Общие представления особенностей творчества З.Н. Гиппиус

Прежде всего стоит отметить, что подавляющему большинству З.Н. Гиппиус известна как поэт серебряного века. Б о льшая часть литературоведческих исследований посвящена её поэзии, в то время как критика, мемуарная и малая проза, драматические произведения остаются на периферии.

Литературное окружение ценило Гиппиус прежде всего как поэтессу (со второй половины 80-х гг. - как резкого и авторитетного литературного критика), близкую «старшим символистам» круга «Северного вестника». Автор, со своей стороны, утверждала, что в этот период её «занимало, собственно, не декаденство, а проблемы индивидуализма» и влияние европейского декаденса не ощущала по той причине, что просто «мало читала» французских поэтов.

Лирика Гиппиус глубока по мысли, религиозна и совершенна по форме. Поэтесса вышла из круга символистов, для которых литература являлась частью широко понимаемого культурного процесса и средством выражения высшей духовной реальности. Основные темы её поэзии – человек, любовь и смерть. Поэтическое творчество для Зинаиды Гиппиус означает духовный опыт и постоянный философско-психологический спор с собой и с несовершенством земного существования.

Ее публицистика — высокого класса, это касается и дневников, и, прежде всего, очень лично написанных портретов А. Блока, В. Брюсова, В. Розанова и др. Здесь, как и в некоторых своих стихах, Зинаида Николаевна резко выступает против большевизма и дает свидетельство своего глубокого почитания свободы человеческого достоинства и русской культурной традиции.

Самый неизученный пласт творчества З.Н. Гиппиус – это её малая проза. Именно рассказы поэтесса считала местом концентрации своих творческих сил, относилась к ним даже серьёзнее, чем к поэзии. Несмотря на это, малая проза Гиппиус осталась на периферии её творчества. Однако в контексте изучения развития традиций русской литературы её сборники рассказов могу послужить богатой почвой для исследования.

Обратимся к особенностям системы героев малой прозы писательницы. В ней Гиппиус предпочитает изображать людей в пограничных ситуациях. Её герои кажутся непривычными, одинокими, болезненными, подчёркнуто непонятыми. Они декларируют новые ценности: «Я бы не хотела доживать совсем», «А болезнь - это хорошо… Надо ведь умирать от чего-нибудь», рассказ «Мисс Май», 1895.

Примером преемственности традиций в изображении героев могут послужить два наиболее ярких образа в прозе Гиппиус – это «тургеневская девушка» и неопытный инфантильный молодой человек, не приспособленный к жизни, болезненно зависимый. В данном случае уместно сопоставление образов Владимира (рассказ З. Н. Гиппиус «Яблони цветут») и Аратова (рассказ И. С. Тургенева «После смерти»). Этих героев роднит неопытность в чувствах, неподготовленность к настоящей женской любви и любые их привязанности обречены на провал. Отношения этих героев (первого — с матерью, второго — с актрисой Кларой Милич) сложно назвать здоровыми, в конце обоих рассказов чувства переходят в одержимость настолько сильную, что оба не гнушаются радикальными мерами. Отсюда тургеневская традиция получает своё развитие через синтез мотивов «любовь» и «смерть», которые в творчестве писательницы получают оригинальную трактовку: в сюжетах рассказов эти понятия образуют своеобразное единство. В понимании Гиппиус, смерть является способом преодоления преграды между двумя любящими, избавление от мук одиночества и враждебности окружающего мира. Финалом рассказа «Среди мертвых» является предполагаемая смерть Шарлотты на могиле Альберта, что можно назвать избавлением от грядущих несчастий и желаемым соединением с возлюбленным. В новелле «Яблони цветут» герой с подобными «любовными» терзаниями решает лишить себя жизни, так как чувствует мучительную пустоту и вину после смерти матери. Таким образом, любовь в соединении со смертью даёт героям желаемое освобождение и гармонию.

В нескольких рассказах первых двух сборников (“Новый люди, “Зеркала”) прослеживаются параллели с героинями малой прозы И.С.Тургенева. В частности, героини рассказов “Мисс Май”, “Легенда”, “Среди мёртвых” сопоставимы с героинями “Трёх встреч”, “Призраков”, “Странной истории”. В это время поэтессу привлекают героини с неопределенным психологическим, социальным и онтологическим статусом. З.Гиппиус притягивает тургеневский тип женщины свой загадочностью, таинственностью. Героиню рассказа “Среди мёртвых” Шарлотту по неизвестным причинам манит всё, что связано с миром мёртвых. Её прототипом можно считать Сусанну, героиню рассказа “Несчастная”.

Один из любимых поэтессой образов, цветущий весенний сад, может быть рассмотрен в качестве продолжения чеховской традиции. Для двух писателей этот образ – средство раскрытия персонажей. Каждый из героев рассказа «Чёрный монах» раскрывается через отношение к саду; жизнь всего дома Песоцких – Егора Семёновича и Тани, их гостей, рабочих – это жизнь садоводов. Сад – кормилец дома, любовь и страсть Егора Семёновича, неизбежное будущее Татьяны, детство Коврина. Такой же приём использует Гиппиус в рассказе «Яблони цветут»: если Владимира и Марту сад к себе притягивает, то мать его откровенно не любит и сторонится. По ее мнению, «солнечный свет гораздо беспокойнее полутьмы гостиной».

Проза З.Н. Гиппиус проникнута религиозным мировоззрением, которому в некоторых случаях присущ мистицизм. В этом она следует традиции Ф.М. Достоевского, и самым ярким примером может послужить рассказ «Святая плоть». Центральный конфликт рассказа – борьба героини с собственной ненавистью к младшей сестре, страдающей слабоумием. Как и её герои, З. Гиппиус верит в возможность преображения человеческой души путем страдания и покаяния, приобщения ко христианским идеям. В идее рассказа воплощена система религиозно-философских взглядов З. Гиппиус — попытка воссоздания единства духа и плоти. Основная мысль рассказа и мироощущения З. Гиппиус заключается в том, что духовное преобразование человека напрямую связано с Богом («нельзя человеку жить без Бога»). Здесь поэтессой реализует традиционную для русской литературы тему духовного падения и воскрешения при помощи введения евангельских мотивов.

Но её герои унаследовали проблематику не только Достоевского, но и Мережковского. («Мы для новой красоты, нарушаем все законы…»). В новелле «Златоцвет» (1896) рассматривается убийство по «идейным» мотивам во имя полного освобождения героя: «Она должна умереть… С ней умрёт всё - и он, Звягин, будет свободен от любви, и от ненависти, и от всех мыслей о ней». Размышления об убийстве перемежаются спорами о красоте, свободе личности, об Оскаре Уайльде и т. д.

Следует также отметить, что Гиппиус не копировала слепо, а заново переосмысливала русскую классику, помещая своих героев в атмосферу произведений Достоевского, Тургенева, Чехова. Этот процесс имел большое значение для истории русского символизма в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: