Средства и методы рекламы

Готовя решение о средствах рекламы, специалист по рекла­ме должен найти ответы на следующие три вопроса:

- Какова должна быть частота появления рекламы?

- Какова должна быть широта охвата рекламой аудитории? Каково должно быть воздействие рекламы на аудиторию?

Ответ на эти вопросы зависит прежде всего, от того, что дол­жно рекламироваться, какая аудитория выступит в качестве возможного потребителя рекламируемого товара, какие усилия потребуются для того, чтобы убедить эту аудиторию приобрести рекламируемый товар.

В зависимости от ответа на упомянутые вопросы избирают­ся средства рекламы:

1)пресса (газеты, журналы);                                                                       2)радио;                                                                                                    3)телевидение;                                                                                                             4)адресная почта;                                                                                                                                      5)наружная реклама (щитовая, в метро и тому подобное).

Каждое из этих средств обладает определенными достоин­ствами и недостатками.

Пресса, при сравнительно невысокой стоимости, обладает возможностью установления любой частоты появления рекламы, значительной широтой охвата, гибкостью и злободневностью, при­знанием и доверием аудитории. Недостаток прессы - кратков­ременность появления рекламных объявлений и низкое каче­ство изображения. Журнал по сравнению с газетой обладает большими полиграфическими возможностями и большей долго­вечностью.

Радио, при сравнительно небольшой стоимости, способно обеспечивать любую требуемую частоту повторения, весьма ши­рокий охват аудитории, нацеленность на определенные регио­ны и группы населения. Недостаток - ограниченность рекламы только аудио (звуковыми) средствами, кратковременность кон­тактов с аудиторией.

Телевидение - высокая частота повторения и большая ши­рота охвата, огромная сила воздействия как аудио- так и видео­средствами. Недостатки - значительная стоимость, кратковре­менность контакта с аудиторией, наличие конкурирующей рек­ламы на тех же каналах.

Адресная почта - при небольшой стоимости высокая изби­рательность. Недостатки - низкая частота повторения, ограни­ченная широта охвата, отторжение частью населения.

Наружная реклама - при среднем размере стоимости доста­точно широкая аудитория, постоянное присутствие. Недостат­ки - слабая избирательность, быстрое привыкание населения.

Анализируя возможные средства применительно к требова­ниям рекламы, специалист предлагает свои рекомендации ру­ководству фирмы, которое принимает принципиальное реше­ние о средствах и формах рекламы.

На основании решения руководства фирмы специалист по рекламе выбирает конкретных носителей рекламы и согласо­вывает с ними график использования этих средств.

Для сравнительной оценки носителей рекламы, по опыту западных рекламных агентств, целесообразно определять сто­имость рекламы конкретного носителя в расчете на аудиторию в 1000 человек.

Психология рекламы

Объектом рекламы является человек, поэтому воздействие рекламы - это прежде всего психологическое воздействие.

Потребитель рекламы оценивает ее прежде всего с позиций своих интересов, способности рекламируемого товара удовлет­ворять его потребности. Это удовлетворение и есть главный сти­мул потребителя. Что же собой этот стимул представляет? С ка­кими мотивами связан?

Прежде всего, это деловые мотивы, связанные с пользой от товара. Потребитель хочет получить вещь, которая будет ему служить, приносить определенный результат, прибыль и тому подобное.

С деловыми мотивами тесно связаны мотивы привычки, тра­диции. Мы предпочитаем потреблять и эксплуатировать това­ры, проверенные временем, традиционные в своей стране, про­фессиональной среде и тому подобное.

С мотивами привычки сочетаются и мотивы моды, престиж­ности покупки. Эти мотивы иногда противоречат деловым соображениям, даже идут вразрез с ними. И тем не менее, их роль весьма велика.

Еще дальше от деловых мотивов находятся мотивы подра­жания, копирования того, что, по мнению потребителя, способ­ствует удовлетворению потребностей и достижению успеха. Речь идет о широко эксплуатируемом в современной рекламе привлечении для расхваливания потребительских качеств то­вара всевозможных знаменитостей и кумиров (артистов, спорт­сменов, деятелей науки и культуры, просто именитых специа­листов). Мнение этих людей для обывателя в ряде случаев оказывается решающим, чтобы сделать выбор. Иногда для этого просто достаточно показать знаменитость в фирменных крос­совках - и потребитель готов на них «раскошелиться».

 

стихами любимого по­эта: «яснее дня, темнее ночи». Еще один «крючок», на который фирма стремится поймать покупателя, - мотив новизны и оригинальности товара. Извест­но, что каждому человеку в той или иной степени присуще «чув­ство нового», стремление быть единственным и неповторимым. Исходя из этого, реклама подчеркивает принципиальное отли­чие нового товара от всего ранее известного, его существенную новизну и эффектность. Особенно это срабатывает при рекламе одежды, любых товаров для отделки помещений, произведений искусства (авангардизм) и тому подобное. Этот мотив входит в постоянное противоречие с мотивом привычки и традиции.

Наконец, еще один мотив-стимул, который, несмотря на свою сложность и неоднозначность, имеет порой решающее значение в рекламе. Речь идет о художественном вкусе. О чувстве красо­ты. Удовлетворение эстетической потребности важно для каж­дого человека (даже если он сам этого не осознает). Поэтому, подчеркивая эстетические признаки товара (гармоничность ре­шения, благородство дизайна, художественные достоинства), реклама воздействует на весьма чувствительные струны в душе человека и тем самым добивается успеха.

Поскольку как уже отмечалось, описанные мотивы проти­воречат друг другу, необходимо, не ограничиваясь одним моти­вом, уметь выбрать такое их сочетание, в котором они станут дополнять друг друга, создавая целостное представление о рек­ламируемом товаре. Например, говоря о престижности покуп­ки и ее оригинальности, следует подчеркивать, что эти качества не заслоняют деловых мотивов приобретения товара, не отме­няют его полезности. Или что данный продукт не только отлич­но выполняет свои функции («сделано с умом»), но и хорошо вписывается в интерьер помещения и так далее. Именно уче­том различных мотивов можно объяснить странный, на первый взгляд, успех рекламы сапожной ваксы

Все сказанное о мотивах потребительского поведения, о сти­мулах приобретения товара позволяет обосновать некоторые принципы психологии рекламы и соответствующие правила рекламирования товаров и услуг.

1)Следует рекламировать не столько сам товар, сколько ту пользу, эффект, которые может ожидать от него потребитель. Ибо товар нужен ему не сам по себе (потребитель может и не подо­зревать, что такой товар существует), а как инструмент для удов­летворения определенных потребностей. Так, потребитель может и не знать, что сегодня потребность в чистом, быстром и прият­ном бритье лучше удовлетворяется бритвой-лезвием, чем элект­робритвой (еще несколько лет тому назад таких лезвий не было).

Модель Карли Клосс (Karlie Kloss) стала лицом последней кампании Hermès. (Hermès - Дом моды, основанный в 1837 году. Специализируется на производстве готовой одежды, кожаных изделий, аксессуаров, парфюмерии и предметов роскоши). Фотограф этой серии снимков - Паоло Роверси (Paolo Roversi). Идея фотографий такова, что каждая из них напоминает нам какую-то известную сказку: «Золушка», «Русалочка» и др.

2)Реклама должна вызывать доверие потребителя. Для этого она должна быть правдивой. «Единожды солгавши, - кто тебе поверит?». И дело не только в том, чтобы избегать грубой лжи (вспомним, с какой наглой ложью рекламировали себя еще не­давно всевозможные фонды). Порой даже в рекламе вполне бла­гополучных предприятий содержатся такие пассажи, которые способны подорвать к ним всякое доверие. Так, если предприя­тие, занимающееся проектированием, обещает: «Утром - заказ, вечером - проект», то кроме недоумения это ничего не вызовет (хорош будет проект, если его сделают «к вечеру»).

3)Реклама только тогда достигнет цели, когда у рекламируе­мого продукта будет нечто исключительное, такое, чего нет ни у одного другого. «Мы отправим вас в увлекательное путеше­ствие!» - взывают к населению сотни туристических агентств.

И ни одно из них не показывает, чем оно лучше других, что у него есть такого, чего нет у конкурентов. Все эти рекламные обраще­ния написаны как бы «под копирку». Эффект от такой рекламы весьма невелик. Между тем в исключительности товара или ус­луги - все дело. «Если кто-то может написать книгу лучше дру­гих, прочесть лучше проповедь или сделать мышеловку лучше, чем сосед, то живи он хоть в лесу - люди протопчут к его дому тропинку». В этих словах американского ученого и писателя Р. У. Эмерсона (1803-1882) - суть проблемы (конечно, при ус­ловии, что фирма этим исключительным товаром располагает).

4) Текст рекламы должен быть понятен, доступен для любо­го потребителя. В нем нет места техническим подробностям (вам сообщают, что разрежение воздуха в пылесосе составляет столько-то паскалей!), профессиональным терминам, сложным схемам, чертежам и тому подобное.

5) При всем стремлении поразить аудиторию автор рекла­мы должен соблюдать меру. «Если это отсутствует у нас, зна­чит, этого нет в природе». Сильно сказано. Но эффект достига­ется обратный: бездоказательная фраза прозвучит как заклина­ние и повиснет в воздухе.

Чувство меры требует, чтобы рекламное обращение было ла­коничным как по содержанию, так и по форме. Излишества в рек­ламе так же вредны, как и «бледность» рекламного материала.

Нет ничего более вредного для рекламы, чем назойливость. Исследования показывают, что назойливая, агрессивная рекла­ма на определенном этапе начинает действовать против фирмы (антиреклама). Вспомним последние рекламные усилия «МММ», «Хопра», «Русского дома Селенга» и других подобных компаний. В крахе этих, некогда могучих, «столпов бизнеса» их собствен­ная «настырная» реклама сыграла не последнюю роль.

6) Следующий важнейший принцип: уважение к аудитории. Реклама не должна быть грубой, двусмысленной, циничной, не должна играть на низменных чувствах, культивировать насилие и жестокость. Вряд ли целесообразно перегружать рекламу сек­сом, особенно если она рассчитана на людей пожилого возраста. Вот типичный пример двусмысленной рекламы: «Женские тру­сы на любой вкус».

Уважение к аудитории означает также, что реклама не долж­на носить обязательный характер, не должна навязываться лю­дям. Человек должен быть волен выключить рекламную пере­дачу или отвернуться от рекламного щита. Данному принципу не отвечает реклама в метро, которая из-за своего принудитель­ного характера много теряет.

7)Реклама должна оказывать на аудиторию постоянное воз­действие. Как это совместить с требованием не делать рекламу на­вязчивой? Для этого существует только один путь - рекламу сле­дует разнообразить. Хороший пример дает реклама банка «Импе­риал»: она вся об одном и том же (о банке), но по-разному. Сценки из всемирной истории, не повторяя друг друга, смотрятся с инте­ресом и удовольствием. С той же целью можно сделать и блочную рекламу - набор из 5-10 рекламных эпизодов - и чередовать их с определенной периодичностью по 2-3 в наборе.

 

 

Постоянство воздействия на аудиторию требует избегать частых и глубоких изменений содержания рекламы. Специали­сты даже утверждают, что такие изменения равносильны сокра­щению ассигнований на рекламу.

8)Реклама должна создавать положительный образ не толь­ко рекламируемого товара, но и фирмы. Например: «Мы всегда думаем о вас», «Радость в вашем доме» и так далее.

9)Хорошей рекламе должен быть присущ уверенный тон (не путать с самоуверенным!) и активный, боевитый характер. «Если это отсутствует у нас, значит, вам это и не требуется».

10)Реклама должна быть динамичной. Она должна показы­вать товар или услугу в развитии. Идеально было бы не пока­зывать одну и ту же рекламу дважды. Поскольку, однако, это практически трудно осуществимо, следует постоянно обновлять свой рекламный репертуар, всячески подчеркивая, что фирма не стоит на месте.

11)Реклама ни в коем случае не должна перегружаться ин­формацией как по объему, так и по содержанию. Следует всегда помнить, что величина информационной нагрузки на слушате­ля и зрителя ограниченна. Одна-две идеи... и достаточно. При­чем чем ярче и глубже материал, тем его должно быть меньше.

Реклама типа «15 веских аргументов, по которым следует поку­пать наш товар» явно не годится. Значительно сильнее будет: «В нашем магазине вы сможете купить товар на 10-15 % де­шевле, чем в любом другом».

По этим же причинам не следует подробно сравнивать каче­ства своего товара с товаром конкретного конкурента: услышав о существовании альтернативного продукта, потребитель, весь­ма вероятно, захочет познакомиться с ним поближе.

Особенно опасно перегружать рекламу для детской аудито­рии, на длительное внимание которой не следует рассчитывать вовсе.

Скука - страшный враг рекламы. Уместно напомнить некогда популярные куплеты: Два певца на сцене пели: «Нас побить, побить хотели». Так они противно ныли, Что и вправду их побили.

Каким бы важным и актуальным ни было содержание рек­ламы, она пройдет мимо цели, если не предусмотреть ряд спе­циальных мер для привлечения к ней внимания и вызова инте­реса. Вот некоторые из этих мер.

1)Оригинальность содержания и формы. Чем необычнее реклама, тем лучше она запоминается и тем сильнее воз­действует. Пример такой рекламы - запуск российской ракеты с рекламными материалами из России в Америку в честь 500-летия открытия Америки Колумбом.

2) Использование необычных, даже шокирующих обстоя­тельств. Известен исторический факт, когда рекламу де­лал человек за минуту до его казни. Хорошо срабатывает реклама, снятая в экзотических, труднодоступных мес­тах: в джунглях, на полюсе, в космосе и тому подобное.

3)Интрига, загадочность. Человека манит загадка, волнует интрига. В этом успех таких, рекламных по существу, пе­редач, как «Поле чудес» и ей подобных.

4)Предварительная подготовка. Восприятие рекламы мо­жет быть усилено за счет длительной заблаговременной подготовительной кампании: «К нам едет с новой про­граммой...».

5)Целям привлечения внимания, возбуждения интереса к рекламе служат также юмор и парадоксальность реклам­ного материала. Юмористическому характеру рекламной передачи могут способствовать рисованные или куколь­ные мультипликационные персонажи, введение в рекла­му животных и тому подобное.

6)Реклама должна использовать эффект внушения (суггес­тии). Для этого к созданию рекламы обязательно должны при­влекаться психологи-профессионалы, владеющие всем необхо­димым для этого арсеналом своей науки.

Внушению, по мнению психологов, способствует образность и конкретность рекламного материала, отработанные речевые приемы, мимика и жесты выступающего, его незаурядная лич­ность. Увеличивает внушаемость непосредственное обращение выступающего к аудитории («Мы готовы взять на себя ваши заботы»).

7)Целям рекламы и используемого в ней внушения долж­ны быть подчинены цвет и форма рекламного материала. Вот некоторые полезные данные по этому вопросу.

- Синие и серые цвета успокаивают; желто-красные тона волнуют, возбуждают, повышают активность.

- Прямые горизонтальные и вертикальные линии связаны со спокойствием, ясностью, солидностью; изогнутые - с непринужденностью и сложностью.

- Зигзагообразные линии создают впечатление резких из­менений, значительной энергии; знак интеграла рождает ощущение изящества и плавности.

Естественно, что эти закономерности должны учитываться при формировании рекламных обращений.

Реклама должна вестись систематически, планово и ис­ходить из единой стратегии. В основе стратегии рекламы должна быть простая и понятная идея, вокруг которой, как вокруг стер­жня, строится рекламная кампания. Примером такой идеи-стер­жня может быть, например, некое уникальное свойство рекла­мируемого товара или услуги («Приятный вкус и защита от ка­риеса», «Сухая кожа - здоровый малыш» и тому подобное.

Главная функция рекламы, ради которой она, собственно, и создается, - экономическая. Реклама служит важнейшим ин­струментом рыночной торговли, маркетинга, менеджмента. Она помогает людям ориентироваться в рыночной ситуации. Побуж­дая их к покупкам, она активизирует рынок и ускоряет оборачи­ваемость денег. Увеличивая сбыт, она, тем самым содействует раз­витию производства.

В материалах Международной рекламной ассоциации эта функция охарактеризована так: «Когда реклама делает свою работу, миллионы людей сохраняют свою. Хорошая реклама не только информирует. Она продает. Она помогает продвигать продукт и сохраняет бизнес. Каждый раз, когда реклама возбуж­дает интерес потребителя, достаточный для покупки, она укреп­ляет положение компании. И значит, помогает сохранить рабо­чие места тех, кто там работает».

Большое социальное значение имеет идеологическая функция рекламы. Рыночная реклама - это коммерческая пропаганда (так ее иногда и определяют). Она пропагандирует «красивую жизнь», основанную на возможности пользоваться обещаемыми ею бла­гами. «Купи свое процветание сегодня, и ты будешь иметь его зав­тра!» - рекламный призыв, соблазняющий потребителя немед­ленно потратить деньги во имя светлого будущего. У людей фор­мируются навеянные рекламой жизненные идеалы, стремление к которым определяет их социально-политические взгляды и убеждения.

По замечанию Жана Сигеля, одного из крупнейших автори­тетов в сфере РК, «реклама давно уже не просто слово в торговле. Это слово в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали».

Сила рекламной пропаганды в том, что она конкретна, на­глядна, доступна каждому, В отличие от «теоретической» про­паганды, она говорит с людьми на языке, для понимания кото­рого от них не требуется ни образованности, ни интеллектуаль­ных усилий.

Таким образом, коммерческая реклама служит не только ком­мерческим целям. А рядом с ней в обществе распространяется и некоммерческая реклама, прямо нацеленная на идеологическую функцию. Политическая реклама имеет своей задачей создание положительного или отрицательного имиджа тех или иных об­щественных деятелей или партий. Все большее значение в мире приобретает в настоящее время социальная реклама, представ­ляющая общественные и государственные интересы и направлен­ная на достижение благотворительных целей. Социальная рекла­ма приковывает внимание общественности к острым проблемам современного общества, например призывает к охране природной среды, защите детства, оказанию помощи престарелым и инвали­дам, борьбе с наркоманией, с распространением СПИДА и т. д. В нашей стране некоторые образцы социальной рекламы можно видеть на телевизионных каналах (ролики, посвященные эколо­гическим проблемам, серия клипов «Без наркотиков!», пропаган­да мер против заражения СПИДом).

К идеологической функции рекламы примыкает ее воспита­тельная (или педагогическая) функция. Если в прошлом воспи­тание подрастающего поколения считалось делом, главным об­разом, семьи и школы, то ныне реклама по мощи воспитательно­го воздействия соперничает с ними, а нередко и превосходит их.

Еще несколько десятилетий назад Септ-Экзюпери отмечал, что в современном обществе рядом с нормальной педагогикой появилось и действует «беспрерывное педагогическое воздей­ствие необычной силы, называемое рекламой». Однако вездесу­щая реклама, в особенности телевизионная, далеко не всегда ока­зывает благожелательное влияние на детей, и это болезненный вопрос, который требует специального рассмотрения.

Огромная роль рекламы в современном мире делает необхо­димым общественный контроль над ее содержанием и распрост­ранением. В цивилизованных странах существуют законы, рег­ламентирующие рекламную деятельность. В России такой закон был принят в 1995 г., в последующие годы Государственная Дума несколько раз вносила в его редакцию поправки. Но соблюде­ние установленных государством законов само по себе, конеч­но, еще не гарантирует ни экономической эффективности рек­ламы, ни социально полезных результатов осуществления всех ее функций.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Уважаемые журналисты! После изучения учебных материалов по теме данного урока я предлагаю вам написать небольшое по объёму сочинение-рассуждение на тему «Можно ли считать рекламу частью массовой культуры?»  Написанные работы присылайте, как и прежде, мне на электронную почту purrgen@list.ru до 18 мая. Желаю творческих успехов!! А если вам что-либо непонятно, также звоните мне или пишите! Я уверена, что у вас всё получится!! И будьте здоровы! Елена Викторовна.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: