Культурное пространство и повседневная жизнь в середине

ЛЕКЦИЯ

 1950- середине 1960-х гг.

 

1. Условия развития литературы и искусства. Первое после сталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью»‚ наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не весна с её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «лёгкий морозец».

На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Ещё до ХХ съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В.М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В. В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф.А. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Г. Эренбурга («Оттепель»), В. Ф. Пановой («Времена года»), Ф. И. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Т. Твардовского от руководства журналом.

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы и повести И.А. Ефремова, А.П. Казанцева, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. приоткрывали для читателя завесу будущего, позволяли обратиться к внутреннему миру учёного, человека.

2. Власть и интеллигенция. Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущёва, выступавшего на этих встречах с многословными речами, приобретали характер официальных оценок.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мураделщ В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. В то же время призывы интеллигенции отменить и другие постановления 1940-х гг. по идеологическим вопросам отвергались.

Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определённые границы. Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало
«дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Б.Л. Пастернак был исключён из Союза писателей. Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.
Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия.  

Хрущёв в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссёры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

В те годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М.А. Шолохова, «Тишина» Ю. В. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. К,. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Н. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.

3. Развитие образования. По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 1930-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.

Для решения этой проблемы во многом и была задумана ре форма образования. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж. Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

4. Власть и церковь. В 1954-1955 гг. прежний курс государства в отношении церкви ещё продолжался. Впервые за годы советской власти с согласия властей были напечатаны на русском языке Библия и Евангелие. Началось возвращение из лагерей и тюрем заключённых священников. Половина всех архиереев Русской православной церкви этого времени в прошлом были репрессированы.

С 1958 г. началась новая антирелигиозная кампания. Секретное постановление ЦК КПСС предусматривало в короткий срок вдвое сократить число монастырей. В 1961 г. власти начали «церковную реформу». Духовенство теперь было отстранена от руководства приходами, которые возглавили церковные старосты, назначаемые райисполкомами. Вновь, как и в 1930-е гг., началось не только закрытие, но и уничтожение церквей. Из 13414 храмов было закрыто 5891, из 63 монастырей 44. Численность духовенства за это время сократилась с 12 тыс. до 7,4 тыс. человек. Этот курс продолжался, несмотря на протесты верующих и духовенства. Вновь начались аресты церковных иерархов. Родителям детей, посещавших церковь, угрожали лишением родительских прав и отправкой детей в интернат.

Аналогичные меры предпринимались и в отношении мусульман, иудеев, католиков.
Ужесточение курса объяснялось начавшимся развёрнутым коммунистическим строительством и скорой победой коммунизма общества, в котором нет места религии и церкви.

5. Зарождение новых форм общественной жизни. ХХ съезд КПСС и начавшаяся критика культа личности привели к появлению новых форм общественной жизни. С конца 1950-х гг. стали издаваться первые «самиздатовские» (машинописные) журналы, в которых публиковались произведения молодых поэтов, писателей, историков, философов, а также стихи А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Волошина, Н. Гумилёва, М. Цветаевой, Е. Евтушенко и др. Наряду с «самиздатом» получил распространение «тамиздат» - публикация литераторами либерального направления своих произведений за границей.

С лета 1958 г. в Москве у памятника Маяковскому стали проходить встречи студентов, молодых поэтов, писателей, на которых звучали стихи репрессированных авторов, велись литературные дискуссии.

В 1961 г. на телевидении появилась новая передача «Клуб весёлых и находчивых», участники которой часто иронизировали над советской действительностью и официальной идеологией. Подражая телепередаче, в вузах и школах, летних пионерских лагерях создавались команды КВН. В стране началось движение КВН.

Эти и другие новые формы общественной жизни охватывали, как правило, представителей студенчества, в среде которых царила атмосфера перемен, обновления существующих порядков. Под их влиянием сформировалось поколение «шестидесятников».

Советский спорт. Годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Уже первое участие советских легкоатлетов в Олимпиаде в Хельсинки (1952) было отмечено 22 золотыми, 30 серебряными и 19 бронзовыми медалями. В неофициальном командном зачёте команда СССР набрала одинаковое количество очков с командой США.

Успехи советских спортсменов вызвали небывалую популярность соревнований, чем создали важную предпосылку для развития массового спорте. Поощряя эти настроения, руководство страны обратило внимание на строительство стадионов и дворцов спорта, массовое открытие спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ.

7. Особенности повседневной жизни. Во времена Хрущёва не только сформировалась новая общественная атмосфера, но и произошли перемены в повседневной жизни людей. Стремительное развитие пищевой и (лёгкой промышленности в короткий срок ликвидировало дефицит продуктов питания, одежды, обуви. Но невысокий уровень качества ' этой продукции вскоре породил новый дефицит нехватку товаров высокого качества, которые в торговле называли товарами повышенного спроса. Проблемы в развитии животноводства, зартире. сложности освоения целины привели в начале 1960-х гг. к нехватке мяса. молока. Масла и росту цен. Эти товары приходилось закупать за рубежом, причём из года в год всё больше. Дефицит порождал коррупцию и спекуляцию. Во многом для борьбы с этими явлениями в 1961 г. была проведена денежная реформа по деноминации рубля и замене денежных знаков.

Однако цены на продукты питания и основные промышленные товары были стабильны. При среднем размере зарплаты рабочих и служащих в 90 р. (1964) батон белого хлеба стоил от 13 до 25 к. (в зависимости от качества муки), буханка чёрного хлеба от 18 до 22 к., литр молока 82 к., 1 кг мяса 2 р., 1 кг сливочного масла 8,6 р., 1 кг свежемороженой рыбы 80 к.
Зато цены на импортную продукцию лёгкой промышленности неуклонно росли. Самих этих товаров тоже не хватало. За ними выстраивались большие очереди.

Посещение кинотеатра обходилось в 25 к., театра от 80 к. до 1 р. Постройка малогабаритных квартир потребовала изменения ассортимента мебельной промышленности. Мебель становилась не только типовой, но и более компактной и менее удобной. Предоставление семьям отдельных квартир привело к тому, что двор как пространство общения утрачивал своё былое значение в поддержании духа коллективизма. Менее тесными становились связи между людьми, живущими в новостройках. Новым центром общения становилась кухня, где люди обсуждали насущные проблемы со своими друзьями и ближайшими соседями.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: