опасных погодных явле-ниях гололедице, штормовом ветре, сильной грозе с возможными опас-ностями для жизни так государство будет по-честному предупреждать граждан о необходимости мобилизовываться по какому-то поводу. Глав-ный принцип власти: мы вместе, мы ведем себя по-честному, нам можно верить — такая жизнь будет в нашей будущей России.
Статья 64. Преодоление несправедливости, горя, беды
Мы хотим, чтобы наша будущая России стала государством нрав-ственным, справедливым, праведным. А разве в таком государстве кто-то сможет мириться с несправедливостью, горем, бедой?
1. Каждый человек, объединение граждан, юридические лица вправе, на-блюдая несправедливость, требовать от государства, общества, групп интересов и каждого человека восстановления справедливости в порядке, установленном федеральным законом.
2. Государство обеспечивает реализацию каждым человеком права на обращение в государственные органы о беде, горе, несправедливости, со-действует их преодолению и стимулирует деятельность соответству-ющих общественных объединений.
Это одна из многих норм, которые формируют концепт государства справедливости.
Глава 13 Защищенность человека
Либералы кичатся своим концептом минималистского государства, мол оно нужно только для обеспечения безопасности и создания зако-
135
нов. Для нас защищенность человека есть синоним безопасности, мы ее очень детально будем обеспечивать.
Статья 65. Материальная защищенность
1. Государство гарантирует каждому гражданину России достойный уро-вень жизни, необходимый для поддержания и развития его самого и находя-щихся на его иждивении членов его семьи, исходя из установленных государ-ством социальных стандартов и принципа социальной справедливости.
Все будет нормативно расписано и каждый человек будет знать, что ему гарантируется, каждый человек будет иметь возможность потребо-вать справедливости, если кто-то позволит себе игнорировать его чело-веческое достоинство.
2. Каждый человек имеет право на свободное использование своих спо-собностей и имущества для осуществления не запрещенной федеральным законом экономической деятельности. Свобода выбора вида экономиче-ской деятельности и форм ее осуществления гарантируются.
Статья 66. Нематериальная и средовая защищенность
Что такое нематериальная защищенность? Это защищенность в ин-формационных коммуникациях, в межперсональных, групповых от-ношениях и, в том числе, персонально — государственных. Что такое средовая защищенность? Среды бывают разные, в соответствии с ними
и разные средовые защищенности: экологическая, информационная, когда агрессивно с утра до ночи происходит информационное насилие над населением и т. д.
1. Государство обеспечивает защищенность человека от незаконного насилия, опасного (неблагоприятного) массового информационного воз-действия, от негативного влияния человеческой деятельности, неблаго-приятного состояния окружающей среды, санитарно эпидемиологическо-го неблагополучия, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Все государственные службы будут исполнять эту норму и соответ-ствующие законы и положения.
2. Каждый человек вправе требовать от государства защиты от вся-кого рабства и неволи, от физического и духовного насилия и принужде-ния, от всякой незаконной зависимости и ограничения, от всякого неза-конного обязывания и подчинения.
3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, непри-косновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей
136
чести и доброго имени. Никакое произвольное вмешательство в сферу частной жизни человека недопустимо.
4. Каждый человек имеет право на тайну переписки, телефонных пе-реговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
5. Сбор, хранение, использование и распространение информации
о частной жизни лица без его согласия запрещаются, за исключением слу-чаев осуществления в соответствии с федеральным конституционным или федеральным законом оперативно-разыскной деятельности и произ-водства следственных действий.
6. Государственные органы и их должностные лица обязаны обеспе-чить каждому человеку возможность ознакомления с документами и ма-териалами, непосредственно затрагивающими его права, обязанности и ответственность.
7. Каждый человек вправе определять и указывать свою национальную и религиозную принадлежность…. (Внимание, это очень важно! Будетпресечена попытка вытравить из нас наши корни, истоки, память о пред-ках, о наших традициях, культуре и цивилизации, чем нынешняя либе-ральная власть занимается, потому что космополитизм для нее, люди без родства, без Родины — наилучший материал, из которого они в режи-ме социального фашизма по существу делают рабов. — С.С.) … Никто не может быть принужден к определению и указанию своей националь-ной и религиозной принадлежности… (Это одновременно: я имею право,но никто не может меня заставить. — С.С.) … Гражданин России вправе определять и указывать свою национальную и религиозную принадлеж-ность при государственной регистрации актов гражданского состояния, исправлении, изменении, восстановлении и аннулировании записи актов гражданского состояния. Государство обеспечивает возможности для реализации права на самоидентификацию по национальному и религиоз-ному признакам.
8. Каждый человек, законно находящийся на территории России, име-ет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жи-тельства. Регистрационный учет по месту пребывания и жительства не может иметь разрешительного характера и служить основанием для ограничения данного права.
9. Каждый человек вправе свободно выезжать за пределы России. Граж-данин России вправе беспрепятственно возвращаться в Россию.
10. Народ России и каждый человек имеет право на мир без войны. Со-хранение права на мир и содействие его осуществлению являются обязан-ностью государства.
11. Геноцид в России запрещается.
137
Статья 67. Защищенность после смерти
В философии вопрос о том, что есть человек и сколько он живет оста-ется актуальным. Столько ли, сколько живет его бренное тело, которое потом приобщается к материальному миру, к праху земному, или подоль-ше, о чем говорят фундаментальные религии и начинает говорить фунда-ментальная наука. Нужно, что когда мы создавали проект Конституции, то в эти материи входили. Существует некая сложность? Постоянно на-висает вопрос: а вы эту Конституцию сделали на 20 лет или на 50 лет,
а может быть навсегда? Непростой методологический вызов. Когда-то мы выработали формулу национальной идеи. Национальная идея во всем пространстве наших взаимоувязанных ценностных конструктов звучит таким образом: «Моя страна должна быть и должна быть всегда!»,
а далее из этой идеи следует требование так устроить нашу страну, что-бы она была всегда, в том числе тогда, когда возникнут технологические, технические и иные новшества и изобретения, о которых сейчас даже фантазировать трудно. Именно поэтому в нашу Конституцию заложены механизмы, которые самодвижутся по будущей истории, самонастраива-ются на будущие новшества, которые мы даже не можем предположить. Напомню наши рассуждения о проблеме безопасности: там была важ-нейшая оговорка «способность субъекта безопасности (им может быть и государство) сохранить себя в условиях внешних и внутренних агрес-сий сегодня и в будущем», т. е. всегда. Вот такие механизмы мы и вы-страиваем. Навсегда.
Поэтому статья 67 — это вовсе не экзотика о памятниках и могилах,
а гораздо более глубокое отражение важнейших, методологических в том числе, принципов устроения будущий страны.
1. Государство гарантирует достойное отношение к умершему и его останкам после смерти в соответствии с федеральным конституцион-ным законом.
2. Останки умершего, место погребения находятся под защитой госу-дарства бессрочно.
Мерзости, стыдобы, позорища, когда жилые коттеджи строят на буль-дозером уничтоженных кладбищах, больше не будет.
3. Государство гарантирует захоронение останков умершего согласно культурным и религиозным традициям в соответствии с волей умершего или его близких родственников.
Следующий разговор начнем с Главы 14. Труд и иные источники права на получение благ. Левые марксисты, а также правые либералы, приглаша-ем вас к разговору, потому, что именно здесь будет в деталях обсуждаться как будут решаться вопросы эксплуатации человека человеком, а также
138
социального паразитизма, что является неотъемлемой характеристикой капитализма. В целом о том, как мы будем справляться с угрозами дикого капитализма, и не дикого, любого другого. И чем будет наш настоящий социализм отличаться от капитализма, левых догматик и доктринерства
в пользу здорового социального организма, называемого нашей Родиной Россией.
139