Виды эмоциональных состояний

Тема. Эмоции и чувства – личностные свойства.

Эмоции сопровождают практически любые проявления активности личности и определяют ее характер.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эти так называемые «чистые» эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции (от лат.emoveo – потрясаю, волную) способствуют направлению на них поведения.

Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций:

1) Организующая функция. Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание.

2) Функция мобилизации. Проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доля адреналина может привести к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

3) Оценочная функция. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции и психической деятельности и поведения. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации.

4) Функция побуждения и поддержания деятельности. Будучи субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее (»эмоции являются субъективной формой существования потребностей» С.Л.Рубинштейн).

5) Регуляторная функция эмоций указывает на их способность оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавшиеся или неудавшиеся действия, которые их возбудили.

6) Функция следообразования является логическим продолжением регуляторной функции. Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживающее настроение по отношению к возбуждающей аффект ситуации. Мы получаем предупреждение» (некоторые авторы говорят об эвристической или предвосхищающей функции эмоций). По мнению П.К.Анохина, эмоции сформировались в эволюционном процессе как факторы, поддерживающие адаптивное поведение. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен.

7) Функция коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми. Способность к эмпатии, т.е. постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сострадание, сочувствие, разделять чувства другого человека – это, пожалуй, одна из наиболее важных функций эмоций.

8) Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Длительное действие интенсивных эмоций обуславливает развитие состояния дистресса, который приводит к расстройству поведения и здоровья (психосоматическими заболеваниями являются язва желудка, гипертония, инфаркт и др.).

Виды эмоциональных состояний.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:

1. Чувственный или эмоциональный тон – простейшая форма эмоций, проявление органической чувствительности. Осознается как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «скучная книга»).

2. Собственно эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные, но не все эмоции можно безоговорочно так разделить (например, гнев, страх, стыд). Популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). По происхождению от групп потребностей выделяют биологические, социальные и идеальные эмоции; по характеру действийконтактные и дистантные.

3. Чувства характеризуют человека социально - психологически. Чувства, как и эмоции, выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данной момент потребности, но, в отличие от эмоций, носящих непосредственный характер отражения и переживания, чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства совершенствуются и развиваются, образуя ряд уровней от непосредственных до высших, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер: различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи. В жизни и деятельности человека чувства выполняют мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства, которые связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

4. Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологических аффектов: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызывающего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

5. Страсть – интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

6. Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Настроение имеет субъективную направленность, осознается как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения – «у меня прекрасное настроение» (от музыки)). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (например, гипертимия – склонность к повышенному настроению, дистимия – склонность к пониженному настроению).

Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности.

  «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» (Ф.Крюгер. Сущность эмоциональных переживаний).

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: 1) ее органическую жизнь (аффективно – эмоциональная чувствительность), к которой относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей; 2) ее интересы материального порядка (предметные чувства), связанные с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности; 3) ее духовные, нравственные потребности (обобщенные мировоззренческие чувства), связанные с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: