Глава 4. использование психологических факторов в целях повышения безопасности

Стимуляция безопасного поведения может осуществляться в социальном плане, когда пунктуальное выполнение требований безопасности труда, обеспечивающее его высокую производительность и культуру, специально оценивается, ставится в пример другим, социально поощряется. Безопасному поведению может способствовать и материальная стимуляция, которая используется для усиления мотива выгоды В качестве отрицательного стимулирования обычно используются такие средства как лишение премии, вызов на цеховую комиссию, денежные штрафы, тюремные заключения, зелёные флажки.. Скиннер: «человек в своей практической деятельности руководствуется двумя категориями знаний: полученными от педагога или из книг или на собственном опыте.» Все ошибки рабочих он подразделяет на две общие категории:

- ошибки психомоторные

- ошибки принятия решения

Значительно сложнее обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок. Пауэлл выделяет два типа таких ошибок:

- ошибки, допускаемые в задачах с ограниченным выбором (когда требуется принимать решение о выборе одного из ряда возможных действий)

- ошибки в задачах с открытым концом (где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи)

При обучении, по мнению Пауэлла, нужно последовательно переводить ученика от уровня знания к уровню понимания и так далее до способности критически оценивать сложившуюся ситуацию.. Способность критической оценки является важной для избежания категорий ошибок и именно к этому уровню обученности следует стремиться для обеспечения безопасно работы.

Правила безопасности труда можно определить как узаконенные нормы, указывающие, как можно, как должно и как нельзя действовать в процессе труда и на территории производства, чтобы избежать несчастные случаи и аварии.. Что ограничивает свободу выбора действий рабочего. Необходимо специально выделять в инструкциях те пункты, нарушение которых связано с особенно часто нарушаются. Имеется реальная возможность сокращения числа пунктов действующих инструкций за счёт:

1. исключения ненужных требований

2. исключения требований, очевидных для нормальных, здравомыслящих людей

3. перевода пунктов, содержащих общие положения, из инструкций по безопасности в инструкции по эксплуатации техники и учебные пособия

4. ликвидация дублирования одних и тех же пунктов в разных правилах

Воспитание безопасного поведения можно определить как направленное воздействие на психику рабочего с целью развить у него качества, способствующие его безопасной работе. Воспитание можно рассматривать и как информационное воздействие и как эмоциональное воздействие.

Щлезингер выделяет два метода воздействия:

· одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия

· двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие

Средством одноканального воздействия являются печатные издания(инструкции, наставления, правила), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, аудиовизуальные средства(телевидение, кино). Двухканальное воздействие реализуется методом бесед, коллективного обсуждения с рабочим несчастных случаев, путей использования средств защиты.

Воспитательные воздействия по выработке безопасного поведения дают полезный эффект только тогда, когда адресаты этих воздействий достаточно хорошо информированы по данному кругу вопросов.. Эффект воздействия почти всех рассмотренных методов воспитания непосредственно зависит от интереса, проявляемого самим рабочим и его группой к вопросам безопасности труда. Наиболее эффективными средствами воспитания были признаны беседа и плакат, наименее эффективными – наказания и состязания.

Главной задачей при воспитании безопасного в труде поведения является создание положительного отношения, настроя к вопросам безопасности, -= в таком случае почти все методы будут давать положительный эффект.

Перед использованием того или иного метода воспитательного воздействия следует в начале оценить интерес и отношение рабочих к вопросам безопасности и, исходя из этого, выбирать конкретный метод

В целях предупреждения несчастных случаев необходимо вовремя выявлять конкретные психологические причины их возникновения. В настоящее время можно выделить три основных подхода к проведению психологических анализов:

Клинический подход

Данный подход заключается в разностороннем изучении всех внешних и внутренних факторов, которые могли отдельно или в их сочетании явиться причиной неправильных действий человека и привести его к данному несчастному случаю. По каждому несчастному случаю составляются подробные доклады, раскрывающие его развитие, проявление и вытекающие из него последствия. Их составляют:

1. виновник происшествия

2. взаимодействовавшие с ним люди

3. свидетели происшествия

Важным аспектом клинического анализа является вопрос о достоверности выявленных в нём данных.

Любое происшествие является прежде всего следствием проявления каких –то особых причин, которые могут проистекать из особых свойств работника или же из особых обстоятельств.

К особым свойствам Липман относил:

1. недостатки знаний по професии или правилам техники безопасности

2. его физические недостатки

3. психические недостатки

К особым обстоятельствам происшествия относились каквнешние, так и внутренние причины:

1. жара и другие погодные факторы

2. плохое освещение

3. переутомлённость рабочего

4. плохое отношение к работе

5. аффекты

6. чрезмерное честолюбие, рвение, спешность

7. склонность к алкоголю

8. заболевание во время работы

Миттенекер ввел понятие косвенной виновности человека в несчастном случае, которая квалифицируется тогда, когда он мог предвидеть возникновение несчастного случая, но не сделал этого и в результате не предотвратил его.

Балинт и Мурани предложили разделять причины несчастных случаев на непосредственные и косвенные. Непосредственной причиной они считали ту, которая явилась прямым толчком к несчастному случаю. Косвенная причина действовала относительно стабильно уже до начала несчастного случая и создавала условия для его возникновения.

По методике Флоренса, каждый несчастный случай рассматривался с четырёх точек зрения:

1. что(кто) является его причиной

2. связь несчастного случая с возможностью его предвидения и со сферой внимания

3. связь несчастного случая с психомоторной сферой и возможностью его предотвращения

4. условия, в которых произошёл несчастный случай


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: