Методика обучения литературе об изучении творчества З. Гиппиус в школе

По программе под редакцией В.Я. Коровиной впервые З. Гиппиус изучается в восьмом классе в рамках темы «русские поэты о Родине, родной природе». Учащимся предстоит подумать над тем, какой видят они родную природу в разные времена года, какое настроение рождают картины природы, пейзажи в душе поэта и какие чувства возбуждают в читателе эти стихотворения. Главным направлением на таких уроках автор считает чтение поэтических произведений учителем и учащимися, обсуждение этого чтения, осмысление прочитанного. Одной из рекомендаций является использование репродукции пейзажных картин известных художников XIX и XX веков, музыкальных произведений. В таких случаях занятия превращаются в уроки-концерты, активно содействующие эмоциональному и эстетическому развитию учащихся.

На таких уроках учитель и учащиеся готовят рассказы об авторах, чтение их произведений, комментирование. Кроме того, восьмиклассники подготавливают выставку книг, портреты поэтов, о которых будет идти речь на уроке, звукозапись с авторским (поэты XX века) и актерским чтением.

Урок стоит начать со вступительного слова о том, что русские поэты всегда писали о родной природе и Родине. Отношение это не всегда было простым: вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» или стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Но всегда в стихотворных произведениях поэтов чувствуется любовь к родному краю и боль за то, что совершается на Родине.

 При изучении стихотворения «Знайте» учителю следует отметить, что оно являлось ответом на слова Блока о том, что революция погубила Россию и что ей уже не восстать из пепла.

Уроки, посвященные этой теме, будут представлять собой уроки-раздумья, где каждый выступит либо с рассказом о писателе, либо с чтением стихотворения.

Также в восьмом классе творчество З.Н. Гиппиус изучается по программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, но уже в контексте темы «мотивы былого в лирике 20-го века». Здесь творчество поэтессы интересно с точки зрения темы декабристского восстания, составитель рекомендует к рассмотрению стихотворения «14 декабря», «14 декабря 17 года», «14 декабря 18 г.», в которых передается не только неподдельное восхищение подвигом декабристов, но и его оценка человеком 20-го века. Образы, подлежащие рассмотрению при анализе стихотворений: Рылеев, Голицын, Трубецкой, Муравьев, Пестель. Учителю стоит отметить, что в литературоведении творчество Зинаиды Гиппиус характеризуется как «бешеный накал симпатий и антипатий» и в разборе стихотворения целесообразно сконцентрировать внимание учеников на этой особенности творчества поэтессы. При рассмотрении средств речевой выразительности в стихотворениях необходимо отметить случаи использования аллитерации сонорных и лексического повтора личных местоимений.

Ученики вновь встречаются с творчеством поэтессы в 11 классе. По программе под редакцией В. Я. Коровиной З. Н. Гиппиус изучается как одна из старших символистов в рамках темы «Периодизация русского символизма». Изучение данной темы представляет собой работу в группах над биографией и творчеством представителей течений символизма. Так, например, тема работы первой группы звучит как «Религиозно-философское течение русского символизма». Старшие символисты: Д.Н. Мережковский и З.Н. Гиппиус. Учащиеся готовят сообщение о страницах жизни и идейно-эстетических принципах двух поэтов, опираясь на информацию из учебника. Одной из составляющих работы является анализ стихотворений (составитель программы рекомендует взять «Снежные хлопья», «Электричество» Гиппиус и «Бог», «Дети ночи» Мережковского) и сравнение их идейного наполнения (ответ на вопрос «чем близки стихотворения Гиппиус и Мережковского?»). По выбору учителя может быть осуществлена работа над фрагментом статьи В.С. Соловьева для определения роли его философии в стихотворении «Любовь — одна».

По программе В.Г. Маранцмана в одиннадцатом классе изучение стихотворения «Веселье» З. Гиппиус является одним из пунктов раскрытия темы России и революции. Составитель предлагает обратиться к понятиям «революция» и «эволюция» с точки зрения исторического процесса, раскрыть суть антиреволюционных взглядов поэтессы, обозначить стихотворение «Веселье» как проклятье стране, позволившей убить свою свободу. В рамках этой темы будут актуальны дискуссии по вопросам: «Может ли человечество развиваться без революций? Необходимы ли человеческой истории революции?»

 

 



План-сценарий урока литературы в 11 классе на тему «Творчество З. Н. Гиппиус» с применением проектной технологии.

Образовательные:

● восстановить полученные ранее знания и продолжить знакомство учащихся с творчеством З.Н. Гиппиус;

● познакомить учащихся с содержанием выбранных для изучения рассказов З.Н. Гиппиус;

● расширить представление учащихся о литературной традиции, её природе и значении;

● стимулировать интерес учащихся к поэтике малой прозы З.Н. Гиппиус;

● самостоятельная деятельность учащихся по изучению содержания выбранных рассказов писательницы;

● практическое решение проблемы, поставленной совместно с учителем.

 

 

Развивающие:

● развивать читательские умения учащихся;

● развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;

● развивать умение аналитической работы над текстом;

● формирование навыков публичного выступления, защиты проектов.

 

Воспитательные:

● воспитывать любовь к чтению;

● прививать интерес к творчеству классиков русской литературы;

● формирование творческого отношения к выполнению заданий, и через овладение некоторой суммой знаний, через проектную деятельность раскрытие значимости практического применения полученных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: