Методы выхаживания недоношенного новорожденного

Курсовая работа

по специальности 34.02.01 Сестринское дело

 

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение

Выполнил(а): Семеновых Елизавета Евгеньевна 3 курс группа 310 м/с

 

Руководитель: Куимова Марина Рудольфовна

 

Работа защищена с оценкой _______________

 

Дата защиты ____________________________                  

 

Киров 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........8

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ УХОДЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ.............................................................................................

    1.1. Анатомо-физиологические и функциональные особенности недоношенного новорожденного...........................................................................

    1.2. Методы выхаживания недоношенного новорожденного................

    1.3. Особенности ухода за недоношенным новорожденным.................

    1.4. Роль медицинской сестры при уходе за недоношенным новорожденным.......................................................................................................

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ УХОДЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ..............................................................................................

    2.1. Анкетирование родителей недоношенных новорожденных о возможных проблемах по уходу..............................................................................

    2.2. Анализ результатов анкетирования.....................................................

    2.3. Разработка памятки для родителей: «Уход за недоношенным новорожденным» …..................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ….................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ …....................................................................................................

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Проблема ухода и выхаживания недоношенных детей все чаще привлекает к себе внимание так, как недоношенные дети рождались, рождаются и, скорее всего, будут рождаться, и нужно, что бы в дальнейшем они ничем не отличались от своих сверстников. Поэтому необходимо, что бы недоношенные дети выхаживались в лучших условиях и при помощи подходящих методов. Именно медицинская сестра играет ключевую роль развитии недоношенного так, как она находиться с ним на этапе выхаживания в палате недоношенного и поддерживает контакт с родителями, обучая их дальнейшему уходу за ребенком.

Цель исследования – Изучить сестринское технологии при уходе за недоношенным новорожденным.

Задачи исследования:

1. Провести анализ современной научно-медицинской литературы по теме исследования.

2. Выявить возможные проблемы родителей при уходе за недоношенным новорожденным.

3. Определить роль медицинской сестры в уходе за недоношенным новорожденным.

Объект исследования – Сестринские технологии при уходе за недоношенными новорожденными.

Предмет исследования – Деятельность медицинской сестры при уходе за недоношенным новорожденным.

Методы исследования:

1. Изучение литературных источников

2. Анкетирование

3. Сравнение

4. Анализ и синтез

5.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ УХОДЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ

 

Анатомо-физиологические и функциональные особенности недоношенного новорожденного.

         Недоношенным новорожденным считается ребенок, родившийся на сроке с 22 до 37 недель гестации с массой тела 500 — 2500 г., длиной тела 25-45 см. 

Маловесные дети по массе подразделяются на детей с низкой массой тела при рождении (2500 — 1501 г.), с очень низкой массой (1500 — 1001г.) и чрезвычайно низкой массой тела (менее 1000 г.). Чем меньше масса тела при рождении, тем больше степень недоношенности.

Внешний вид новорожденных детей имеет ряд признаков, находящихся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный возраст ребенка, тем ярче они выражены и тем их больше.

Анатомо-физиологические признаки недоношенности:

1. Миниатюрность;

2. Непропорциональность телосложения. Большая голова и туловище, короткая шея и ноги, мозговой череп преобладает на лицевым, пупочное кольцо смещено к лону

3. Равномерное истончение подкожно-жирового слоя (вплоть до полного отсутствия);

4. Выраженного лануго (на плечах, спине, бедрах, ягодицах, лбу, щеках);

5. Недоразвитие или отсутствие ногтей на пальцах рук;

6. Недоразвитие хрящевой ткани, вследствие чего ушные раковины мягкие, легко подворачиваются кнутри и слипаются;

7. Открыт большой и малый роднички и швы черепа;

8.  У девочек половая щель зияет и виден клитор из-за недоразвития больших половых губ, которые не прикрывают малые; у мальчиков одно или оба яичка не опущены в мошонку и часто недоразвиты.

9. Верхние дыхательные пути узкие, диафрагма расположена относительно высоко, грудная клетка податлива, ребра перпендикулярно к грудине, у глубоконедоношенных грудина западает;

10. Для нервной системы характерны слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов;

11. Повышенная проницаемость и ломкость периферических сосудов, что обуславливает склонность недоношенных детей к кровоизлияниям в мозг; синюшная или вишневая окраска стоп и кистей. Однако сердечно-сосудистая система является относительно зрелой;

12. Слабое развитие сфинктера входа в желудок, что приводит к частым срыгиваниям. Сам желудок расположен более вертикально.

 

    Функциональные признаки недоношенного:

1. Крик тонкий, писклявый (или отсутствует) (вследствие недоразвитости ЦНС);

2. Мышечный тонус заметно снижен, движения хаотичны, некоординированны, беспорядочны, иногда тремор рук и вздрагивания;

3. Ребенок сонливый, вялый (вследствие недоразвитости ЦНС);

4. Двигательная активность значительно снижена, конечности частично или полностью разогнуты, мимика обеднена;

5. Рефлексы снижены или отсутствуют. (Ребенок склонен к срыгиваниям, рвоте, метеоризму, запорам, высок риск аспирации пищей);

6. Терморегуляция несовершенная, характерны большие размахи температуры в течение дня;

7. Дыхание нестабильное, 35-80 в минуту (коррелирует в зависимости от степени недоношенности), менее глубокое и более поверхностное. Возможно дыхание Биота или Чейно-Стокса. У глубоко недоношенных возможны судорожные вдохи. Эти и другие особенности дыхания обусловлены незрелостью ЦНС;

8. Сердцебиение неустойчивое, легко ускоряется и замедляется. Ps = 120 – 160 в минуту, слабого наполнения. Артетриальное давление несколько снижено — 60-65/40-35 мм рт. ст.;

9. Пищеварение нарушено. Слюноотделение снижено, количество желудочного сока снижено почти в 3 раза;

10.  Мочеобразование и мочевыделение несовершенны;

11. Процессы адаптации к внеутробной жизни значительно затруднены.

    В зависимости от наличия и выраженности того или иного анатомо-физиологического и функционального признака недонощенности будет зависеть методы выхаживания новорожденного и ухода за ним.

 

Методы выхаживания недоношенного новорожденного

         В настоящее время в России ежегодно на свет появляется около 100 тысяч недоношенный детей; особые трудности для выхаживание новорожденных этой категории создают дети родившиеся глубоко или экстремально недоношенными. Успешное выхаживание малыша — это совместная работа врачей, медицинских сестер и родителей.

        Не все дети, рожденные раньше "официального" срока, нуждаются в специализированной медицинской помощи и выхаживании. При умеренной степени недоношенности, хорошем самочувствии и отсутствии заболеваний, ребенка с рекомендациями выписывают домой спустя несколько дней после рождения.

    Выхаживание недоношенного состоит из 3 этапов:

    1 этап — палата недоношенных в роддоме. Цель: сохранение жизни новорожденному.

    Данный этап начинается еще в родильном зале. Ребенка после рождения принимают в теплые и стерильные пеленки, при этом температура в родзале должна быть 22-24ºС. Все последующие манипуляции проходят строго в условиях сохранения тепла.

    Новорожденных с массой тела 1500 г и меньше помещаются в закрытый кувез (t = 35-33ºС)  Дети с массой от 1501 до 2000 г помещаются в кроватку-грелку(t = 33-32ºС) (по показаниям могут помещаться в кувез) Дети с массой 2001 — 2500 г обогреваются грелками (t воды в грелках = 50-60ºС)

    2 этап — стационар. Цель: проведение лечебно-реабилитационных мероприятий.

    3 этап — динамическое наблюдение в поликлинике. Цель: обеспечить развитие ребенка до уровня доношенных сверстников.

    На первом и втором этапе есть не мало способов выхаживания

    Метод «кенгуру» это естественный, подсказанный самой природой способ сохранить тепло, а значит и жизнь недоношенным детям. Сегодня метод кенгуру важная составляющая часть ранней реабилитации недоношенных и тяжело больных новорожденных детей. Под «кенгуру» понимается тесный физический контакт кожа-к-коже между детьми первых недель жизни и их родителями. Суть метода заключается в том, что детей ежедневно, от одного до нескольких часов в день, выкладывают на открытую поверхность груди мамы или папы. Для уменьшения потерь тепла укрывают малыша сверху теплой пеленкой или одеялком, а на головку можно надеть шапочку.

    История «кенгуру» началась около 30 лет назад, когда в Колумбии из-за недостатка инкубаторов педиатры Эдгар Рей и Гектор Мартинец попытались использовать тепло материнского тела для предупреждения гибели недоношенных детей от переохлаждения. Этот опыт оказался удачным и начал применяться изначально в беднейших странах Африки и Азии, в лагерях беженцев, в госпиталях в зонах военных конфликтов. Появились сообщения, что благодаря применению «кенгуру», удалось выходить даже недоношенных детей с весом при рождении меньше 1000 грамм при отсутствии специального медицинского оборудования. Сегодня все чаще обращаются к этому простому методу выхаживания новорожденных во многих странах, потому что «кенгуру» не только заменяет инкубатор, но может дать много больше, чем лекарства и современная медицинская техника.

    Эффект от метода:

1. Поддержание лактационной функции у молодой мамы;

2. Постоянная стимуляция рецепторов и органов чувств новорожденного ребёнка. Метод Кенгуру предусматривает тесный контакт между новорожденным и его мамой, в результате чего малыш чувствует запах материнского тела, слышит её голос, ощущает прикосновения;

3. Повышение уверенности и самооценки родителей, которые имеют возможность помочь ослабленному малышу;

4. Установление тесного психологического контакта и доверия между грудничком и его родителями;

5. Создание эффекта психологического равновесия и релаксации, как для ребёнка, так и для родителей;

6. Снижение болевой чувствительности у малыша;

7. Уменьшение вероятности формирования апноэ у новорожденного;

8. Стимуляция набора массы тела;

9. Профилактика заболеваний дыхательной системы;

10. Стимуляция сосательного рефлекса.

    Научные исследования, проведенные в разных странах в течение последних 30-ти лет, не выявили ни одного факта, когда бы применение метода «кенгуру» причинило какой-либо вред ребенку или матери. Ребенок не только не охлаждается, находясь на груди мамы, но его температура даже повышается, а сердечная деятельность и дыхание остаются стабильными.

    Несмотря на популярность «кенгуру», этот метод выхаживания за недоношенными детьми нельзя использовать рутинно, без учета состояния здоровья, особенностей реагирования ребенка и отношения родителей. Противопоказаниями могут быть, например, тяжелый сепсис, свежие внутричерепные кровоизлияния 3-4 степени, потребность в дыхании кислородом с концентрацией более 40%, сложная фиксация венозного или артериального катетера. Как правило, «кенгуру» допускается только после периода стабилизации состояния. Было бы целесообразным каждый раз решать этот вопрос строго индивидуально.

    Кувез (от фр. Couveuse «наседка», «инкубатор») — приспособление с автоматической подачей кислорода и с поддержанием оптимальной температуры, в который помещают недоношенного или заболевшего новорождённого. В кувезе, по сути, создаются все те условия, в которых он находился в утробе матери. Постепенно с стабилизацией состояния меняются и условия в кувезе; со временем недоношенный новорожденный сможет обходиться без кувеза, привыкая к условиям окружающей среды.

    Виды кувезов:

1. Стандартный кувез для доношенных детей, нуждающихся в интенсивной терапии, и недоношенных детей с массой тела выше 1000-1500 г. Обеспечивает оптимальную температуру и влажность воздуха.

2. Кувез для интенсивного выхаживания глубоко недоношенного ребенка с экстремально низкой массой тела (менее 1000 г). Они более оснащенные и удобные как для ребенка, так и для персонала

3. Современный кувез-трансформер нового поколения. Он может за несколько секунд превращаться из кувеза в открытую реанимационную систему. Это дает возможность проводить ребенку сложные медицинские манипуляции и даже хирургические операции, не перемещая его никуда со своего «гнездышка».

    Как указывалось раньше, для организма недоношенного ребенка очень важна определенная температура воздуха, поэтому в кувезе поддерживается индивидуальная для каждого малыша температура.

    Внутриутробно плод находится во влажной среде. В том случае, если он родился значительно раньше положенного срока, необходимо обеспечить вокруг него определенную влажность воздуха. Для глубоко недоношенных детей в первую неделю жизни необходимо обеспечить влажность 85%, затем она снижается до 50%.

    Положение тела в кувезе ребенок часто принимает сам, в иных случаях используются специальные «гнезда», куда ребенок выклыдывается в позе эмбриона. Используется специальный матрас, мягкий, предотвращающий пролежни.

    Еще один плюс современных кувезов — встроенные весы, которые помогают узнать как малыш прибавляет в весе и при этом лишний раз не беспокоить его.

    Недоношенные малыши очень чувствительны к свету, поэтому кувез накрывают пеленкой. Шум так же не благоприятно сказывается на организме недоношенного, поэтому шум через стенку кувеза не проходит, а сами кувезы работают с минимальными звуками.

    Иммунная система недоношенного малыша несовершенна. Он практически беззащитен не только перед опасными вирусами и бактериями, но и перед условно-патогенной флорой, которая у здоровых доношенных детей не вызывает инфекционно-воспалительных заболеваний. Поэтому при нахождении ребенка в кувезе соблюдаются строгие правила дезинфекции. Кувез устроен так, что в нем нет щелей, острых углов и неровных поверхностей. Это облегчает его обработку. Несмотря на кажущуюся сложность устройства кувеза, он легко разбирается и обрабатывается. Для каждого маленького пациента смена кувеза осуществляется не реже, чем раз в три дня. В кувезах используются фильтры, защищающие малыша от патогенной флоры. Эти фильтры должны своевременно меняться и обрабатываться.

    Комфортное позиционирование. В силу незрелости и неспособности изменять свое положение, недоношенные дети, как правило, полностью зависят от действий медицинского персонала. Выбор оптимальной позиции и своевременная смена положения будут значительно влиять на процесс дальнейшего созревания костно-мышечной системы и развитие нежелательных нарушений опорно-двигательного аппарата у малыша и позволит предотвратить нарушения развития конечностей, деформаций черепа и тяжелых двигательных нарушений в будущем.

    Физиологическая поза — поза эмбриона, ее малыш принимает в утробе. При любой смене положения тела недоношенного запрещаются резкие движения и перекруты головы. Голова и туловище должны быть в одной плоскости (прямая линия «нос-пупок»). Должен быть упор для головы и ног, при этом ребенок должен иметь возможность двигать руками и ногами. Если малыш лежит на спине, то руки и ноги должны быть в полусогнутом состоянии. Еще одна возможная поза — на животе. Данные позиции помогают сохранить недоношенному новорожденному силы для роста и развития, однако позу необходимо менять каждые 4-6 часов.

    Существуют специальные позиционные гнезда, подушки, валики, укладки и т.д., которые помогают придать удобное положение малышу. Благодаря этим приспособлениям отмечается спад психомоторного возбуждения.

    «Гнезда», например, схожи с чревом матери, где ребенок недавно чувствовал себя в безопасности. В «гнезде» имитируется поза эмбриона, позволяя придать физиологическое положение. Малыш может ощущать свои ручки и отталкиваться от стенок «гнезда», что абсолютно безопасно, так как стенки мягкие.

         Существуют различные средства согревания недоношенного. Данные средства могут использоваться при проведении различных процедур вне кувеза и на 2 этапе выхаживания, реже используются в кувезах. Согревание применяется строго по назначению врача.

    К ним относяться:

1. Грелки — температура воды 40 — 45 градусов. Для согревания ребенка используют 3 грелки, которые укладываются поверх одеяла, одна грелка - к ногам ребенка, две – вдоль туловища с обеих сторон. Температура под одеялом не должна превышать 26-300С. Противопоказано при наличии острых воспалительных процессов в организме, новообразований различного характера, кровотечений. Категорически нельзя прикладывать грелки к груди и животу ребенка во избежание остановки дыхания.

2. Термозащитная пленка - Показано укрывать ребенка строго от подмышечных впадин до стоп на время, предписанное врачем.

3. Термоматрац - Эти устройства обладают компактностью и мобильностью, что дает возможность использовать их как в родильном зале, так и в обычной кроватке дома, а также при транспортировке ребенка.

4. Согревающее одеяло

5. Вязанные шерстяные шапочки, носочки, одеяльца и т.д.. Могут использоваться и в кувезе. Помимо сохранения тепла они за счет колючести раздражают нервные окончания малыша и «напоминают», что необходимо дышать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: