Итак, поскольку мы вместе со своими растущими потребностями живём в мире ограниченных возможностей, нам нужно научиться делать рациональный, то есть разумный, осознанный, выбор. Что он был правильным, необходимо сравнить наши возможные приобретения с нашими возможными потерями. Например, ваши родители предложили в качестве подарка на ваш день рождения планшет, велосипед или модный костюм.
Конечно, хотелось бы и то, и другое, и третье. Но нужно выбрать что-то одно. Планшет даст вам возможность погружаться в виртуальный мир в любое свободное время, где бы вы ни находились, но тогда придется отказаться от возможности щегольнуть в новом «прикиде» на дискотеке или, может быть, перед той самой девочкой. Также придется отложить мечту стать в своим в компании велобайкеров. Вы выберете то, что для вас наиболее важно в данный момент, выстроите так сказать иерархию ценностей. Допустим, байк – это самое желанное, планшет – на втором месте, ну а модный костюм – на последнем. В конце концов, не одежда красит человека.
|
|
Итак, велосипед стал тем благом, который вы получите. Но за каждый выбор приходится платить свою цену. Экономисты называют эту цену альтернативной стоимостью. В описанном нами случае ею станет планшет, как самый лучший, самый предпочтительный для вас из невыбранных вариантов.
Подведем итог.
ü Экономическая наука изучает способы эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
ü Потребность – это нужда человека в чем-либо, необходимом для поддержания его жизни.
ü Ресурсы – это всё то, что необходимо для производства жизненных благ. Основные виды ресурсов – труд, земля и капитал.
ü Свободные блага – те, которыми человек может пользоваться бесплатно, которые доступны для всех.
ü Экономические блага – те, для производства которых нужно нести затраты.
ü Альтернативная стоимость – это лучшая из упущенных выгод. (Та выгода, которую мы могли бы получить от лучшего из невыбранных вариантов расходования ресурсов)
Мы живем в условиях ограниченных ресурсов. Поэтому, в отличие от старика Хоттабыча, чьи ресурсы неисчерпаемы, нам надо учиться делать выбор, на что именно их потратить. Хоттабыч может изучать экономику ради «спортивного интереса», из чистой любознательности, а нам экономические знания жизненно необходимы.