Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем. С помощью креативности появляются новые идеи, схемы действий, предметы и многое другое. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации или в нужный момент обхитрить соперника в бизнесе. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными. Существует разница между креативом и творчеством. Последнее является процессом создания какого-либо предмета искусства, в то время как креативное мышление направлено гораздо шире и действует даже в повседневной жизни при воплощении элементарных муторных задач.
Развивать креативность можно ежедневно, не тратя на этот процесс дополнительное время. Основные способы, с помощью которых можно повысить уровень креативного мышления в повседневной жизни:
Чтение вывесок с конца к началу, что иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные;
|
|
При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть, действия будут происходить в обратном порядке;
В свободную минутку можно заняться придумыванием разнообразных имен, путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв;
Хорошо на развитие мышления влияет рисование, особенно, всяких несуществующих вещей, существ;
Пока никто не видит, можно пописать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами;
Отлично помогают развиваться попытки сочетать на первый взгляд несочетаемые слова;
Также вы можете взять любое слово и представить его в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать;
К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение;
Можно также один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования. Выполняя эти несложные и на первый взгляд бессмысленные вещи, вы научитесь видеть нестандартные решения для той или иной ситуации, а также генерировать идеи путем совмещения несовместимого, тем самым развивая креативное мышление.
№1. Ассоциации
Берёте любое слово и подбираете к нему 5-10 ассоциаций. Например, ассоциации к слову арбуз — зелёный, спелый, сочный, красный, косточки, семечки, вкусный, сладкий.
Чем больше ассоциаций вы придумаете, тем лучше.
№2. Два слова
Откройте словарь на первой попавшейся странице. Возьмите одно слово и запишите его. Откройте другую страницу и выпишите ещё одно слово.
Выявите 3 сходства и 3 различия этих слов. Составьте с ними несколько предложений. Не бойтесь, если придётся поломать голову. Иногда попадаются такие слова, которые, кажется, невозможно связать вместе.
|
|
№3. Нестандартные способы применения
Возьмите любой предмет и придумайте необычные способы его использования. К примеру, зубной пастой можно очищать изделия из серебра, лечить мозоли и отбеливать ногти.
№4. Противоположное полушарие
Привыкли писать правой рукой? Начните писать левой. Если вы держите ложку в левой руке, научитесь держать её в правой.
Смена руки позволяет развивать оба полушария головного мозга.
№5. Безмолвный час
В течение часа вы должны отвечать на все вопросы: «Да» или «Нет». Нельзя использовать никаких других ответов. Попытайтесь, чтобы никто не заметил перемены в вашем поведении.
№6. Один ответ
Более сложный вариант предыдущего упражнения. Теперь на все вопросы вам нужно отвечать только «Да» или только «Нет».
№7. Два в одном
Возьмите два слова и придумайте способы их совместного применения. Клубника + сумка = сумка в форме клубники.
№8. Фантазёр, реалист и скептик
Это упражнение для развития креативности лучше выполнять с напарником.
Вы должны взять проблему, которую нужно решить. Сначала вы предлагаете самые безумные и фантастические варианты её решения. Потом думаете, как реализовать идеи, предложенные мечтателем. После этого становитесь скептиком и стараетесь указать все ошибки, допущенные реалистом и фантазёром.
№9. Журналист
В городе Y работает компания X. Она решила в рамках благотворительности построить для местного детдома спортзал.
Официальная городская газета создаст такой заголовок: «Компания X бесплатно строит спортзал для детского дома». Журналисты из «жёлтой прессы» в погоне за читателями составят заголовок так: «Компания X пиарится за счёт сирот».
Ваша цель — стать журналистом обеих газет и придумать как можно больше вариантов заголовков. Только вместо компании X и детского дома вы должны выбрать свою компанию и свой проект. Подумайте, что могут написать о вас СМИ.
№10. Расшифровка египетских иероглифов
Найдите в интернете надписи из египетских иероглифов. Подумайте, что они означают. На основе этих догадок составьте историю. Главное, не подсматривайте, что эти иероглифы на самом деле значат.
№11. Рассказ из 100 слов
Одно из самых интересных упражнений на креативность. Вам нужно составить рассказ из ограниченного количества слов. В данном случае — из 100 слов.
Если хотите можете написать рассказ из 75 или 50 слов. Только помните, что чем жёстче ограничения, тем труднее в них уложиться.
№12. Слова наоборот
Это упражнение для развития креативности можно выполнять везде — на улице, в метро, на работе. Когда вы видите надпись, старайтесь прочитать её задом наперёд. Кассир — «риссак». Вокзал — «лазков». После того, как вы потренируетесь на отдельных словах, переходите к фразам и предложениям.
№13. Зеркальный рисунок
Возьмите по карандашу в каждую руку. Начните рисовать какие-нибудь фигуры одновременно двумя руками, чтобы они были зеркальными отображениями друг друга. Когда вы освоите простые геометрические фигуры, начинайте рисовать более сложные предметы.
№14. Составление биографий
Когда вы будете ехать в автобусе, обратите внимание на первого попавшегося человека, дайте ему характеристику и придумайте биографию.
Это очень интересное упражнение на креативность мышления. Оно помогает развивать воображение и придумывать истории.
№15. 250 идей
Представьте, что вам дали годовой отпуск. Целый год вы можете не работать, не учиться, а делать всё, что захотите. Придумайте себе 250 занятий. Запишите на листе или в текстовом редакторе, что вы будете делать весь год.
№16. Друдлы
Друдлы — это картинки, которые могут быть интерпретированы по-разному. Кому-то может показаться, что картинке изображены горы, а кому-то — деревья. Найти друдлы вы можете здесь.
|
|
№17. Слова
Правила игры такие же, как и в оригинале. Ваш соперник называет слово, а вы придумываете новое слово на его последнюю букву. Ограничение: можно называть только такие слова, которые поместятся в пятилитровую бутылку.
№18. Цифры и ассоциации
Подберите к каждой цифре ассоциацию: 1 — карандаш, 2 — лебедь, 3 — часть косточки, 4 — флаг и т.д.
№19. Придумайте название книги по описанию
Прочитайте следующие описания книг и придумайте им названия.
№20. Хамелеон
Возьмите какое-нибудь утверждение. К примеру: «инопланетян не существует». Приведите доводы за и против.
№21. Писатель-юморист
Это, скорее, шуточное упражнение. Оно хорошо развивает креативность. Суть его состоит в следующем — сочинить:
- историю жизни спички во время Великой Отечественной войны;
- 5 правил покраски волос с помощью бензина;
- автобиографию Крокодила Гены.
№22. Поэт
Откройте стихотворение любимого поэта. Возьмите его последнюю строчку и начните ей собственное стихотворение.
Это упражнение для развития креативности в особенности пригодится тем, чья профессия связана с придумыванием слоганов и написанием текстов.
№23. Роль
Когда вы будете смотреть телевизор, старайтесь ставить себя на место героев и думать, как бы вы поступили в данной ситуации. Пытайтесь находить креативные способы решения проблем.
№24. Без звука
Снова включите телевизор. Выключите звук и постарайтесь представить, о чём говорят герои.
Теперь попробуйте другой вариант упражнения. Включите звук и закройте глаза. Представляйте картинки происходящего в голове и ни коем случае не открывайте глаза, как бы вам не хотелось.
№25. Метод Леонардо да Винчи
Этим упражнением пользовался Леонардо да Винчи. Он считал, что даже на забрызганной красками стене можно разглядеть сходство с рекой, лесом, долиной, утёсами.
Учитесь видеть в обыденных вещах необычные образы. Наблюдайте за облаками. Что они вам напоминают?
|
|
№26. Придумать нереальное
Что было бы, если бы у медведя были копыта? Как выглядел бы пингвин с зубами? Придумайте 10 видов новых животных и порассуждайте, какую пользу они могли бы принести Земле.
№27. Сочинение анекдотов
Все юмористы — творческие люди. Сочините и сами несколько анекдотов. Потренируйтесь в остроумии.
Сочинять смешные шутки не так легко, как кажется на первый взгляд. У вас получится не сразу, но продолжайте тренировать навык сочинительства.
№28. Буриме
Эта игра возникла во Франции. Её суть следующая: вы должны придумать стихотворение на заранее заданные рифмы. Например, «кот — огород», «собака — заплакал», «лёд — мёд».
Выбежала из-за угла собака,
Мальчик испугался и заплакал.
Сначала будут получаться практически бессмысленные сроки, но потом вы научитесь.
№29. Анаграммы
Анаграммы — это слова из одинаковых букв, расположенных в разном порядке. Кот — ток, ломоть — молоть, кулон — клоун — колун и т.п.
Слова для практики: города, верность, растение, лепесток, лесопромышленность.
№30. Одна буква
Составьте 5-10 предложений, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву. Пример — рядом росло разительного роста растение.
Буквальный смысл не важен. Важно составить предложения.
№31. Старые новые понятия
Придумайте новые определения старым словам. Для примера можете взять «Энтимологический словарь» Б.Ю. Нормана. Вот выдержки из этого словаря:
АБОРДАЖ — количество абортов за отчетный период
БАЙКЕР (неол.) — рассказчик баек
БАЛОВАТЬ — посещать балы
БУКАШКА — 1. (уменьш.) маленькая буква; 2. (разг.) букинистический магазин
ВЕЛИКОЛЕПИЕ (архитект.) — обилие лепных украшений
№32. Дорисуй
В эту игру лучше всего играть в компании друзей. Первый человек рисует какую-нибудь фигуру. Второй дорисовывает ещё несколько линий. Третий подрисовывает свои детали
И так по порядку, пока не получится целостная картина. Это упражнение — хороший способ развить креативное мышление.
№33. Пантомим
Ведущий загадывает одному игроку слово, которое тот должен изобразить. Говорить нельзя, зато можно использовать движения и мимику лица. Остальные игроки должны отгадать слово. Тот, кто отгадал слово первым, становится ведущим. Старый ведущий играет роль пантомима.
№34. Визуализация
Загадайте какой-нибудь предмет. Например, тетрадь. Теперь представьте её в воображении до мельчайших подробностей. Полистайте, посмотрите, что написано на страницах.
Сначала образы будут нечёткими. Когда вы сможете легко представлять простые предметы, переходите к чему-нибудь посложнее.
№35. Новые слова
Придумывайте новые слова, которых до этого никогда не было. Пыхтеблок — двигатель, странномаркет — магазин антиквариата.
№36. Новый маршрут
Вы каждый день ходите на работу, в магазин, парк или просто на прогулку. Старайтесь менять свой маршрут как можно чаще.
№37. Название для блюда
Если вы любите готовить, то поэкспериментируйте с созданием необычных блюд. Придумывайте им названия.
№38. Семь раз отмерь…
Почти каждая проблема имеет несколько способов решения. Когда вы в следующий раз столкнётесь с трудной задачей, перечислите хотя бы 2 варианта решения.
Это упражнение можно выполнять с любыми задачами — со строительством дома, с написанием текста, с походом в магазин.
№39. Логические задачи
Чтобы решить логическую задачу, нужно отказаться от решения, которое видно при поверхностном взгляде, и найти что-то оригинальное и необычное.
Начать тренироваться можете с решения следующих задач.
№40. Классификации
Вы берёте список первых попавшихся слов и придумывайте, как их можно классифицировать по общему признаку.
Упражнение развивает умение искать оригинальные и неочевидные критерии.
Для тренировки даю вам три списка слов.
№41. Иностранец
Вообразите себя в роли иностранца, который плохо понимает русский язык. Когда вы говорите «не вешай нос», он представляет средневековую казнь — повешение за нос. Когда вы говорите «метать бисер перед свиньями», он воображает такую картину.
Предложите варианты того, что он может подумать, если услышит следующие фразы.
Упражнение учит рассматривать знакомые вещи с необычного ракурса. Это очень важное умение для творческого человека.
№42. Только со мной
Вам нужно ответить на несколько вопросов:
1. Что может случиться только с маленькими детьми?
2. Что может произойти только с миллионерами?
3. Что может случиться исключительно с гражданами России?
4. Что может произойти с людьми в возрасте старше 40 лет?
Выполняя это упражнение, вы научитесь генерировать идеи и оценивать, подходят ли они для решения проблемы или нет.
№43. Безумный архитектор
Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум. К примеру: клавиатура, тетрадь, ананас, диван, слон, тигр, Африка, лист, колонки, телефон.
Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Слон может быть изображён на обоях, а Африка на карте.
№44. Послание в будущее
Вы должны составить письмо к себе в будущем, примерно через 10 лет. Спросите себя, чем вы занимаетесь, как проводите свой день, с кем общаетесь, как всего достигли.
№45. Любимое место
Достаньте ручку и подробно опишите место, которое вы любите посещать. Напишите, где оно находится, что вы там делаете, что там есть, почему вы любите туда ходить.
№46. Философский рассказ
Напишите рассказ на философскую тему — в чём смысл жизнь, что будет после смерти, почему большинство людей не достигает своей мечты и т.д.
№47. Описание картин
Опишите, что вы видите на картине. Можете использовать картины Пабло Пикассо
№48. Хокку
Хокку — это японские стихотворения-трёхстишья. Обычно они описывают природные явления и жизнь человека. На русском языке у них нет рифмы.
Например, хокку Мацуо Басё:
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
Придумайте своё хокку. Я вот придумал такое:
С неба каплют капельки дождя,
Словно кем-то гонимый:
Я иду тропинкою домой.
№49. Дайте новую жизнь старым вещам
Сделайте что-нибудь новое из старых вещей. Кресла из автомобильных шин. Поделки из бутылок. Зеркала из теннисных ракеток.