Практическое занятие 2. Правила публичного выступления

Николаева И.А.

Методические указания по выполнению контрольной работы и подготовке к практическим занятиям по дисциплине

Психология делового общения

 

Для направления 20.04.01. Техносферная безопасность

 Направленность: Безопасность жизнедеятельности в техносфере

уровень магистратуры

 

Курган, 2018


 

Кафедра: «Общая и социальная психология»

 

Дисциплина: «Психология делового общения»

 

Направление: 20.04.01. Техносферная безопасность

Направленность: Безопасность жизнедеятельности в техносфере

 

 

Составила: к.пс.н., доцент Николаева И.А.

 

Утверждены на заседании кафедры 08 июня 2018 г., протокол №2.

 

На правах рукописи


 



План практических занятий

Номер раздела, темы Наименование раздела, темы Наименование практической работы Норматив времени, час.
1 Общая характеристика делового общения и условия его эффективности - -
2 Деловая беседа и совещание: психологические особенности и условия эффективности Навыки деловой беседы и условия ее эффективности 2
3 Публичное выступление Правила публичного выступления 2
4 Переговоры в деловом общении и основные переговорные стратегии Деловая игра "Переговоры" 2
5 Спор, дискуссия, полемика в деловом общении Правила спора и дискуссии 2

Всего:

8

Практическое занятие 1. Навыки деловой беседы и условия ее эффективности

Цель: Формирование умений анализировать и понимать психологических особенности деловой беседы, от которых зависит ее эффективность. Формирования мотивации к использованию полученных знаний в деловом общении.

Занятие проводится в форме обсуждения реальных ситуаций делового общения и рефлексии собственных навыков и умений в деловой беседе.

Задания:

1. Кратко передайте смысл и содержание какой-либо деловой беседы из вашего профессионального или учебного опыта и ответьте на вопросы:

- Было ли четкое понимание цели у собеседников?

- Была ли подготовка к беседе? Если - да, то в чем она заключалась?

- С какими трудностями столкнулись стороны?

- Оцените начало беседы. На какой результат участники настраивали себя и собеседника?

- Оцените основное содержание беседы. Насколько полным было взаимопонимание? Каковы причины?

- Насколько стороны были готовы выслушать и вникнуть в интересы друг друга? В чем это выражалось?

- Насколько стороны были готовы к разъяснению своей позиции?

- Проанализируйте аргументацию сторон.

- Проанализируйте эмоции в беседе. Насколько они помогали? Или мешали?

- Предложите средства, которые помогают справиться с негативными эмоциями в беседе.

- Оцените время беседы и результат. Насколько продуктивной была беседа? Обоснуйте ответ.

- Опишите завершающий этап беседы. Каким задачам он служит?

- Сколько деловых бесед за день в среднем вы проводите на своей работе (учебе)? Оцените эффективность своих бесед. Какие ресурсы вы видите для повышения эффективности своего делового общения?

Критерии оценки выполнения заданий:

За полный и аргументированный ответ на один из поставленных вопросов студент получает 1 балл. Максимальная оценка - 5 баллов за ответы на 5 вопросов.

Практическое занятие 2. Правила публичного выступления

Цель: Закрепление представлений о психологических особенностях публичного выступления как условиях его эффективности.

 

Занятие проводится в форме анализа и коллективного обсуждения поставленных задач. Задания выбираются в зависимости от подготовленности и скорости работы учебной группы.

Задания:

1. Объясните, как "работают" следующие 10 приемов публичного выступления, которые сформулировал Джеймс Хьюмс (составитель речей для пяти американских президентов). Ответьте на вопросы:

- Пауза. Какие функции выполняет? Когда она уместна?

- Первая фраза. Какой должна быть и почему? Чем первая фраза отличается от остальной речи?

- Яркое начало. Какие функции выполняет начало речи?

- Главная мысль. Когда следует высказывать главную мысль? Чем отличаются люди, которые выражают главную мысль в начале речи? В середине речи? В конце речи?

- Цитаты. Какие цитаты будут иметь больший эффект? (Длинные или короткие? Цитаты известных для публики авторов или неизвестных авторов? Те, которые сильно затрагивают самого выступающего, или те, которые "на слуху" в современных масс-медиа?)

- Остроумие. Почему, когда выступающий зрительно представляет себе то, о чем говориться в шутке, его шутка становится заразительной? Почему умение шутить называют ОСТРОУМИЕМ? Как юмор связан с умом?

- Чтение.

- Вопросы. Какую функцию выполняют вопросы слушателям? Нужно ли знать готовый ответ на свои вопросы?

- Финал. Нужны ли эмоции в финале? Финал должен быть негативным или позитивным?

2. Просмотрите (прослушайте).запись выдающегося оратора (общественного или политического лидера). Обсудите приемы ораторского мастерства в его речи и композицию выступления. Какие приемы управления вниманием он использует?

3. Приведите примеры удачных и неудачных публичных выступлений из своего трудового или учебного опыта. Проанализируйте достоинства и недостатки выступлений.

Критерии оценки:

Оценка заданий 1 и 3: за выполнение этих заданий студент получает от 1 до 5 баллов в зависимости от полноты и правильности своего ответа

Оценка задания 2: За каждый правильно описанный и проиллюстрированный прием ораторского мастерства дается 1 балл.

Максимально возможное количество баллов - 5.

Практическое занятие 3. Деловая игра "Переговоры"

Цель: Формирование коммуникативных навыков и умений в деловом общении: умение устанавливать доверие между сторонами, навыки активного слушания, навыки выявления интересов противоположной стороны и поиска общих интересов, умение рефлексировать и выражать собственные интересы, разделять манипулятивное и сотрудничающее общение

Занятие проводится в форме переговорной ситуации и обсуждения ее результатов.

Задания:

1. Обучающимся предлагается "неразрешимая" переговорная ситуация с несовместимыми интересами сторон. Например, условная ситуация "Рыбак и золотая рыбка". В группе выбирается "золотая рыбка" (или несколько), остальные - "рыбаки". Задание рыбаку: уговорить рыбку покинуть море и жить в его доме. Задание рыбке: остаться в море.

Группа наблюдает за каждым диалогом между рыбаками и рыбкой и результатом переговоров. Задание считается выполненным, если рыбак достигает своей цели.

Особое внимание уделяется анализу того, как сторона "рыбаков" умеет выяснять интересы другой стороны, как умеет спрашивать и слушать, насколько осознает свою собственную мотивацию, и насколько открыто предъявляет ее второй стороне.

Также анализируется умение находить общие интересы между сторонами.

 

2. Сравните свою переговорную стратегию с тремя стратегиями (по Р.Фишеру и У.Юри): жесткая, мягкая, "принципиальная". Какие возможности развития переговорных навыков у себя вы видите у себя?.

 

3. Соотнесите принципы деловой этики и известные переговорные стратегии. Оцените этическую сторону каждой переговорной стратегии. Обоснуйте решение.

Критерии оценки:

Оценка задания 1: от 1 до 5 баллов в зависимости от понимания необходимых коммуникативных умений и их применения в деловой игре.

Оценка задания 2: от 1 до 5 баллов в зависимости от полноты и аргументирванности ответа.

Максимальное количество баллов за занятие - 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: