Вопрос 2. Общественное сознание. Его структура и функции

   Элементами общества являются: люди, способные вступать в общественные отношения; общественные отношения, взятые отдельно от их носителей; вещи или предметы: во-первых, обычные вещи, которые используются в соответствии с их физическими свойствами (орудия, предметы, продукты труда);во-вторых, предметы-знаки, использование которых определяется их смыслом (государственные символы, награды, дорожные знаки и др.); часть природы, вовлеченная в производство.     Социальные институты–устойчивые самовоспроизводящиеся единицы, функционирующие по определенной целевой программе (материальное производство, государство, образование, наука и другие). В обществе выделяют две группы подсистем:

Во-первых, это сферы общественной жизни. Идея такого подхода принадлежит К.Марксу, который выделял две сферы – материальную и духовную – в соответствии с формами производства. В настоящее время выделяют сферы: экономическая– удовлетворяет материальные потребности людей; социальная– включает в себя отношения людей, групп и институтов; правовая– вырабатывает общеобязательные правила деятельности; политическая– отвечает за управление процессами в обществе; культурная (духовная)– удовлетворяет духовные потребности людей. Существует проблема наличия одной, определяющей сферы: первый подход: существует одна сфера, от которой зависит все общество: французские просветители – духовная сфера; К.Маркс – сфера материального производства.

Второй подход: не существует определяющей сферы. Согласно теории факторов развития, общество функционирует и развивается благодаря сложному взаимодействию факторов, в совокупности своей образующих механизм системной детерминации общества: сферы равноценны и взаимодействуют между собой, в результате чего у общества формируются интегративные (целостные) характеристики, не присущие сферам в отдельности (например, саморазвитие). Варианты соотношения сфер: на определенных этапах развития общества доминирует одна из них; доминирующие сферы сменяют одна другую в одном и том же обществе; в разных типах обществ могут существовать разные доминанты; причина события в одной из сфер находится в другой; сложные процессы зависят от взаимодействия всех сфер.

Во-вторых, это различные сообщества людей, которые действуют в различных сферах общества. В XIX веке К.Маркс разработал модель классового деления общества, согласно которой классы–это большие группы людей, занимающие разное место в процессе материального производства, и имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В XX веке возникла критика этого взгляда: все сферы общества равноценны, социальные группы нужно выделять не только по экономическому критерию. Эта идея лежит в основе теории социальной стратификации. Страты–социальные группы, выделяемые по тому или иному критерию социального неравенства или различия. Критерии: социальный (образование, престиж профессии, способ получения дохода); демографический (пол, возраст, состав семьи); профессиональный; религиозно-конфессиональный; расово-этнический.

  Однако выделение любых социальных групп всегда относительно: один и тот же человек по разным критериям принадлежит к разным группам. Общество, в-третьих, –это сложная, органично-целостная, саморазвивающаяся, открытая и вероятностно детерминированная система. Основные социальные регуляторы. Во-первых, мораль–форма общественного сознания, фиксирующая модель должного поведения. Ее нормы базируются на определенных ценностях и санкционируют многие общественные устои, регулируют поведение человека в различных сферах общества. Нормы морали претендуют на абсолютность, не терпят исключений, однако являются все же рекомендательными, их исполнение поддерживается силой общественного воздействия, духовным авторитетом. В морали громадное значение имеет самосознание личности, позволяющее человеку самому контролировать свое поведение, принять моральные нормы к исполнению.

   Во-вторых, право –форма общественного сознания, выражающая принципы справедливости, равенства людей в общественных отношениях, что подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами права, там, где нет свободы, нет и права. Главной единицей права является закон–нормативный акт, устанавливающий права и обязанности субъектов правовых отношений. Закон всегда предполагает коллективное согласие людей с определенными принципами их взаимоотношений в обществе. Право, с одной стороны, – это орудие государственной политики, с другой стороны, – механизм осознания самим обществом пределов дозволенного.

В-третьих, политика как последовательность определенных действий, нацеленных на достижение необходимого результата. Политическое действие должно быть целенаправленным, непрерывным, спланированным, рациональным, прагматичным. Субъектами политики могут быть государства и различные социальные группы, интересы которых на уровне государства представляют политические партии. Главная функция политики – регулировать и управлять процессами в различных сферах общества, находить баланс интересов различных социальных групп. Политика является одной из сил, преобразующих общество.  В-четвертых, идеология–система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности, фиксируются социальные проблемы и конфликты, выдвигаются цели и программы деятельности, направленной на закрепление, изменение (развитие) существующих общественных отношений. Идеология не только отражает общественные реалии, но и оказывает на общество преобразующее, обратное воздействие: направленность политики всегда является выражением определенных идеологических установок, результатом политики может быть принятие определенных норм права.  В-пятых, религия–форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное и предполагающая наличие определенных сакральных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению. Религия способна регулировать весь спектр общественных отношений, все сферы общества. В современном мире это особенно характерно для исламской цивилизации.

К.Маркс утверждал, что духовные явления общества вторичны по отношению к материальным явлениям. На самом деле это не так: мораль, право, идеология, религия – это духовные регуляторы общества, от которых во многом зависят материальные отношения. Духовное и материальное как минимум равноценны или духовное часто является определяющим по отношению к материальному.

 Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности.

Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание — это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность отражения действительности. Она зависит от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить:

- Экономическое сознание;

- Политическое сознание;

- Правовое сознание;

- Нравственное сознание;

- Эстетическое сознание;

- Религиозное сознание;

- Научное сознание;

- Философское сознание;

Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Типы общественного сознания:

- Групповое сознание - совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения.

- Классовое сознание – сознание, возникающее в результате идентификации индивидом себя с представителями определенного социального класса, и характеризующееся чувством солидарности с ними и подчинением личных интересов индивида классовым интересам.

- Общечеловеческое сознание

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального.

 




double arrow
Сейчас читают про: