Кризис семи лет: я и мир
#ОКРИЗИСЕ В Психологии кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому качественно новому, характеризуется резкими психологическими изменениями. Изменения в психике ребенка происходят быстро, бурно, с обострением конфликтов с окружающими и касаются эти изменения только личностной сферы ребенка. Каждый кризис характеризируется с 2-х сторон: негативная – поведенческие симптомы кризиса – это изменения в поведении ребенка в худшую сторону. Приобретение негативных черт поведения, трудновоспитуемость, конфликтность и т.д. Положительная сторона кризиса – это появление важнейшего личностного новообразования, без которого дальнейшее развитие психики ребенка невозможно. Наличие кризиса свидетельствует о необходимости создания новых отношений ребенка и взрослого, иных форм общения. Мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент вследствие того, «что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Выготский Л.С).
|
|
Конфликты со взрослыми в это время возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания самого ребенка. Семилетний ребенок в это время становится неуравновешенным, несдержанным и капризным.
Характеристика кризиса дошкольного детства
Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения. Л. С. Выготский определил, как утрату детской непосредственности и возникновения внутреннего мира. ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ. Это защитная реакция его переживаний. В этом же возрасте появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее. Появляется лживость (обманывают, фантазируют).
В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую — у меня получилось самое круглое яблоко», «Я умею прыгать через лужи, я ловкий», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.
|
|
Но это не единственные признаки наступления кризисного периода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:
— возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
— появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);
— демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;
— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».
Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.
«Стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности к школьному обучению.
К позитивным моментам могут быть отнесены:
— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);
— самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
— рассудительность.
Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции. Стать школьником, учиться, т.е. выполнять деятельность общественно значимую и оцениваемую.