Николаева И.А.
Методические указания по выполнению контрольной работы и подготовке к практическим занятиям по дисциплине
Психология делового общения
Для направления 20.04.01. – Техносферная безопасность
Направленность: Безопасность жизнедеятельности в техносфере
уровень магистратуры
Курган, 2018
Кафедра: «Общая и социальная психология»
Дисциплина: «Психология делового общения»
Направление: 20.04.01. Техносферная безопасность
Направленность: Безопасность жизнедеятельности в техносфере
Составила: к.пс.н., доцент Николаева И.А.
Утверждены на заседании кафедры 08 июня 2018 г., протокол №2.
На правах рукописи
План практических занятий
Номер раздела, темы | Наименование раздела, темы | Наименование практической работы | Норматив времени, час. |
1 | Общая характеристика делового общения и условия его эффективности | - | - |
2 | Деловая беседа и совещание: психологические особенности и условия эффективности | Навыки деловой беседы и условия ее эффективности | 2 |
3 | Публичное выступление | Правила публичного выступления | 2 |
4 | Переговоры в деловом общении и основные переговорные стратегии | Деловая игра "Переговоры" | 2 |
5 | Спор, дискуссия, полемика в деловом общении | Правила спора и дискуссии | 2 |
Всего: | 8 |
Практическое занятие 1. Навыки деловой беседы и условия ее эффективности
Цель: Формирование умений анализировать и понимать психологических особенности деловой беседы, от которых зависит ее эффективность. Формирования мотивации к использованию полученных знаний в деловом общении.
Занятие проводится в форме обсуждения реальных ситуаций делового общения и рефлексии собственных навыков и умений в деловой беседе.
Задания:
1. Кратко передайте смысл и содержание какой-либо деловой беседы из вашего профессионального или учебного опыта и ответьте на вопросы:
- Было ли четкое понимание цели у собеседников?
- Была ли подготовка к беседе? Если - да, то в чем она заключалась?
- С какими трудностями столкнулись стороны?
- Оцените начало беседы. На какой результат участники настраивали себя и собеседника?
- Оцените основное содержание беседы. Насколько полным было взаимопонимание? Каковы причины?
- Насколько стороны были готовы выслушать и вникнуть в интересы друг друга? В чем это выражалось?
- Насколько стороны были готовы к разъяснению своей позиции?
- Проанализируйте аргументацию сторон.
- Проанализируйте эмоции в беседе. Насколько они помогали? Или мешали?
- Предложите средства, которые помогают справиться с негативными эмоциями в беседе.
- Оцените время беседы и результат. Насколько продуктивной была беседа? Обоснуйте ответ.
- Опишите завершающий этап беседы. Каким задачам он служит?
- Сколько деловых бесед за день в среднем вы проводите на своей работе (учебе)? Оцените эффективность своих бесед. Какие ресурсы вы видите для повышения эффективности своего делового общения?
Критерии оценки выполнения заданий:
За полный и аргументированный ответ на один из поставленных вопросов студент получает 1 балл. Максимальная оценка - 5 баллов за ответы на 5 вопросов.
Практическое занятие 2. Правила публичного выступления
Цель: Закрепление представлений о психологических особенностях публичного выступления как условиях его эффективности.
Занятие проводится в форме анализа и коллективного обсуждения поставленных задач. Задания выбираются в зависимости от подготовленности и скорости работы учебной группы.
Задания:
1. Объясните, как "работают" следующие 10 приемов публичного выступления, которые сформулировал Джеймс Хьюмс (составитель речей для пяти американских президентов). Ответьте на вопросы:
- Пауза. Какие функции выполняет? Когда она уместна?
- Первая фраза. Какой должна быть и почему? Чем первая фраза отличается от остальной речи?
- Яркое начало. Какие функции выполняет начало речи?
- Главная мысль. Когда следует высказывать главную мысль? Чем отличаются люди, которые выражают главную мысль в начале речи? В середине речи? В конце речи?
- Цитаты. Какие цитаты будут иметь больший эффект? (Длинные или короткие? Цитаты известных для публики авторов или неизвестных авторов? Те, которые сильно затрагивают самого выступающего, или те, которые "на слуху" в современных масс-медиа?)
- Остроумие. Почему, когда выступающий зрительно представляет себе то, о чем говориться в шутке, его шутка становится заразительной? Почему умение шутить называют ОСТРОУМИЕМ? Как юмор связан с умом?
- Чтение.
- Вопросы. Какую функцию выполняют вопросы слушателям? Нужно ли знать готовый ответ на свои вопросы?
- Финал. Нужны ли эмоции в финале? Финал должен быть негативным или позитивным?
2. Просмотрите (прослушайте).запись выдающегося оратора (общественного или политического лидера). Обсудите приемы ораторского мастерства в его речи и композицию выступления. Какие приемы управления вниманием он использует?
3. Приведите примеры удачных и неудачных публичных выступлений из своего трудового или учебного опыта. Проанализируйте достоинства и недостатки выступлений.
Критерии оценки:
Оценка заданий 1 и 3: за выполнение этих заданий студент получает от 1 до 5 баллов в зависимости от полноты и правильности своего ответа
Оценка задания 2: За каждый правильно описанный и проиллюстрированный прием ораторского мастерства дается 1 балл.
Максимально возможное количество баллов - 5.
Практическое занятие 3. Деловая игра "Переговоры"
Цель: Формирование коммуникативных навыков и умений в деловом общении: умение устанавливать доверие между сторонами, навыки активного слушания, навыки выявления интересов противоположной стороны и поиска общих интересов, умение рефлексировать и выражать собственные интересы, разделять манипулятивное и сотрудничающее общение
Занятие проводится в форме переговорной ситуации и обсуждения ее результатов.
Задания:
1. Обучающимся предлагается "неразрешимая" переговорная ситуация с несовместимыми интересами сторон. Например, условная ситуация "Рыбак и золотая рыбка". В группе выбирается "золотая рыбка" (или несколько), остальные - "рыбаки". Задание рыбаку: уговорить рыбку покинуть море и жить в его доме. Задание рыбке: остаться в море.
Группа наблюдает за каждым диалогом между рыбаками и рыбкой и результатом переговоров. Задание считается выполненным, если рыбак достигает своей цели.
Особое внимание уделяется анализу того, как сторона "рыбаков" умеет выяснять интересы другой стороны, как умеет спрашивать и слушать, насколько осознает свою собственную мотивацию, и насколько открыто предъявляет ее второй стороне.
Также анализируется умение находить общие интересы между сторонами.
2. Сравните свою переговорную стратегию с тремя стратегиями (по Р.Фишеру и У.Юри): жесткая, мягкая, "принципиальная". Какие возможности развития переговорных навыков у себя вы видите у себя?.
3. Соотнесите принципы деловой этики и известные переговорные стратегии. Оцените этическую сторону каждой переговорной стратегии. Обоснуйте решение.
Критерии оценки:
Оценка задания 1: от 1 до 5 баллов в зависимости от понимания необходимых коммуникативных умений и их применения в деловой игре.
Оценка задания 2: от 1 до 5 баллов в зависимости от полноты и аргументирванности ответа.
Максимальное количество баллов за занятие - 5.