Учет продажи и прочего выбытия материалов

Лекция 4

Учет отпуска материалов в производство и их оценка

По методу средней стоимости, ФИФО,

Себестоимости каждой единицы запасов.

Под отпуском материалов в производство понимается их выдача со склада непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, услуг) и на управленческие нужды.

Стоимость отпускаемых материалов определяется по учетным ценам. Материалы должны измеряться в единицах измерения. МЦ отпускаются в производство на основании надлежаще оформленных документов по весу, объему, площади или счету в строгом соответствии с нормами и объемами производственных программ.

Лимитированный отпуск материалов со склада оформляется лимитно-заборными картами.

Материалы, отпускаемые нерегулярно, оформляются требованием-накладной.

Перемещение материалов с одного склада на другой оформляется накладной на внутреннее перемещение материалов.

Расчет фактической себестоимости списываемых на производство материалов производится одним из следующих методов:

- по себестоимости каждой единицы,

- по средней себестоимости каждого вида материалов,

- по методу ФИФО,

1) По себестоимости каждой единицы, основан на индивидуальной оценке МПЗ. Прежде всего, это относится к запасам, используемым организацией в особом порядке / драгоценным металлам, драгоценным камням и т.п./ и запасам, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

2) По средней себестоимости дает возможность оценивать отпускаемые ресурсы по средне покупной себестоимости. Он является умеренным с точки зрения влияния на прибыль и ликвидность по сравнению с другими методами.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду /группе / запасов как частное от деления общей себестоимости вида /группы / запасов на их количество, соответственно складывающееся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.

3) Метод ФИФО предполагает, что материалы должны списываться по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ. В условиях инфляции он обуславливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышение их остатка в балансе, а следовательно – завышение финансового результата от основной деятельности и улучшение показателей ликвидности. Метод ФИФО целесообразно использовать организациям, планирующим осуществление капитальных вложений за счет собственных средств и пользующимся при этом соответствующими льготами по налогу на прибыль.

 

  Способы оценки для каждого вида материалов оговариваются в учетной политике предприятия(п.17-21 ПБУ 5/01). Данные методы расчета себестоимости израсходованных материалов применимы лишь при ограниченной номенклатуре материалов, когда ведется отдельный учет поступивших партий при обязательном аналитическом их учете в количественно-ценовом выражении. Такое возможно при наличии специально разработанной программы для компьютерной обработки этих показателей.

ПРИМЕР 1. (Расчет фактической себестоимости отпущенных в производство материалов и фактической себестоимости их остатка на конец месяца с помощью трех методов – ФИФО, и средней себестоимости.)

Показатели матер.баланса             Количество ед.    Цена, руб.  Сумма, руб.

Остаток на начало месяца                         800                        95            76 000

Поступило в течение месяца:

1 партия                                                1000                     100           100 000

2 партия                                                1000                     105           105 000

3 партия                                               1000                     110           110 000

Отпущено в производство                        3200

Остаток на конец месяца                               600

 

ФСО – фактическая себестоимость отпущенных в производство материалов,

ОК – остаток материалов на конец месяца,

СЦ      – средняя цена материалов.

 

1. Расчет методом ФИФО:

ФСО = 800 ед. * 95 руб. + 1000 ед.* 100 руб. + 1000 ед.* 105 руб. + 400 ед. * 110 руб. = 325 000 руб.

ОК = 600 ед. * 110 руб. = 66 000 руб.

2. Расчет по средней себестоимости:

СЦ = (76000 + 100000 + 105000 + 110000) руб.: 3800 ед. = 102,9 руб.

ФСО = 3200 ед. * 102.,9 руб. = 329 280 руб.

ОК = 600 ед. * 102,9 руб. = 61 740 руб.

Основанием для списания материалов на издержки производства служат составляемые бухгалтерией ведомости распределения материалов по направлениям расходов на основе первичных документов на отпуск материалов.Расходы материалов на проведение ремонтов всех видов включаются в себестоимость продукции предприятия.

По мере отпуска материалов со склада они списываются со счета учета материалов на счета учета затрат на производство:

- Материалы отпускают со склада предприятия на изготовление продукции                                                                                    Д 20 К 10

- на нужды вспомогательных производств              Д 23 К 10

- на общехозяйственные расходы                                   Д 26 К 10

- на общепроизводственные расходы                                 Д 25 К10

- на исправление брака                                                          Д 28 К 10  

- на расходы, связанные со сбытом продукции                Д 44 К 10

- на ремонт основных средств                                     Д 20,23, 25,97,96 К 10

- на освоение производства новых видов продукции    Д 97 К 10

Пример 2.

Транспортная организация выдает водителю, осуществляющему международные перевозки, денежные средства в сумме 15 000 руб. под отчет для оплаты расходов в пути (приобретение бензина, визовые платежи, оплата автостоянок и проезда по платным автодорогам). По возвращении из поездки 23.05.2019 водитель представил авансовый отчет, к которому приложены оправдательные документы на сумму 21 628руб. (в том числе на бензин – 4 347руб.).

Содержание операций  

Дебет

Кредит Сумма, руб. Первичный документ   
Выданы работнику денежные средства под отчет      


71 

50  15 000 Расходный кассовый ордер

На дату утверждения авансового отчета            

Отражена стоимость приобретенного бензина          

10-3 71  4 347 Авансовый отчет, Приходный ордер

Списана стоимость израсходованного бензина

20  10-3 4 347 Путевой лист 

Отражены расходы на уплату визовых платежей, оплату автостоянок и проезда по платным 
автодорогам  

20  71  12 934 Авансовый отчет

Расходы по обычным видам
деятельности включены в себестоимость продаж
(4347 + 12 934)         

90-2 20  17 281 Бухгалтерская справка   

Произведена доплата работнику по авансовому отчету                 

71  50  2 281 Расходный кассовый ордер
           

   

 

 

Материалы со склада могут быть отпущены на непроизводственные цели:

- на капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом

                                                                                   Д 08 К 10

- на нужды обслуживающих производств и хозяйств          Д 29 К 10

- переданы безвозмездно в порядке спонсорской помощи юридическим и физическим лицам                                                                            Д 91/2 К 10

Суммы НДС по МЦ, уплаченные поставщикам, израсходованные на капитальное строительство принимаются к зачету Д 68 К 19. Суммы НДС, уплаченные поставщикам Д 19 К 60 и зачтенные Д 68 К 19, приходящиеся на материалы, использованные для непроизводственных целей, подлежат восстановлению Д 91 К 68.

   При безвозмездной передаче материалов физическим лицам необходимо удержать у них подоходный налог в кассу предприятия Д 50 К 68 и перечислить его в бюджет Д 68 К 51.





Пример 3.

В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета производственная организация учитывает материалы основного производства по учетной цене (по средней цене группы). В текущем месяце у разных поставщиков были приобретены материалы одной группы, учетная цена которых установлена в размере 270 руб. за ед. Всего в текущем месяце приобретено 800 ед. по договорной цене 304,80 руб. за ед. (в том числе НДС 50,80 руб.); 1000 ед. по договорной цене 336 руб. за ед. (в том числе НДС 56 руб.). На начало текущего месяца остатков материалов данной группы на складе не было.

В производство в текущем месяце списано 1500 ед. материалов. Продукция, изготовленная в текущем месяце, реализована в следующем месяце. Согласно учетной политике разница между фактической себестоимостью материалов и учетной ценой учитывается на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы". В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения прибыли при оценке стоимости материалов применяется метод оценки по средней стоимости.

РЕШЕНИЕ

В таком случае в рассматриваемой ситуации при оприходовании 800 ед. материалов фактической себестоимостью 254 руб. за ед. (304,80 руб. – 50,80 руб.) в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 10, субсчет 10-1, и кредиту счета 60 на сумму учетной стоимости материалов - 216 000 руб. (800 ед. х 270 руб.).

Образовавшаяся разница в сумме 12 800 руб. (800 ед. х (254 руб. - 270 руб.)) списывается со счета 60 в кредит счета 10, субсчет 10-10.

При оприходовании 1000 ед. материалов фактической себестоимостью 280 руб. за ед. (336 руб. - 56 руб.) в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 10, субсчет 10-1, и кредиту счета 60 на сумму учетной стоимости материалов - 270 000 руб. (1000 ед. х 270 руб.). Образовавшаяся разница в сумме 10 000 руб. (1000 ед. х (280 руб. - 270 руб.)) отражается по кредиту счета 60 и дебету счета 10, субсчет 10-10.

В данном случае при списании в производство материалы оцениваются по учетной цене, то есть по стоимости 270 руб. за ед.

Так как на начало текущего месяца остатков материалов данной группы на складе не было, то процент списания отклонений определяется отношением суммарной величины отклонения, отраженной на субсчете 10-10 по поступившим в текущем месяце материалам (12 800 руб. - 10 000 руб. = 2800 руб.), к учетной стоимости поступивших за месяц материалов, отраженной на субсчете 10-1 (216 000 руб. + 270 000 руб. = 486 000 руб.).

В данном случае материалов, приобретенных по цене ниже учетной, количественно больше, чем материалов, приобретенных по цене, превышающей учетную. Следовательно, суммарная величина отклонения имеет отрицательное значение (кредитовое сальдо по субсчету 10-10).

Величина процента списываемых отклонений составляет

 0,58% = (2800 руб. / 486 000 руб. х 100%).

Следовательно, величина суммы отрицательных отклонений, соответствующая стоимости отпущенных в производство в текущем месяце материалов, составляет

2349 руб.= (1500 ед. х 270 руб. х 0,58%).

На указанную сумму производится стронировочная запись по дебету счета 20 и кредиту счета 10, субсчет 10-10.

Сумма учетной стоимости списанных в производство материалов и отклонений их фактической себестоимости от учетной цены составляет

 402 651 руб.= (1500 шт. х 270 руб. - 2349 руб.).

В рассматриваемой ситуации организацией выбран в учетной политике для целей налогообложения метод оценки по средней стоимости.

В данном случае на начало месяца остатков материалов данной группы на складе не было.

Следовательно, средняя стоимость материалов равна

268,44 руб.= ((254 руб. х 800 ед. + 280 руб. х 1000 ед.) / 1800 ед.).

Сумма материальных расходов (в части стоимости израсходованных материалов основного производства) в месяце реализации продукции составляет 402 600 руб.= (268,44 руб. х 1500 ед.).

Как сказано выше, в данном случае в бухгалтерском учете сумма расходов в части стоимости израсходованных материалов составила 402 651 руб., то есть разница между величиной данных расходов в бухгалтерском и налоговом учете равна 51 руб.

 

Содержание операций   Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ   

Бухгалтерские записи в текущем месяце             

Оприходованы материалы по учетной цене          10-1 60  216 000 Приходный ордер, Карточка учета материалов
Списывается отклонение учетной цены материалов от их фактической себестоимости            60  10-10 12 800 Отгрузочные документы поставщика, Бухгалтерская справка-расчет
Отражен НДС, предъявленный поставщиком материалов    (50,80 х 800)               19-3 60  40 640 Счет-фактура 
Вычет по НДС 68 19-3 40 640 Счет-фактура 
Оприходованы материалы по учетной цене          10-1 60  270 000 Приходный ордер, Карточка учетаматериалов
Списывается отклонение учетной цены материалов от их фактической себестоимости            10-10 60  10 000 Отгрузочные документы поставщика, Бухгалтерская справка-расчет
Отражен НДС, предъявленный поставщиком материалов    (56 х 1000)              19-3 60  56 000 Счет-фактура 
Вычет по НДС 68 19-3 56000 Счет-фактура 
Отпущены в производство материалы (1500 х 270)             20  10-1 405 000 Лимитно- заборная карта, Карточка учета материалов
СТОРНО     Списано отклонение в стоимости материалов     20  10-10 2 349 Бухгалтерская справка-расчет

Бухгалтерские записи в месяце реализации продукции      

Затраты основного производства списаны в себестоимость продаж     90-2 20  402 651 Бухгалтерская справка-расчет

Учет продажи и прочего выбытия материалов.

Согласно п.119-132 Метод.указаний 6 гл. предприятие может реализовывать излишние материалы по договорным ценам. Реализация их проводиться через счет 91 «Прочие доходы и расходы».

При продаже организацией материалов физическим и юридическим лицам цена определяется по соглашению сторон. Обычно это рыночная цена с учетом физического состояния материалов. Продажа оформляется выпиской накладной на отпуск материалов на сторону на основании договора. При перевозке МЦ оформляется товарно-транспортная накладная. Порядок вывоза МЦ, оформления пропусков на вывоз, контроль устанавливает организация.

При отпуске материалов для продажи определяют сумму, подлежащую оплате покупателем, оформляется и предъявляется к оплате расчетный документ (счет)

- на сумму, предъявленную в расчетных документах продажная цена + НДС

  Д 62 К 91/1

 Одновременно по дебету сч.62 учитывают другие суммы, подлежащие оплате покупателем.

-  списывается фактическая себестоимость материалов (приприменении уч.цен сумма стоимости материалов по учетным ценам и доля отклонений или ТЗР, относящаяся к этим материалам)                       Д 91/2 К 10

- начислен в бюджет НДС (20:120*100)                               Д 91/3 К 68

- расходы по продажам, относящиеся к проданным материалам Д 91/2 К 44

Выявленный на счете 91 финансовый результат от реализации материалов списывают на счет 99 «Прибыли и убытки»:

- прибыль                                                                         Д 91/9 К 99 или

- убыток                                                                           Д 99     К 91/9

- оплаченная покупателем сумма отражается        Д 51     К 62

При реализации материалов предприятие в обязательном порядке должно включить в расчетные документы на оплату отдельной строкой НДС. Не облагаются НДС продажа, обмен и безвозмездная передача материалов, приобретенных с НДС для непроизводственной сферы, за исключением случаев их реализации по ценам, превышающим цену покупки.

При реализации материалов по цене не выше себестоимости, следует помнить, что для целей НДС сделку оценивают исходя из рыночных цен на аналогичную продукцию на момент реализации в данном регионе, но не ниже фактической себестоимости. Выявленные суммы дополнительных платежей по НДС в бюджет предприятие должно Д 91 К 68.

Во всех случаях отрицательный результат от реализации материалов в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Если материалы реализуют физическим лицам по цене ниже рыночной, то разница между рыночной ценой и продажной считается доходом физического лица и подлежит обложению НДФЛ у покупателя. Поэтому он должен внести его в кассу Д 50 К 68, для последующего перечисления в бюджет Д 68 К 51.

Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться в следующих случаях:

1) пришедшие в негодность по истечении срока хранения;

2) морально устаревшие;

3) при выявлении недостач, хищений, порчи, в том числе аварий, пожаров, стихийных бедствий.

Подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально ответственных лиц.

Комиссией осуществляются следующие функции:

а) непосредственный осмотр материалов;

б) установление причин непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т. д.);

в) выявление лиц, по вине которых материалы оказались не­пригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;

г) определение возможности использованияматериалов надругиецели илиих продажи:

д) составление акта на списание материалов (акт составля­ется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);

е) представление акта на утверждение руководителю органи­зации или уполномоченному им лицу;

ж) проведение совместно с экономическими службами (специ­алистами) организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (других случаев оценки, например моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (утиля, лома и т. п.);

з) осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.

 В акте на списание материалов указывается:

— наименование списываемых материалов и их отличительные признаки:

— количество;

— фактическая себестоимость;

установленный срок хранения;

— дата (месяц,год) поступленияматериалов:

— причина списания;

— информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц.

Акт утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

При выявлении недостачи списывается фактическая себестоимость материалов (сумма стоимости материалов по учетным ценам и доля отклонений или ТЗР, связанная с их приобретением) в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей» Д 94 К 10, одновременно восстанавливается НДС по испорченным, украденным материалам Д 94 К 68

В зависимости от конкретных причин потерь фактическая себестоимость материалов подлежит списанию с кредита счета 94 в дебет счетов учета затрат на производство или издержки обращения (расходы), расчетов по возмещению ущерба, финансовых результатов в порядке, предусмотренном п. 30 Методических указаний. Д 20, 26,73/2, 91/2 К 94

Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками), или подлежащие сдаче в виде отходов [лом, ветошь и т. п.) приходуются на склад (кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей Д 10/6 К 10

Остающиеся от списания материальных ценностей отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указаннойстоимости на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации Д 10/6 К 91/1

Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др.). Материалы списываются передающей стороной по фактической себестоимости (учетной цене, увеличенной на долю отклонений к стоимости этих материалов или ТЗР. приходящихся на них). Стоимость материалов, передаваемых безвозмездно, а также возникающие расходы по отпуску этих материалов относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Безвозмездно переданные материалы списываются на внереализационные расходы Д 91/2 К 10, начисляется НДС, со стоимости материалов Д 91/3 К 68, не принимаемый для целей налогообложения прибыли (ст.270 п. 16 НК РФ). Таким образом, в учете образуется постоянная разница и соответствующее постоянное налоговое обязательство ((стоимость материалов + НДС) * 24%) отражается Д 99 К 68.

Безвозмездная передача материалов (в т.ч. по договорам дарения)

Наименование операции

Бухгалтерские проводки

Примечание

Дебет счета Кредит счета
Отгружены материалы потребителю 91 10 По стоимости на счете 10 (факт. себест-сти или уч. ценам)
Если материалы на счете 10 отражаются по учетным ценам 91 16 Соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца)
Начислен НДС (п.2 ст.154 и ст.40 НК РФ) 91 68 /НДС НДС по ставке 18% (10%) на рыночную стоимость материалов
Выявлен убыток от безвозмездной передачи материалов 99 91 Сформировавшееся сальдо по данной операции на счете 91

 Списание материалов, утраченных в результате стихийных бедствий, происходит за счет:

- страховой     организации в пределах страховой суммы        Д 76/1 К 10

- за счет резервного капитала в пределах, имеющихся в нем средств Д 82 К 10

- оставшуюся сумму относят на внереализационные потери             Д 91/2 К 10

- НДС от покупной стоимости материалов должен быть восстановлен, если он был списан на зачет с бюджетом                                       Д 91, 82, 76/1 К 68, 19

         




double arrow
Сейчас читают про: