Цель: Сформировать многостороннее понимание психологических процессов в споре и дискуссии. Формирование мотивации к самоанализу и совершенствованию умений вести конфликтное деловое общение.
Занятие проводится в форме выполнения заданий, нацеленных на осознание и понимание широкого спектра психологических аспектов спора, которые обуславливают его эффективность или неэффективность и характеризуют этическую сторону споров.
Задания:
1. Проранжируйте по степени важности следующие правила спора:
- умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий;
- умение не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор;
- умение четко определить свою позицию в споре;
- умение находить общность исходных позиций, достигать начального взаимопонимания;
- правильное использовать понятия., исключить их многозначность в рамках дискуссии;
- уважительно относиться к оппоненту, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции;
- умение сохранить выдержку и самообладание;
- умение обращать внимание на поведение оппонента, верно оценивать его действия;
- умение подбирать убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента;
2. Приведите примеры полемических приемов:
- прием бумеранга;
- подхват реплики;
- доведение до абсурда;
- довод к человеку;
- апелляция к публике;
- атака вопросами.
Продолжите список.
3. Приведите примеры недопустимых приемов в споре. Почему они недопустимы? На основе каких этических принципов можно оценить недопустимость приема?
- «оттягивание возражения». Если противник привел довод, на который трудно сразу найти достойный ответ, то некоторые полемисты ставят вопросы в связи с приведенным доводом, как бы для выяснения его; начинают ответ издали, с чего-нибудь, не имеющего прямого отношения к данному вопросу;
- Выход из спора – это уловка участника, который чувствует, что спор складывается не в его пользу, что у него нет достаточных аргументов.
- Срывание спора (обструкция). Порой противник бывает заинтересован в том, чтобы сорвать спор, так как он ему не по силам. В таких случаях перебивают противника, не дают ему говорить, явно показывают нежелание слушать оппонента – зажимают уши, напевают, насвистывают, смеются, топают ногами и т. п.
- «Довод к городовому». Посредством того, что тезис оппонента объявляется опасным для государства или общества, противнику, по сути, «зажимают рот».
- «Палочные доводы». Приводят такой довод, который оппонент должен принять из боязни чего-нибудь неприятного, часто опасного, или на который он не может ответить по той же причине, и должен либо молчать, либо придумывать какие-нибудь «обходные пути».
Психологические уловки
- выведение оппонента из равновесия. Полемист использует грубые выходки, оскорбления, явно несправедливые, издевательские обвинения и т. п.
- ставка на ложный стыд. «Неужели вы до сих пор не знаете?»; «Общеизвестным является факт» и т. п. Так он делает ставку на ложный стыд. Если человек не признается, что это ему неизвестно, он «на крючке» у противника и вынужден соглашаться с его аргументами;
- «подмазывание аргумента» – это уловка, основанная на самолюбии. «Вы как человек умный не станете отрицать»; «Всем хорошо известна ваша честность и принципиальность, поэтому вы...».
- внушение. Человек, говорящий с апломбом, внушительным голосом, психологически давит на присутствующих.
- насмешка, и стремление оборвать противника, вызвать недоверие к его словам, резко отрицательная оценка высказанных суждений, обидная реплика и т. п.;
- ссылки на свой возраст, образование и положение: «Вот доживите до моих лет, тогда и судите»; «Сначала получите диплом, а потом и поговорим»;
- «двойная бухгалтерия» – это уловка, основанная на склонности людей к двойственности оценок.
Чем можно заменить подобные уловки в трудных моментах делового общения?
На основе каких этических принципов можно разделить допустимые и недопустимые приемы в споре?
Критерии оценки:
Оценка задания 1: до 2-х баллов за участие в обсуждении.
Оценка задания 2: 1 балл.
Оценка задания 3: до 5-ти баллов в зависимости от количества приемов, которые проанализировал студент