Продолжаем наши дистанционные занятия. Тема сегодняшнего занятия – «Реклама и массовая культура». Давайте разберёмся в этом вопросе. Как вы понимаете эту тему? Да, да, думаю, вы правильно себе её представляете. Говоря иными словами, она звучит так: «Может ли реклама стать искусством?» Это стоит обсудить подробнее. Итак...
Реклама и массовая культура Виды, формы и содержание рекламы
Реклама стала частью нашей жизни, подчас это вызывает раздражение, но хотим мы того или нет, а она оказывает на нас влияние. Реклама - это сила, которая способна изменять наше восприятие окружающего мира, наше мышление и поведение.
Массовая культура включает в себя рекламу - рекламу самой себя. Произведения массового искусства - рыночный товар, предназначенный для массового сбыта, а для роста сбыта реклама необходима. Поэтому помимо специальных рекламных кампаний и презентаций, устраиваемых изготовителями этих произведений, в последние обычно включается самореклама, выраженная в завлекательном названии, интригующей обложке, хвалебных предисловиях и комментариях.
|
|
А реклама, со своей стороны, стараясь привлечь к себе интерес публики, стремится стать искусством, разумеется, искусством массовым. Рекламные объявления и клипы обращаются к рисунку, музыке, актерской игре и другим художественным приемам, что нередко придает им облик произведений искусства, но, правда, эстетические их качества играют лишь служебную роль и подчинены утилитарным (практическим) задачам.
Реклама и массовая культура - если не близнецы, то - братья. И тут и там - яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно изысканные наряды. Даже речь персонажей массового искусства нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений.
Содержание рекламы излагается в форме рекламного обращения. Источником основных идей рекламного обращения является обобщение информации, получаемой от потребителей, продавцов, дилеров, экспертов, а также добытой у конкурентов.
Суровые покорители Севера — автомобили Land-Rover.
Создание рекламного обращения - творческий процесс. Авторы рекламного обращения должны обладать развитым воображением, фантазией, литературными способностями, они должны уметь поставить себя на место потребителя и оценить, какое впечатление произведет на него реклама с точки зрения рациональной - по смыслу чувственной - по эмоциям, удовлетворения самолюбия или реализации общественных предпочтений. Исходный импульс для создания рекламного обращения задает рекламодатель. Как правило, он готовит задание на разработку текста рекламы, в котором ставятся ее задачи, излагается основное содержание, задается тон обращения и его основные аргументы. Наиболее употребительны следующие варианты обращения.
|
|
Представление свидетельств потребителей о высоких кондициях товара или услуги. Рекламное обращение представляет потенциальному покупателю конкретного потребителя, «попробовавшего» товар и оставшегося от него в восторге. Большое значение придается при этом личности выступающего. Это должен быть располагающий к себе, вызывающий доверие симпатичный человек. Часто к этой роли привлекают знаменитых людей: актеров, ученых, спортсменов.
Сцены из жизни. Потребителю демонстрируется применение, употребление или эксплуатация товара в различных жизненных условиях. Если товар - автомобиль, то на дороге, продукт питания - за обеденным столом, одежда и обувь - на привлекательной модели, мебель - в современном интерьере гостиной или кухни.
Реклама популярной телевизионной программы «Звезды на льду» нередко выглядит как репортаж с тренировок. В итоге реклама превращает шоу в событие, становится «новостью».
Свидетельство престижности и уровня потребления. Товар демонстрируется в условиях, показывающих, что его применение престижно и обеспечивает высокий уровень потребителю. («Товар для настоящих мужчин» и тому подобное).
Возможность достижения высокой цели. Реклама подчеркивает, что приобретение данного товара обеспечивает успех в жизни, достижение результатов в бизнесе, внешнюю привлекательность.
Вызов положительных эмоций. Не призывая напрямую купить товар, реклама рассчитывается на вызов у потребителя положительных эмоций, связанных с обладанием данным товаром. Товар демонстрируется как бы мимоходом, на фоне приятного интерьера, природы, художественного полотна и тому подобное.
Беллетризация рекламы. Рекламное обращение облекается в форму рассказа или стихотворения, описывающего данный товар и сопровождающего его потребление радостью: «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет».
Реклама может фактически присутствовать в материалах, которые в целом не являются рекламными, - в различного рода радио-, теле- и аудиопродукции, в журнальных и газетных очерках, в художественных произведениях и пр. Как определить, есть там реклама или нет? В Законе о рекламе говорится, что целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку товара, на изготовителя или продавца с целью формирования интереса к ним следует считать рекламой, и чтобы это было ясно для потребителей, их надо об этом ставить в известность (например, пометкой «на правах рекламы»). Но на практике возникают ситуации, в которых применение указанных норм закона наталкивается на трудности.
Пример - кинофильм «Особенности национальной рыбалки». В нем несколько раз на экране крупным планом показывается бутылка алкоголя с отчетливо видной этикеткой «Урожай». Фирма, изготовляющая этот алкоголь, и была спонсором фильма. Таким образом, в нерекламном произведении дается целенаправленное указание на марку товара, причем, по сути дела оплаченное Согласно закону, здесь имеет место реклама, и в подобных случаях ее нужно сопровождать пометкой «на правах рекламы». Но эстетика требует другого.
Театрализованная реклама - рекламное обращение в форме небольшого спектакля в жанре драмы или комедии. Иногда это небольшой мюзикл, телевизионный или аудиоклип. Эти представления могут быть целиком посвящены рекламированию товара или содержать рекламный материал в качестве фрагмента, вставки в основной текст.
|
|
Реклама достижений фирмы. В рекламном обращении делается акцент не на рекламе конкретного товара, а на достижениях фирмы. Такой вид рекламного обращения характерен для известных, уже утвердившихся на рынке фирм. Обычно подчеркивается многолетний опыт и успехи фирмы в деловом мире и среди потребителей.
Ссылка на авторитеты. В последние годы широкое распространение получили рекламные обращения, базирующиеся на оценке достоинств товара общепризнанными авторитетами. Это оценки и рекомендации научных организаций, всевозможные сертификаты, дипломы и свидетельства о высоких призовых местах на конкурсах, оценки, полученные на ярмарках и выставках и тому подобное.
Использование всевозможной символики, привязанной к данному товару. В качестве символа товара может использоваться определенный реальный или рисованный персонаж, животные или предметы. С рекламируемым товаром связывается определенная музыка, звуковые или световые эффекты.
Получив несколько вариантов рекламного обращения, рекламодатель совместно со специалистами по рекламе выбирает несколько наиболее подходящих, и на их основе готовится окончательный рабочий вариант. Это, как правило, не один из рассмотренных выше вариантов в чистом виде, а некое их сочетание, наиболее полно отвечающее требованиям маркетинга. В качестве таких требований прежде всего выступает соответствие обращения рекламируемому товару, подчеркивание свидетельств исключительности данного товара, а также убедительность рекламы для потенциального покупателя товара.
Соответствие рекламного обращения рекламируемому товару означает наличие в нем полной и соответствующей объекту информации о товаре. Этой информации должно быть достаточно не только для ознакомления с предлагаемым товаром, но и для принятия решения о его покупке. Не последнюю роль при этом играет популярная, доступная любому покупателю и, по возможности, интересная, занимательная форма изложения сведений о товаре.
|
|
Подчеркивание свидетельств исключительности данного товара означает возможность информировать потребителя о принципиальной новизне, неповторимости и преимуществах данного товара по сравнению с товарами конкурентов.
Убедительность рекламного обращения означает его способность внушить потребителю представление о правдивости рекламы, ее достоверности и точности приведенных в ней сведений о товаре.
Разумеется, рекламная деятельность в сфере культуры имеет свою специфику. Так, реклама в музыкальной индустрии - это инструмент, с помощью которого публике дается такая информация, которая побуждает ее проявить интерес к творчеству артиста. При этом здесь имеет место реклама, прежде всего, не материальных ценностей (хотя, например, диск сам по себе материален), а реклама духовно-интеллектуальных ценностей и услуг (культурно-зрелищная реклама, реклама информационной продукции и др.).
Комплекс целей, которые преследует эта реклама вполне очевиден:
- сообщить сведения о том, что такой-то проект существует, что он имеет определенные характеристики (идея, формат, имидж, диски, кассеты, концертные выступления и др.);
- заставить думать об этом проекте (артисте);
- заставить желать приобрести продукты творческого труда (купить диск, сходить на концерт), побудить мечтать о нем, мысленно представляя его.
Иными словами, происходит завоевание потенциальной аудитории, которая и будет основным потребителем творческого труда артиста (продюсера).
При этом цели рекламы должны быть установлены точно и по возможности выражены количественно. Например: создать имидж артисту, улучшить имидж известного артиста и т. д.
Механизм действия рекламных средств рассмотрим на примере рекламной афиши, одной из форм печатной рекламы, содержание которой - анонс концерта.
Афиша. Эффективность воздействия плаката достигается при помощи трех основных качеств:
- ясности трактовки сообщения;
- новизны содержания и формы рекламного обращения, что обеспечивает внимание тех, к кому обращена афиша. Здесь большое значение имеют композиционные средства, которые должны оказывать на зрителя эстетическое воздействие;
- соответствие потребностям определенных социальных групп. Например, текст концертной афиши Витаса содержал название его программы («Витас, Песни моей мамы»), в которой налицо стремление охватить зрелую аудиторию.
Для современного этапа развития рекламной индустрии характерна тенденция образования все новых и новых форм рекламы, связанных с креативной деятельностью и инновациями. Так, в аудиовизуальной рекламе возникает такая форма, как реклама клипа. Ставшая традиционной, она представляет собой, с точки зрения специалиста по рекламе, довольно интересное явление. Любой видеоклип, по своей сути, - реклама песни, реклам творчества артиста, поэтому анонс видеоклипа будет своего рода рекламой рекламы.
В связи с появлением новых средств массовой коммуникации появляются новаторские формы рекламы, такие как интерактивное общение в сети Интернет и на телевидении, электронная реклама и др.