Дисциплина: «Математика»
Специальность: « Переводческое дело» ОП9Б
Подготовила Курманова А.Б.
Лекция 20.03.20 г.
Тема: Показательные неравенства
На данном уроке мы рассмотрим решение более сложных показательных неравенств, вспомним основные теоретические положения касательно показательной функции.
Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть урок «Уравнения и неравенства»
1. Определение и свойства показательной функции, методика решения простейших показательных уравнений
Решение более сложных показательных неравенств заключается, как правило, в их сведении к более простым, или, как говорят, простейшим показательным неравенствам. Простейшие показательные неравенства решаются, в свою очередь, на основе свойств показательной функции.
Напомним определение и основные свойства показательной функции. Именно на свойствах базируется решение всех показательных уравнений и неравенств.
Показательная функция – это функция вида
, где основание степени
и 

Рис. 1. График показательной функции
На графике показаны возрастающая и убывающая экспоненты, иллюстрирующие показательную функцию при основании, большем единицы и меньшем единицы, но большем нуля соответственно.
Свойства показательной функции:
Область определения:
;
Область значений:
;
Функция монотонна, при
возрастает (большему значению аргумента соответствует большее значение функции,
), при
убывает (большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции,
);
– любые числа.
Монотонная функция принимает каждое свое значение при единственном значении аргумента.
При
, когда аргумент возрастает от минус до плюс бесконечности, функция возрастает от нуля не включительно до плюс бесконечности. При
, наоборот, когда аргумент возрастает от минус до плюс бесконечности, функция убывает от бесконечности до нуля не включительно.


2. Решение типовых неравенств
Методика решения подобных неравенств:
Уравнять основания степеней;
Сравнить показатели, сохранив или изменив знак неравенства.
Пример 1:

Преобразуем неравенство, пользуясь свойствами степени:

Введем замену. Пусть
, тогда 
Получаем:

Умножим на два:

Переносим все в левую сторону:

Имеем систему:

Получим квадратное уравнение и найдем его корни:


Решим методом интервалов.

Рис. 2. Метод интервалов
Вернемся к исходным обозначениям:

Ответ: 
Пример 2:

Пользуясь свойствами степени, получаем:


Введем замену. Пусть
, тогда
. Получаем:

Для квадратного уравнения
любым способом получаем корни, 
Решаем методом интервалов:

Рис. 3. Метод интервалов
Вернемся к исходным обозначениям:


Ответ: 
Рассмотрим новый вид неравенств.

3. Методика решения однородных показательных неравенств второй степени
Мы рассматривали случай, когда левая часть заданного выражения равна нулю, и изучили методику решения таких уравнений. Теперь нас интересуют неравенства. Укажем некоторое ограничение:
.
Метод решения такого вида неравенств базируется на свойствах выражения, стоящего в левой его части. Данное выражение можно рассматривать как квадратный трехчлен относительно f с параметром g или квадратный трехчлен относительно g с параметром f.
Метод решения таков: нужно рассмотреть два случая:
, подставить данное выражение в исходное неравенство, получаем
,
и решаем полученное простое неравенство.
, имеем право все неравенство разделить на положительное выражение
. Получим
. Далее вводим замену переменных
и переходим к квадратному неравенству.
Пример 3:

Перенесем все члены в левую сторону:

В данном случае несложно выделить функции f и g.

Согласно свойствам степени имеем:

Поскольку показательная функция при любых значениях аргумента принимает строго положительные значения, имеем право сразу выполнить деление:

Получаем:

Вводим замену:

Имеем квадратное неравенство:

Ветви параболы направлены вверх, корни уравнения
, решение неравенства находится в интервале между корней. Имеем систему:

Покажем решение на рисунке 7.4:

Рис. 4. Иллюстрация к примеру 3
Итак, получили интервал значений у:
. Вернемся к исходным переменным:
(т. к. показательная функция при любых значениях аргумента принимает строго положительные значения)
(знак неравенства изменили, т. к. основание степени меньше единицы)
Ответ: 
4. Решение типовых неравенств
Пример 4:

Преобразуем согласно свойствам степени:

В данном случае несложно выделить функции f и g.

Аналогично предыдущему примеру, выполним деление:


Вводим замену:

Имеем квадратное неравенство:

Ветви параболы направлены вверх, корни уравнения
, решение неравенства находится в интервале вне корней. Имеем систему:

Покажем решение на рисунке 7.5:

Рис. 5. Иллюстрация к примеру 4
Итак, получили интервал значений у:
. Вернемся к исходным переменным:
(знак неравенства изменили, т. к. основание степени меньше единицы)
Ответ: 
Пример 5:

Перенесем все в левую часть:

Преобразуем согласно свойствам степени:

Вынесем за скобки
:

Упростим выражение в скобках – приведем дроби к общему знаменателю и выполним вычитание:


Имеем право домножить все неравенство на 6, т. к. это положительное число:

Кроме того, имеем право сократить неравенство на
, т. к. показательная функция принимает всегда строго положительные значения, но важно при этом не забыть про ОДЗ, т. к.
существует только при неотрицательных х. Таким образом, имеем систему:

Очевидно, что при
знаменатель дроби положителен, отсюда имеем, что для выполнения второго неравенства необходимо 
Ответ: 
Итак, мы рассмотрели решение различных типовых показательных неравенств более сложного уровня. Далее мы подведем итоги изучения показательной функции.
Список литературы
1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
3. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Math.md (Источник).
2. Mathematics-repetition.com (Источник).
3. Diffur.kemsu.ru (Источник).
Домашнее задание: Алгебра и начала анализа, 11 класс (Абылкасымова А.Е. 2015 г.) стр. 108 №219, №225






