Лабораторная работа № 7
Исследование цепи переменного тока с последовательным соединением резистора и конденсатора.
Цель: Исследовать физические процессы в цепи с последовательным соединением резистора и конденсатора.
Теоретические сведения.
В реальных цепях переменного тока с емкостью всегда имеется активное сопротивление — сопротивление проводов, активные потери в конденсаторе и т.д. Поэтому реальную цепь с емкостью следует рассматривать состоящей из последовательно соединенных активного сопротивления R и конденсатора С (рис. 1):
Рис. 1.
Через конденсатор и через резистор протекает один и тот же ток, описываемый формулой , поэтому в качестве основного выберем вектор тока и будем строить вектор напряжения, приложенного к этой цепи. Напряжение, приложенное к цепи, равно векторной сумме падений напряжений на конденсаторе и на резисторе:
. (1)
Напряжение на резисторе будет совпадать по фазе с током, а напряжение на конденсаторе будет отставать по фазе от тока на угол :
.
Построив векторы , и и воспользовавшись формулой (1), найдем вектор . Векторная диаграмма показана на рис. 2.
Рис. 2.
Из векторной диаграммы следует, что в рассматриваемой цепи ток опережает по фазе приложенное напряжение , но не на , как в случае чистой емкости, а на некоторый угол . Этот угол может принимать значения от 0 до и при заданной емкости С зависит от значения активного сопротивления: с увеличением R угол уменьшается.
Как видно из векторной диаграммы, модуль вектора равен
,
где величина
называется полным сопротивлением цепи, а величина
называется реактивным сопротивлением конденсатора. Сопротивление резистора R называют активным, потому что в этом элементе происходит безвозвратное преобразование электрической энергии в тепловую энергию. В конденсаторе же электрическая энергия преобразуется в энергию электрического поля конденсатора, а затем наоборот – энергия электрического поля конденсатора преобразуется в энергию электрического тока. Поэтому конденсатор обладает реактивным сопротивлением.
Сдвиг по фазе между током и напряжением в данной цепи определяется из векторной диаграммы:
.
Разделив стороны треугольника напряжений (рис. 2) на значение тока в цепи, получим треугольник сопротивлений (рис. 3), в котором R — активное сопротивление, Z — полное сопротивление, - реактивное сопротивление.
Рис. 3.
Из рис. 3 следует, что
; .
Умножив стороны треугольника напряжений (рис. 2) на значение тока в цепи, получим треугольник мощностей (рис. 4).
Рис. 4.
Здесь S — полная мощность, Q — реактивная мощность и Р — активная мощность. Из треугольника мощностей следует, что
;
;
.
Активная мощность характеризует ту часть полной мощности, которая тратится на выполнение полезной работы. Активная мощность измеряется в Ваттах (Вт).
Реактивная мощность Q всегда связана с обменом электрической энергией между источником и потребителем. Ее измеряют в вольт-амперах реактивных (ВАР).
Полная мощность S содержит в себе как активную, так и реактивную составляющие — это мощность, которая потребляется от источника электроэнергии. При Р = 0 вся полная мощность становится реактивной, а при Q = 0 — активной. Следовательно, составляющие полной мощности определяются характером нагрузки. Полная мощность измеряется в вольт-амперах (ВА). Эта величина указывается на табличках приборов переменного тока.
Порядок выполнения работы.
Отчет сделать в электронном варианте, создав файл MS Word по шаблону «Фамилия_№ группы_Лабораторная 7.docx» и сохранив его в папке «Отчеты лаб 7» на диске вашей группы. Отчет должен содержать название работы, цели. Далее после фразы «Ход работы», необходимо написать номер своего варианта и по порядку выполнить задания. В отчет поместить скриншоты собранной схемы с параметрами, указанными в Вашем варианте, заполненные таблицы данных, графики, привести расчеты.
Ход работы.
Вариант № ___
1. Прочитать теоретическую и практическую части и уметь устно ответить на вопросы.
1. Почему сопротивление конденсатора называется реактивным?
2. По какой формуле находится сопротивление конденсатора?
3. Как ведут себя ток и напряжение в цепи переменного тока с последовательным соединением резистора и конденсатора?
4. Как получить треугольник сопротивлений?
5. По какой формуле находится полное сопротивление цепи переменного тока с последовательным соединением резистора и конденсатора?
6. Как получить треугольник мощностей?
7. Что характеризует активная мощность?
8. С чем связана реактивная мощность?
9. Каковы единицы измерения полной, реактивной и активной мощностей?
10. В каких пределах изменяется угол сдвига фаз между током и напряжением при последовательном соединении резистора и конденсатора?
11. Какой вид предположительно будут иметь графики S = f(C), XC = f(C), Р = f(C), = f(C)?
2. Собрать схему, изображенную на рис. 5. Источник питания брать во вкладке Sourses/Power_Sourses/АC_Power, резисторы брать во вкладке Basic/Resistor, конденсатор С - во вкладке Basic/Capacitor, вольтметры и амперметр брать во вкладке Indicators/Voltmeter и Ammeter соответственно, заземление - во вкладке Sourses/Power_Sourses/Ground, осциллограф XSC1 – на вертикальной панели приборов справа.
3. Переименовать элементы и раскрасить провода каналов А и В осциллографа в соответствии с рисунком (А – красный, В – синий), дважды щелкнув по нужному проводу левой кнопкой «мыши». Вольтметры и амперметр установить в режим АС.
4. Установить значения f, Е, r и Rн в соответствии со своим вариантом (см. таблицу в конце документа). Обратите внимание на размерности! Сделать скрин.
5. Включить схему. Изменяя параметры установки осциллографа, добиться того, чтобы сигналы умещались в его экран по амплитуде.
Рис. 5.
6. Изменяя значения емкости конденсатора С в соответствии с данными таблицы 1 измерить значения U, UС, UR, I и (Т2-Т1) и занести результаты измерения в таблицу. Измерение (Т2-Т1) проводить следующим образом: синий курсор осциллографа устанавливаем в начало периода синей волны, а красный курсор – в начало периода красной волны и считываем в диалоговом окне показания (Т2-Т1) с учетом размерности и знака! (рис. 6) Изменяйте шкалу развертки, если будет сложно снимать показания. Перед снятием показаний дождитесь, когда показания приборов перестанут изменяться (особенно при больших значениях емкости С).
Рис. 6.
Таблица 1.
С, мкФ | U, В | UC, В | UR, В | I, А | Т2-Т1, мкс |
1 | |||||
5 | |||||
10 | |||||
15 | |||||
20 | |||||
25 | |||||
30 |
7. По данным таблицы 1 произвести расчет , ХС, Z, S, Q по формулам:
, где - частота источников для Вашего варианта;
;
;
;
;
.
Занести результаты вычислений в таблицу 2.
Таблица 2.
С, мкФ | XC, Ом | Z, Ом | S, ВА | Q, ВАр | Р, Вт | |
1 | ||||||
5 | ||||||
10 | ||||||
15 | ||||||
20 | ||||||
25 | ||||||
30 |
8. По данным таблицы 2 в программе MS Excel построить графики зависимости S = f(C), XC = f(C), Р = f(C), = f(C) и поместить их в отчет.
9. Написать вывод. В выводе, ссылаясь на полученные результаты и графики, проанализировать, как ведут себя реактивное сопротивление конденсатора XC, угол сдвига фаз между током и напряжением , активная Р и полная S мощности с увеличением емкости конденсатора и объяснить почему.