Спланируйте контроль качества рабочих программ на новый учебный год

Как проанализировать качество рабочих программ, пока учителя не ушли в отпуск

 

Пока учителя не начали уходить в отпуск, проконтролируйте качество рабочих программ. В статье найдете формы для анализа и образцы аналитических справок. Еще есть готовый раздел плана внутришкольного контроля на новый учебный год.

Проанализируйте, в каком объеме выполнены рабочие программы.

Чтобы выяснить, в каком объеме педагоги выполнили рабочие программы, раздайте всем учителям таблицы. Пусть педагоги заполнят таблицы и передадут их вам. Образец формы см. в табл. 1.

Таблица 1

Образец формы «Объем выполнения рабочей программы»

Сотрудник

Класс, учебный предмет/курс

Количество часов по плану/ фактическое

Объем нереализованных часов

Причины

Корректировка

УП на 2019-2020 учебный год ЭЖ КТП
Петрова О.А. 6 «А», русский язык 210 210 202 8 Выполнение гос. обязанностей Укрупнение дидактических единиц, изменение количества часов за счет изменения форм проверочных работ

 

По данным, которые предоставили учителя, составьте сводную таблицу. Данные по педагогам занесите в таблицу по параллелям (табл. 2).

Таблица 2

Образец сводной формы «Объем выполнения рабочей программы»

Класс, учебный предмет/ курс

Количество часов по плану/ фактическое

Объем нереализованных часов

Причины

Корректировка

УП на 2019-20 учебный год ЭЖ КТП
6 «А», русский язык 210 210 202 8 Выполнение гос. обязанностей Укрупнение дидактических единиц, изменение количества часов за счет изменения форм проверочных работ
6 «Б», литература 105 105 100 5 Праздничные дни Объединение близких по содержанию тем, использование блочно-модульного изучения материала
8 «В», алгебра 105 105 95 10 Карантин, приказ* директора школы от … №… Использование блочно-модульного изучения материала, уменьшение количества часов на аудиторные формы проверочных работ за счет изменения технологии оценивания

 

*Причины отставания: если отставание возникло из-за ограничительных мер, педагоги указывают дату выхода и номер приказа.

Если педагоги корректировали рабочие программы по ходу учебного года, запросите у них листы корректировки (табл.3).

Таблица 3

Образец листа корректировки рабочей программы по предмету

№ урока Раздел Планируемое количество часов Фактическое количество часов Причина корректировки Способ корректировки Согласовано
5 «Мы и наше здоровье» 2 1 Карантин, приказ директора школы от … №… Укрупнение дидактических единиц за счет объединения тем «Умей предупреждать болезни», «Здоровый образ жизни» Сизоркина С.В.*
6 «Что мы едим» 2 1 Карантин, приказ директора школы от … №… Сокращение объема проверочных работ Сизоркина С.В.

 

*В графе «Согласовано» подпись ставит замдиректора по УВР или другой ответственный, например, руководитель методобъединения

По итогам контроля подготовьте аналитическую справку.

Проанализируйте качество рабочих программ учителя

В конце учебного года также проконтролируйте качество рабочих программ педагогов. Так учителя смогут внести в рабочие программы корректировки еще до того, как уйдут в отпуск. А вы разгрузите август для других задач по подготовке школы к учебному году.

Структура рабочей программы. По требованиям ФГОС уровней образования рабочие программы учебных предметов и курсов должны включать:

· планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

· содержание учебного предмета, курса;

· календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Остальные обязательные составляющие рабочих школа определяет самостоятельно. Все требования к рабочим программам должны быть закреплены в локальном акте школы. Обычно это Положение о порядке разработки рабочих программ.

Формулировки образовательных результатов. Проверьте, как педагоги сформулировали образовательные результаты. В рабочих программах должны быть формулировки образовательных результатов всех групп: предметных, метапредметных и личностных.

Педагоги должны сформулировать два блока предметных результатов: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». В блок «Выпускник научится» входят предметные результаты из перечня планируемых результатов ФГОС (п. 12 ФГОС НОО, п. 11 ФГОС ООО, п. 9 ФГОС СОО). Смотрите пример.

ПРИМЕР. Планируемые предметные результаты освоения курса географии. Блок «Выпускник научится»:

– находить и извлекать необходимую информацию;

– определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве, по географическим картам разного содержания и другим источникам;

– выявлять недостающую, взаимодополняющую и (или) противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.

Блок «Выпускник получит возможность научиться»: работать с источниками географической информации: записками, дневниками путешественников.

Формы контроля. Проверьте, включены ли формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в календарно-тематическое планирование. Отдельно проконтролируйте, чтобы в планировании была практическая часть. Это могут быть контрольные, проверочные, лабораторные проверочные работы, направления проектной и исследовательской работы.

Соответствие планирования учебному плану. Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Количество часов в программах и учебных планах должно совпадать для уровня образования и для учебного года. Например, в 7-м классе на учебный предмет «Биология» отводится 2 часа в неделю, а в году 35 учебных недель. Это значит, что общее количество часов в год должно составлять 70 часов, а не 68, как для 34 учебных недель.

По итогам анализа подготовьте справку.

Спланируйте контроль качества рабочих программ на новый учебный год

По итогам анализа рабочих программ педагогов спланируйте мероприятия внутришкольного контроля на новый учебный год. В августе в сроки, которые вы указали в справке, проверьте, как учителя скорректировали рабочие программы. В декабре запланируйте промежуточный контроль качества реализации рабочих программ. Посмотрите рабочие программы педагогов группы риска: тех, к кому много замечаний, молодых педагогов, опытных педагогов-консерваторов. Готовый раздел плана внутришкольного контроля см. табл. 4.

