Учет выбытия объектов основных средств

Дисциплина: «Бухгалтерский учет в общественном питании»

Дата: 06.05.2020

Выполненные работы (фотокопии или в электронном виде (для практических работ)) высылайте на эл. почту tatyana.belkewitch@yandex.ru

 

ТЕМА: Учет амортизации основных средств. Учет нематериальных активов. Учет материалов.

ЗАДАНИЕ:   Составить план конспекта и мини-конспект по этому плану

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Учет амортизации основных средств

Амортизация основных средств — это систематическое уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости основного средства на протяжении срока его полезного использования (службы). Амортизация начисляется по основным средствам, находящимся у предприятия на праве собственности (в оперативном управлении, хозяйственном ведении).

Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету. Прекращается начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объектов основных средств. Начисляется амортизация до полного погашения стоимости объектов основных средств либо списания объектов основных средств с бухгалтерского учета.

Приостанавливается начисление амортизации в случаях, когда объекты основных средств находятся:

· • на консервации по решению руководителя организации сроком более трех месяцев;

· • на модернизации и реконструкции сроком более 12 месяцев.

По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется, на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

По объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).

Амортизация начисляется ежемесячно, независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.

Большое значение имеет определение срока полезного использования объектов основных средств. Срок полезного использования — это период, в течение которого основные средства приносят доход организации. Срок полезного использования определяется организацией при принятии объекта основных средств исходя из технических условий или в централизованном порядке. При отсутствии таких данных и по объектам основных средств, бывшим в эксплуатации, — исходя из ожидаемого срока использования, ожидаемой мощности, ожидаемой производительности.

При начислении амортизации согласно ПБУ 6/01 организация может использовать следующие способы:

· 1) линейный способ — амортизационные отчисления определяются исходя из первоначальной стоимости объектов основных средств и срока полезного использования;

· 2) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления определяются исходя из первоначальной стоимости объекта и соотношения лет, оставшихся до окончания срока службы, и суммы количества лет;

· 3) способ уменьшаемого остатка —отчисления определяются исходя из остаточной стоимости, срока полезного использования и коэффициента ускорения, который устанавливается федеральными органами исполнительной власти;

· 4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг), размер амортизационных отчислений определяется за каждый отчетный период исходя из первоначальной стоимости и соотношения фактического объема продукции в натуральном выражении за отчетный период и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта в натуральных измерителях.

Организация может применять один из методов начисления амортизации по отдельной группе основных средств в течение всего срока эксплуатации объекта. При этом выбранные способы должны быть заявлены в учетной политике организации.

Начисление амортизации по объектам ОС производственной сферы отражается по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" — в зависимости от места эксплуатации объекта.

Начисление амортизации по объектам ОС непроизводственной сферы отражается по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств"

Учет выбытия объектов основных средств

Выбытие ОС в организации происходит:

· • в силу непригодности к дальнейшей эксплуатации из-за физического износа;

· • вследствие аварий, стихийных бедствий;

· • в результате продажи;

· • при безвозмездной передаче другому предприятию;

· • при передаче в счет вклада в уставный капитал;

· • при передаче в совместную деятельность и т.д.

Выбытие ОС по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации из-за физического износа, вследствие аварий, стихийных бедствий оформляется актом на списание ОС (типовая межотраслевая форма ОС-4), по автотранспортным средствам составляется акт на списание автотранспортных средств (типовая межотраслевая форма ОС-4а). Акты на списание ОС составляются комиссией в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй служит основанием для сдачи работником, за которым был закреплен объект, деталей, узлов и агрегатов демонтированного оборудования, пригодных для использования и полезных отходов на склад. Стоимость указанных ценностей и расходы, связанные со списанием объекта, отражаются в соответствующем разделе акта ОС-4: "Справка о затратах, связанных со списанием ОС и поступлением МЦ от их списания". Указанные ценности приходуются по текущей рыночной стоимости и отражаются в учете:

Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 91/1 "Прочие доходы".

При передаче основных средств другим организациям оформляется акт (накладная) приемки передачи основных средств. В инвентарной карточке учета основных средств делается отметка о выбытии объекта.

Списание первоначальной стоимости во всех случаях выбытия отражается но дебету счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие" и кредиту счета 01 "Основные средства", по соответствующему субсчету.

Списание суммы ранее начисленной амортизации фиксируется по дебету счета 02 "Амортизация основных средств" и кредиту счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие".

Остаточная стоимость выбывающих объектов в большинстве случаев списывается записью:

Дебет счета 91/2 "Прочие расходы" Кредит счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие".

Порядок отражения на счетах в дальнейшем зависит от причины выбытия.

Списание по причине физического износа предполагает учет расходов по ликвидации объекта. Когда ликвидация осуществляется своими силами, расходы по ликвидации объекта ОС отражаются записями:

Дебет счета 91/2 "Прочие расходы" Кредит счетов 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.

Если ликвидация проводится подрядной организаций, то на основании счета подрядчика затраты на ликвидацию отражаются записью:

Дебет счета 91/2 "Прочие расходы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

НДС отражается проводкой:

Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Выбытие ОС по причине морального износа связано с получением убытка, который списывается:

Дебет счета 99 "Прибыли и убытки" Кредит счета 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Передача ОС в качестве вклада в уставный капитал другой организации учитывается как долгосрочные инвестиции. Остаточная стоимость переданного объекта отражается записью:

Дебет счета 58 "Финансовые вложения" Кредит счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие".

Если согласованная стоимость ниже остаточной стоимости объекта ОС, разница в оценках списывается:

Дебет счета 91/2 "Прочие расходы" Кредит счета 58 "Финансовые вложения".

Если согласованная стоимость выше остаточной, то финансовый результат от операции отражается проводкой:

Дебет счета 58 "Финансовые вложения" Кредит счета 91/1 "Прочие доходы".

Продажа ОС отражается в учете на основании соответствующих договоров. На общую сумму задолженности покупателя в бухгалтерском учете оформляется проводка:

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 91/1 "Прочие доходы".

Расходы, связанные с демонтажем, рассматриваются как прочие и отражаются записями:

Дебет счета 91/2 "Прочие расходы" Кредит счетов 10"Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

Начисление НДС отражается проводкой:

Дебет счета 91/3 "НДС" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

При безвозмездной передаче в дополнение к акту ОС-1 оформляется авизо (извещение) о передаче объекта с указанием основания передачи, первоначальной стоимости и суммы амортизации за период эксплуатации объекта. Плательщиком НДС является передающая сторона. Начисление налога отражается записью:

Дебет счета 91/2 "Прочие расходы" Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС".

Убыток от безвозмездной передачи списывается:

Дебет счета 99 "Прибыли и убытки" Кредит счета 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Списание в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (кражи) предполагает наличие справки о стихийных бедствиях либо справки об отказе в возбуждении уголовного дела. Убыток, возникший в результате вышеуказанных случаев, относится на финансовый результат организации записью:

Дебет счета 99 "Прибыли и убытки" Кредит счета 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: