Конспект урока
Идея жизни в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1. История создания и печати романа;
2. Формирование представления о героях романа;
3. Проблематика и своеобразие романа.
Тезаурус
Хронотоп – пространственно-временная взаимосвязь в произведении.
Роман – эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в её отношении к окружающему миру, на становлении, развитии её характера и самосознания. Виды романа: социальный, любовный, детективный, общественно-политический, исторический, религиозный и т.п.
Цикл – ряд произведений, связанных общим сюжетом и составом действующих лиц.
Список литературы
Основная литература:
1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
|
|
Роман «Доктор Живаго» – вершина творчества Бориса Пастернака. Началом работы над произведением считается февраль 1946 года, когда поэт пишет стихотворение «Гамлет». Им автор и открывает роман, присваивая авторство своему главному герою. В августе 1946 года писатель зачитывает первую главу романа в кругу друзей. К этому моменту уже выходит статья ЦК КПСС о борьбе с «идеологически чуждыми» авторами, она касается Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Новая политика партии предрекает роману Пастернака скорбное будущее.
Работу над романом автор завершает в 1956 году и предлагает рукопись редакции журналов «Новый мир» и «Знамя». В это же время Пастернак даёт читать рукопись итальянскому журналисту и агенту итальянского книжного издательства Серджио д’ Анжело. Советские журналы издавать роман отказываются. Но в ноябре 1957 года роман выходит в Италии и производит настоящий фурор. «Доктор Живаго» становится литературной сенсацией в Европе. В 1958 году Борису Пастернаку присуждают Нобелевскую премию по литературе.
Почему «Доктор Живаго» воспринимается на родине настолько остро? Обратимся непосредственно к тексту романа и попробуем найти ответ на этот вопрос.
Действие произведения захватывает период с 1903 по 1929 год. В основе сюжета лежит история Юрия Живаго. Его детство приходится на время первой русской революции. Будучи совсем маленьким, он переживает самоубийство отца и смерть матери. Осиротевшего мальчика берёт на воспитание его родной дядя Александр Громеко. Юный Живаго с вдохновением пишет стихи, но по совету приёмного отца идёт учиться на врача. В личной жизни в этот период происходят важные изменения: дружба между дочерью Громеко Тоней и Живаго перерастает в любовь.
|
|
Дальнейшее повествование представляет собой сложнейшее переплетение судеб персонажей романа.
Живаго страстно влюбляется в эпатажную девушку Лару Гишар. Но эта любовь обречена. Страшное время нищеты, голода и репрессий разлучает героев. Обе возлюбленные доктора Живаго вынуждены покинуть родину.
В романе лейтмотивом звучит тема одиночества, от которого главный герой впоследствии сходит с ума. Все попытки доктора Живаго обрести семейное счастье терпят неудачу. Он оставляет научную и литературную деятельность и в конце концов умирает от сердечного приступа. В последней сцене романа друзья детства Ника Дудоров и Гордон читают сборник его стихотворений.
Образ главного героя романа глубоко автобиографичен. Юрий Живаго – типичный представитель интеллигенции: ум, честь и благородство проявляются в его жизни, в творчестве, и в профессии. Высокий уровень духовности и нравственные убеждения героя автор мастерски воплощает в монологах доктора. Живаго готов помогать всем страждущим, независимо от их социального положения и политических взглядов. На первый взгляд в его поступках проявляется безвольность. Но в итоге читатель понимает, что покорность судьбе является высшим проявлением его внутренней свободы.
Один из центральных персонажей романа –Лара – яркая женщина, с волевым характером и большим желанием служить на благо общества. Их отношения с Живаго начинаются в госпитале, где она работает сестрой милосердия. Несмотря на глубокие чувства, судьба не даёт героям быть вместе, но не раз сталкивает их жизни. В итоге, ради спасения ребёнка, Лара вынуждена навсегда порвать с Живаго и уехать за границу с ненавистным бывшим любовником, адвокатом Комаровским.
Комаровский предстаёт в романе в качестве героя-злодея. Будучи любовником матери Лары, он соблазняет и её юную дочь. Впоследствии он играет в жизни девушки роковую роль, обманом разлучая её с любимым человеком.
Ещё один герой – Павел Антипов – выступает в романе в качестве антипода Живаго, неким воплощением идеи о том, с судьбой можно и нужно бороться.
Название романа имеет символическое значение. Фамилия Живаго символизирует жизнь, живое начало, течение времени. Приставка «доктор» формально указывает на профессию героя, но и в ней есть подтекст. Борис Пастернак увлечён произведением Гёте «Фауст». Название романа – явная реминисценция к поэме. Доктор Фауст заключает сделку с дьяволом, а Живаго – со временем.
Поначалу исторические события, на фоне которых развивается личная драма героя, Живаго встречает с радостью. Его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества». Но спустя время герой понимает, что советская власть ставит человека в жёсткие рамки, подменяет понятие свободы. Это пугает Юрия Живаго и словно дезориентирует его.
Роман пропитан христианской моралью, что не идёт в угоду советским литературным чиновникам.
Обратимся к его особенной главе, к «Стихотворениям Юрия Живаго», и в первую очередь к стихотворению «Гамлет». В нём Пастернак указывает на христианскую концепцию бытия. Пастернак подчиняет всё идее судьбы.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
|
|
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Юрий Живаго делает попытку принять революцию, но никак не может согласиться с насилием вокруг. Особо остро это ощущение возникает у героя во время партизанской войны: «Изуверства белых и красных соперничают по жестокости». Революция соединяет чистоту помыслов и разрушительность способов достижения цели, а Живаго не хочет принимать такой позиции. Пастернаку противны невинные жертвы, разбитые судьбы, утрата человеческой ценности. И это противоречие наиболее отчетливо появляется в финале романа, где герой задыхается в переполненном трамвае.
Главу «Лесное воинство» выбирает для рецензии «Новый мир». В ней герой вынужден участвовать в партизанской войне. Так складываются события, что Живаго приходится стрелять в дерево, но пуля попадает в Сережу Ранцевича. Доктор вместе с фельдшером спасают солдата. Ранцевич даже не скрывает, что вернётся к колчаковцам и продолжит борьбу с красными. И вот тут-то и происходит разговор доктора и Ливерия, который сходится к следующему:
«Но, во-первых, идеи общего совершенствования так, как они стали пониматься с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё ещё далеко от существования, а за одни еще толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства. В-третьих, и это главное, когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние.
Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя может быть и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие её духа, души её. Для них существование – это комок грубого, не облагороженного их прикосновением материала, нуждающегося в их обработке. А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий».
К концу романа позиция Юрия Живаго и самого Бориса Пастернака не вызывает сомнения: он устаёт от насильнической природы революции, от «переделки жизни», навязанной властью. Роман с такой позицией не мог быть принят в СССР.
|
|