Таблица 4

Раздел плана внутришкольного контроля

«Контроль качества разработки и реализации рабочих программ»

Мероприятие Вид и метод контроля Педагогические работники Сроки Ответственный Итоговый документ
Проанализировать соответствие структуры РПУП требованиям ФГОС, ООП и локальных актов школы Персональный, анализ Педагоги, к рабочим программам которых были замечания по итогам анализа в мае Август 2020 Зам. директора по УВР Аналитическая справка
Провести экспертную оценку* качества реализации РПУП учителей, осуществляющих образовательную деятельность в 4,5,9,11 классах Тематический, анализ РПУП учителей, осуществляющих образовательную деятельность в 4,5,9,11 классах Декабрь 2020 Зам. директора по УВР, руководители ШМО** Аналитическая справка, протоколы заседаний ШМО
Провести комплексную экспертную оценку качества реализации РПУП учителей, осуществляющих образовательную деятельность в 1-11 классах Фронтальный, анализ РПУП учителей, осуществляющих образовательную деятельность в 1-11 классах Май 2020 Зам. директора по УВР Аналитическая справка, протокол педсовета

 

В графе «Педагогические работники» перечислите фамилии педагогов, рабочие программы которых планируете проверять повторно.

*В середине учебного года проведите выборочную оценку качества реализации рабочих программ.

**В середине учебного года делегируйте оценку руководителям методобъединений. По итогам их работы подготовьте обобщенную аналитическую справку (приложение 1).

К СВЕДЕНИЮ

Регламентируйте Положением дополнительные компоненты рабочих программ:

1. Пояснительная записка. В ней педагоги описывают актуальность, цели и задачи реализации, принципы и подходы к формированию программы. Чтобы объяснить, зачем нужно готовить пояснительную записку, сошлитесь на требование обязательно разместить на официальном сайте аннотации к рабочим программам. Их вы подготовите на основании пояснительных записок.

2. Описание системы оценки. В этом разделе описаны особенности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, процедуры оценивания, критерии и показатели оценивания, тематический состав контрольно-измерительных материалов. Содержание раздела должно соответствовать ООП уровня образования и локальным актам школы.

 


Приложение 1

Образец аналитической справки

по итогам проверки соответствия структуры рабочих программ требованиям ФГОС

в 2019-2020 учебном году

 

Цель проверки: проанализировать качество проектирования рабочих программ учебных предметов и курсов.

Дата проведения: 25.05.2020.

Исполнитель – заместитель директора по УВР...

Справка составлена на основе результатов проверки школьной документации: ООП НОО, ООО и СОО образовательной организации, рабочих программ учебных предметов (курсов).

Методы проверки: сравнительно-сопоставительный анализ ООП НОО, ООО и СОО образовательной организации, собеседование с педагогическими работниками, осуществляющими образовательную деятельность в 1-11­х классах.

В ходе проверки установлено следующее:

- в целом рабочие программы учебных предметов и курсов учителей соответствуют требованиям ФГОС НОО, ООО и СОО, ООП НОО, ООО и СОО образовательной организации;

- несоответствия в следующих рабочих программах учебных предметов и курсов учителей:

№ п/п Ф. И. О. учителя Предмет Классы Выявленные несоответствия
1 Белогорова Т.Н. Математика 5 «А», «Б» Отсутствуют резервные часы, объем количества часов, отводимых на изучение разделов 2, 5, 8 и 10, не достаточен для изучения материала, перечень актуальной основной и дополнительной литературы, интернет-источников не актуален
2 Иванова А.А. Русский язык 10 «Б» Несоответствие разделов «Содержание учебного предмета» и «Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы» (отличается выделенное количество часов)
3 Семенова Т.Н. Английский язык 11 «А» В разделе «Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отсутствуют метапредметные результаты, определенные формы контроля и оценки не позволяют объективно оценить сформированные результаты
4 Усанов И.В. Немецкий язык 9 «А» В разделе «Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы» не указаны формы контроля
5 Шепеленко И.И. Литература 10 «Б» Количество контрольных работ не соответствует рабочей программе по литературе в составе ООП
6 Яковлев Д.П. Технология 6 «Б» Цели и задачи рабочей программы не соответствуют ООП ООО школы, структура программы не соответствует требованиям ФГОС ООО, «Положению о структуре, порядке разработки и утверждению рабочих программ по общеобразовательным предметам и курсам внеурочной деятельности»

 

В связи с вышеизложенным предлагается:

Учителям Белогоровой Т.Н., Ивановой А.А., Семеновой Т.Н., Усанову И.В., Шепеленко И.И., Яковлеву Д.П. внести корректировку в рабочие программы учебных предметов и курсов с целью соответствия их ООП ООО и СОО образовательной организации, учебному плану образовательной организации на 2019/20 учебный год.

Заместителю директора по УВР Петровой Е.С. провести повторный контроль в срок до 20.08.2020.

 

 

Заместитель директора по УВР                                                        …

30.05.2020

 

Ознакомлены:

Учитель математики                     Белогорова Т.Н.

Учитель русского языка               Иванова А.А.

Учитель английского языка         Семенова Т.Н.

Учитель немецкого языка            Усанов И.В. 

Учитель литературы                     Шепеленко И.И.

Учитель технологии                     Яковлев Д.П.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: