Типы и элементы кластера

Для эффективности применения кластерного подхода необходимо проводить кластерный анализ территорий.

Кластерный анализ - это принцип географического районирования территории на основе определенных природных и социально-экономических характеристик, показателей в целях проведения исследований, построение зон охвата и последующей разработки концепции девелоперских проектов, а также проведения оценки объектов недвижимости.

Существуют различные типологии кластеров (С.Розенфельд, Д. Марсо, А. Рагмэн и А. Вербеке и др.). Портер выделяет 3 основных типа кластеров, первый тип-это кластеры, включающие местные промышленные предприятия, второй тип представлен ресурсозависимыми предприятиями, например кластеры нефтяных, газовых предприятий. Третий тип состоит

из кластеров, объединяющих предприятия по профессиональному признаку, создаваемых в целях повышения конкурентоспособности входящих в кластер предприятий, могут быть представлены сосредоточением в одном месте конкурирующих фирм. Эти предприятия продают товары на внешнем и внутреннем рынках.

 

Таблица 5.1 - Типология кластеров

 

 

По территориальному охвату кластеры можно поделить на локальные, региональные и глобальные. К первому типу относятся кластеры, играющие значительную роль внутри субъекта. Ко второй группе относятся кластеры, функционирующие внутри сразу нескольких субъектов и играющие важную роль внутри целого региона (например, Приволжского округа, Сибири). Здесь кластеры отдельных субъектов соединяются в коридоры развития. Кластеры третьего типа функционируют в масштабах всей страны либо даже выходят за её пределы. Среди компаний данного вида выделяются Сколково и Роснано.

Можно привести еще один тип классификации, где кластеры распределяются по группам в зависимости от их отношения к тому или иному сектору экономики. К первичному сектору относятся кластеры ресурсной специализации, например нефтяной; к вторичному - кластеры обрабатывающей промышленности (машиностроительный); к третичному - инновационные кластеры и к четвертичному - кластеры информационных технологий (IT-кластеры) и кластеры, основанные на сфере услуг.

Элементы кластера Анализируя работы, посвященные кластерам, можно выделить следующие свойственные кластерам ключевые элементы:

- географическая концентрация;

- широкий набор участников и наличие «критической массы»;

- специализация; инновационность;

- наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров;

- конкуренция и кооперация;

- жизненный цикл.

Географическая концентрация дает фирмам следующие преимущества: доступность специфических природных ресурсов; возможность для снижения трансакционных издержек, особенно в организации доступа к знанию и его передаче; специализация поставщиков по факторным рынкам относительно труда, капитала или технологическим ресурсам может быть облегчена внутри отдельной области. Ключевые участники кластеров находятся в географической близости друг к другу.

Так, например, анализ информации о 700 кластерах в разных странах мира показывает, что в 61% случаев кластеры концентрировались в границах города или метрополии, в 20% на территории в границах одного региона (штата) и существенно меньшая часть кластеров находилась в рамках целой группы регионов, страны или на границе между регионами и странами.

В качестве элементов кластера также называют участников кластера, самостоятельных субъектов – предприятия, организации и др.

Важнейшими элементами кластеров выступают активные связи между организациями. Практика показывает, чем глубже, прочней, многообразней связи между компаниями, тем выше конкурентоспособность кластера.

При анализе не менее важно определить и основные параметры кластера:

- ширину кластера: диапазон отраслей промышленности, связанных общими изделиями, технологиями, каналами распределения, и конечными пользователями.

- глубину кластера: диапазон вертикально объединенных отраслей промышленности, типа компонентов, деталей, материалов, изготовителей оборудования, и услуг поддержки.

- качество контекстного образования: практическое применение образования связано с определенной окружающей средой.

- зрелость кластера – фазу его развития (зарождение, расцвет, затухание).

Анализ связей кластера позволяет утверждать, что кластерообразующими связями являются не всякие связи между участниками кластера, а только сильные связи. Согласно М.Портеру – лидеру и признанному авторитету в области исследований феномена кластеров: «Границы кластера должны окружать все фирмы, отрасли и организации, между которыми существуют сильные связи – как горизонтальные, так и вертикальные и структурные. А все фирмы, отрасли и организации, связи с которыми слабые или их нет вовсе, можно оставить за пределами наносимой границы».

Пример слабых связей можно показать на примере межфирменные связей в рамках коммерческих отношений, когда одна из сторон является покупателем, а другая – продавцом В тех случаях, когда продавцы и покупатели либо не вступают в непосредственный контакт (биржевая, аукционная торговля), либо их сделки носят одноразовый характер, имеют место отношения «на расстоянии вытянутой руки» - arm’slength relationships.

Другими словами, это обезличенные, не персонифицированные отношения, покупатель и продавец могут не знать друг друга в лицо. Такие отношения типичны для потребительских рынков, где покупателями являются частные лица (домашние хозяйства). Однако, в отношениях между звеньями внутри ценностных цепочек, где и покупатели и продавцы – организации, преобладают сильные связи, характерные для промышленных (отраслевых) рынков, - связи тесных долговременных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: