Обоснование необходимости развития литературно - творческих способностей школьников.
"Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счёте искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". В. Давыдов
В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения очень быстро. К сожалению, в школе обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению того, что даёт учитель и предлагают учебные пособия. Увы, но дети постепенно теряют способность к творчеству.
Моя задача состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и постараться развить творческие способности каждого ребёнка, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
|
|
Актуальность предлагаемой темы
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.
Методы и приёмы работы
Литературное творчество находит отражение в уроках литературного чтения в начальной школе и во внеурочной деятельности. Это связано с внедрением ФГОС НОО, который требует введение в содержание обучения раздела «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)». Введение такого раздела в программу привело к включению в процесс обучения тех приемов и способов деятельности детей, которые помогают им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
На уроках и в процессе домашней работы ученики знакомятся с большим количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.
|
|
Как правило, не часто встречаются учащиеся, способные без специальных занятий мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей, поэтов, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки, которые не доступны неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении художественных произведений: все этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.
Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:
Начни с себя. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а когда мои ученики видят, как я работаю над собой, как я пишу и читаю не только стихи, но и прозу.
Семь раз отмерь… Творческим личностям свойственно сомневаться. Рассказываю о том, как Л.Н. Толстой десятки раз переписывал, дорабатывал свои произведения. Нет предела совершенству. Каждый ребёнок должен учиться сомневаться.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Нельзя в творчестве ругать за ошибки! Никогда! Чтобы ребёнок не боялся второй и третий раз начать «творить». Я избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Дорогу осилит идущий. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не исчезает с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам творить, мыслить, придумывать, я помогаю раскрывать их творческий потенциал.
Доброе слово … Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
А никто и не обещал… На пути творческой личности всегда будут препятствия. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Всё ещё впереди. Доношу до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца. Всё самое лучшее ещё впереди - только сделай навстречу шаг.
Я убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников:
базовые знания;
интеллектуальные способности;
личностные качества;
мотивация;
окружение ребёнка;
стиль мышления.
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.
|
|
Данная тема создаёт большое поле для моей дальнейшей работы по развитию творческих способностей учащихся и воспитанию активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого.
Считаю очень важным аспектом своей работы побуждать детей к чтению литературы вне программы. Регулярно провожу уроки внеклассного чтения, литературные гостиные, поэтические пятиминутки, творческие мастерские с использованием презентаций и видеороликов.
Мною организована дифференцированная работа не только с одаренными, но и со слабоуспевающими учащимися; детьми. Для высокомотивированных учащихся, проявляющих повышенный интерес к языку и литературе, организованы индивидуальные занятия. Для ребят, желающих хорошо подготовиться к контрольным и зачётным работам, олимпиадам и интеллектуальным играм, к творческим конкурсам я провожу дополнительные занятия.
Результат – великолепные показатели моих учеников во всевозможных конкурсах и проектах. Уже стало традиционным во всех классах, где работаю: ученики (желающие) защищают перед классом свои творческие работы по заданным темам, выступают с презентациями, видеороликами, выполненными к уроку самостоятельно.
Только в 2016- 2019 учебном годах более 27 учащихся стали призёрами и победителями следующих районных, окружных и международных конкурсов: