Развитие коммуникативной компетентности обучающихся

Развитие коммуникативной компетентности обучающегося актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В- четвёртых, коммуникативная компетентность обучающихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Педагогический опыт развития коммуникативной компетентности у школьников показал, что для ее формирования необходимо, прежде всего:

- определить понятие «коммуникативная компетентность» его структуру и содержание на разных возрастных этапах;

- применить системный подход, который обеспечит взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;

- выбрать правильный педагогический метод, разработать программу, технологию и техники развития коммуникативной компетентности обучающихся.

Исследования ученых и практиков, в русле искомой проблемы, показали, что для формирования коммуникативной компетентности необходима специально разработанная система деятельности образовательного учреждения. Для ее развития необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с учениками и просветительную деятельность с родителями и педагогами.

Компетентность в общении сегодня является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Она способствует профессиональной эффективности человека и так же, как учителю, необходима ученикам.

Разнообразные жизненные ситуации показывают, что отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности.

Динамичный темп жизни, расширение контактов, новые условия трудовых отношений требуют от современных россиян развития новых качеств. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно- активным, социально компетентным, более адаптивным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения, поэтому одной из основных задач новой школы, является развитие у учащихся, в процессе обучения данного вида компетенции.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте место и роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога.

2.Коммуникативная культура -сущность понятия и составляющие.

3. Перечислите основные коммуникативные умения педагога.

4.  Назовите 2-3 приема эффективной коммуникации педагога.

5. Приведите примеры предупреждения или устранения конфликтных ситуаций в педагогической практике.

6. Основные способы развития коммуникативной компетентности обучающихся.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: