Конфликтные ситуации в педагогической практике

В жизни каждого человека конфликты неизбежны, и их возникновение нельзя рассматривать однозначно негативно. Конфликты можно воспринимать как некую задачу, решение которой открывает новые возможности общения и саморазвития. Конфликт учит нас отстаивать свои интересы и считаться с интересами других, осознавать и контролировать свои чувства, находить альтернативные варианты выхода из напряженной ситуации.

Любой конфликт имеет свою структуру, сферу и динамику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Внутренняя позиция участников — это цели, интересы и мотивы, то, что не проявляется открыто в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция выражается в речевом поведении конфликтующих, отражается в их мнениях, взглядах, желаниях. Дифференцировать внешнюю и внутреннюю позицию участников конфликта необходимо для понимания их внутренних мотивов поведения.

Педагог и ребенок могут иметь разные объекты конфликтной ситуации.

Динамика конфликта состоит из трех этапов:

1. Нарастание. На этом этапе возможно блокировать развитие конфликтной ситуации.

2. Реализация.

3. Затухание.

Конфликтная ситуация реализовалась, после «выброса» эмоций конфликтующие обессилены и испытывают определенные чувства уже по поводу случившегося (чувство вины, обиды, сожаления и др.). Именно на этой стадии воспитательное воздействие наиболее эффективно.

Умение педагога успешно разрешать конфликты является профессионально значимым качеством, поскольку от него напрямую зависит эмоциональное состояние педагога и. как следствие, эмоциональное состояние детей, взаимоотношения в коллективе и результаты сотрудничества с родителями воспитанников.

Деятельность педагога отличает определенное психоэмоциональное напряжение, связанное с интенсивным общением, ответственностью и высокими квалификационными требованиями. Если к тому же учесть соотношение количества воспитанников на одного воспитателя, наиболее характерное для наших детских садов, станет очевидной сложность реализации индивидуального подхода, в том числе и в разрешении конфликтов.

А мы ведь помним, что не только напрямую обучаем детей сотрудничать (значит, сами умеем), но и, прежде всего, своим примером демонстрируем им возможные варианты поведения. В любой конфликтной ситуации важно осознавать и контролировать происходящее и четко представлять желаемые результаты. Для этого можно воспользоваться следующей поэтапной схемой:

На первом этапе действует правило «стоп». Это время для оценки ситуации и осознания своих эмоций («Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу сделать?»). Далее необходимо проанализировать причины поведения ребенка, понять его чувства, состояние: «Что с ним происходит? Каковы причины его поведения?»

На следующем этапе определяются цели и средства педагогического воздействия: «Какой результат я хочу получить? Каким образом я могу его достигнуть?» Педагогическое воздействие не должно быть направлено против личности ребенка.

Профессиональная гибкость педагога проявляется в умении предложить ребенку различные варианты на выбор, соотнести педагогические цели со средствами воздействия и интересами ребенка. Успех практического действия педагога будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель и выбрать оптимальные способы ее достижения.

Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы другого человека. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни.

Очень часто встречается ситуация, когда ребенок пытается добиться своего настойчивыми требованиями, докучливыми просьбами. И это вызывает раздражение и чувство беспомощности, как у родителей, так и у воспитателей. Конечно, и у такого способа поведения есть причины, однако — как реагировать на него адекватно в конкретной ситуации?

Кроме техники «Я-высказывания» можно использовать технику «заезженной грампластинки», включающую принятие чувств (или комплимент) партнера(у) по общению, объяснение причин своего поведения (отказа). После фразы ставится «жирная» точка. Рассмотрим применение этой технике на примере.

У каждого человека есть свое личное пространство, посягательство на которое может приводить к конфликту. И наоборот, признание за человеком определенной свободы выбора и действия сглаживает возникающие противоречия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: