Государственное устройство Византии

Культ императорской власти

Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел практически неограниченную власть, мог казнить подданных, не взирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники император. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле этого слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен ритуал дворцовой жизни, Император всегда находился на возвышении; трое его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа - в качестве его символа на сиденье возлагали крест.

Судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Царская власть длительное время передавалась по наследству. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. В Х в. изменился обряд вступления на престол - раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны - храме святой Софии. С этого периода император нарекался царем и самодержцем.

Идея империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.

 

Влияние церкви

Второй крупной силой в Византии была церковь. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия обладала всей полнотой власти, оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Христианство было признано в IV в. государственной религией, но не смотря на это стана оставалась полуязыческой. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревнях до XII в. существовал культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Он получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность к язычеству. Христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа Серапиум, сожжена библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь христианским, которое всё больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. Богословы и еретики понимали священное писание по-разному, поэтому духовная жизнь представляла собой поле битвы, где отстаивалась своя трактовка любой фразы из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На вселенских соборах шла речь о правомерности или неправомерности учений. Страстные споры были вокруг главной догмы христианства - о единой и неделимой Троице, включающей в себя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа святого. Волновал людей вопрос о природе Христа: бог он ли человек? В спорах мнения расходились, менялись. С течением времени возрастали противоречия между католической и православной церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол, вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отделилась не только Византия, но и ее преемница по религии Россия.

Архитектура

В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания "слова божьего". Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки-пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.

Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.

Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Она была построена в 632-537 гг. зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок.
Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.


Музыка

 

До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде "декламации" дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели "а капелла" (без аккомпанемента). Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. С увеличением пышности церковных служб в XIII-XIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.

В это время различают "простое" и "богатое" пение, в котором один слог протягивался целой нотной группой или фразой. Византийские богослужения, литургические мелодии и гимны оказали большое влияние и на католическую, и на русскую церковную службы, легли в основу русской церковной музыки. Древнейшее русское церковное пение было византийского происхождения. Вместе с принятием христианства на Руси появились византийские исполнители церковной службы (болгары и греки).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: