Современные программы воспитания детей раннего возраста

В настоящее время разработано большое количество программ нового поколения, предназначенных для образования детей дошкольного возраста, как комплексных (направленных на всесторонне развитие ребенка), так и парциальных (направленных на развитие отдельных видов детской деятельности). Несколько иное положение долгое время сохранялось в педагогике раннего возраста, которая в значительно большей мере, чем дошкольная, и до сих пор во многом базируется на устаревших принципах учебно-дисциплинарной модели воспитания. В рамках этой модели ребенок выступает в качестве объекта воздействий взрослого, а основной целью воспитания является передача ребенку знаний, умений и навыков, заданных и жестко ограниченных требованиями и возрастными нормативами типовой программы.

Действующая ранее «Типовая программа воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет» во многом устарела и по своим исходным принципам и методам не соответствовала современным представлениям о целях и задачах образования. Однако отсутствие альтернативных программ вынуждало педагогов работать в рамках устаревшей модели.

В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). При выборе программ должны учитываться такие факторы, как кадровый потенциал образовательного учреждения, его материально-технические условия, запросы родителей, интересы и предпочтения сотрудников, а главное - соответствие программ и методических разработок личностно-ориентированной модели образования. Дадим краткую характеристику этих программ.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Данная программа базируется на «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983, 1985 г.г.) и является ее усовершенствованным вариантом. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста является составной частью данной программы.

В качестве основной формы обучения рекомендуются индивидуальные и групповые занятия, построенные преимущественно на игровых методах взаимодействия взрослого с детьми. В программе делается акцент на необходимости индивидуальной адресованности воздействий воспитателя, использовании позитивных способов воспитания, таких как похвала, поддержка, помощь ребенку в ходе деятельности, стремление заинтересовать его тем или иным занятием и др. Развитие игровой деятельности представлено как усвоение заданных взрослым образцов игровых действий.

Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». Программа подготовлена коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

В качестве цели программы выдвигается разностороннее развитие ребенка от рождения до семи лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и требованиям, которые ставятся перед современным образованием.

В качестве основных линий развития ребенка на всех этапах детства выделяются: социальное развитие; познавательное развитие; эстетическое развитие; физическое развитие. Показатели развития ребенка по каждому направлению представлены в виде описания мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов развития. Базисные характеристики личности включают в себя описание тех личностных качеств, которые формируются у детей к концу раннего возраста. К ним относятся компетентность в разных сферах развития (социальной, интеллектуальной, физической), инициативность в практической деятельности и общении, креативность и самостоятельность как фундаментальная характеристика ребенка на пороге дошкольного возраста.

Предлагаемые в пособиях методики организации игр и занятий отличаются формализмом, в них не отводится места личностному взаимодействию воспитателя с детьми. Занятия с детьми строятся по типу урока, на котором педагог дает задание, а дети выполняют его, подражая действиям взрослого. Преобладающей остается установка на формирование умений. Таким образом, сопоставление целей и ценностей, заложенных в базовой части программы и в ее практических пособиях свидетельствует об их недостаточном согласовании.

Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха». Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образования г. Нижнего Новгорода и адресована родителям и воспитателям дошкольного учреждения.

Программа охватывает все периоды развития ребенка от рождения до трех лет, включая подготовку матери к рождению малыша и разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания. Важным принципом построения программы является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей. Данный принцип реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования:развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве; построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия; установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста.

В программе большое внимание уделяется советам по обеспечению условий для эмоционального благополучия малыша, разъяснению причин тех или иных негативных переживаний ребенка. Подчеркивается необходимость доброжелательного внимания к малышу, учета его индивидуальных особенностей, желаний и предпочтений, приводятся соответствующие примеры.

В целом, данная программа соответствует принципам личностно ориентированной педагогики. В то же время программа имеет ряд недоработок. Так, предлагаемая авторами диагностика психического развития ребенка раннего возраста заимствована из Типовой программы и не соответствует методологическим установкам программы «Кроха».

Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (1-3 года.). Программа создана коллективом лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.

В программе содержится характеристика ребенка раннего возраста, отражающая современные научные представления о закономерностях психического развития на данном возрастном этапе. В ней описаны особенности становления ведущей (предметной) деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, речи, познавательных способностей, игровой деятельности, личности.

В программе описываются содержание и методы работы педагога с детьми по каждому направлению развития, особое внимание уделяется способам личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программа охватывает основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.

В методических рекомендациях авторы ориентируют педагогов на творческий подход к организации занятий, в центре которых должны стоять не столько формирование у детей конкретных умений в разных видах деятельности, сколько пробуждение у малышей интереса, удовольствия, радости от процесса экспериментирования с различными материалами, полученного результата.

Содержание программы способствует созданию эмоционально-комфортной атмосферы в группе, развитию свободной творческой личности каждого ребенка.

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Программа разработана на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И.Герцена и представляет собой комплексную образовательную программу развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в детском саду. Программа разработана с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка.

Ранний возраст представлен в программе лишь частично - третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.

Приоритетные виды деятельности для ребенка - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, самоконтроля, творческого воображения, составляющих основу личностного развития. Целостность программы обеспечивается связью трех ее магистральных линий - развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности.

В качестве основных принципов организации деятельности воспитателя и педагога выступают отказ от занятий как основного, ведущего средства работы с детьми и жесткой регламентации продолжительности занятий; предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ их организации и место в режиме дня; проблемно-игровой способ обучения; интегративный характер занятий.

Особое внимание в программе уделяется организации развивающей среды. В ее основу положен принцип предоставления ребенку права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга». Программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования МО РФ.

Программа основана на принципах гуманистической педагогики. Авторами разработаны нетрадиционные формы организации жизни детей в группе, обеспечивающие в группе дошкольного учреждения атмосферу эмоционального комфорта, предусматривающие ориентацию на личность ребенка, отказ от жесткой регламентации деятельности как детей, так и воспитателя. Ранний возраст в программе охватывает период от 2-х до 3-х лет.

В программе дается психологическая характеристика ребенка третьего года жизни. Подробно рассматриваются следующие направления развития ребенка: формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие познавательной активности, подготовка к обучению математике, развитие речи, приобщение к книге, игровой деятельности и др.

В программе делается постоянный акцент на поддержании эмоционального благополучия ребенка, развитии его творческого потенциала.

Программа предъявляет особые требования к личности воспитателя. В рамках данной программы воспитатель - не только образец для подражания, но, прежде всего - творческая личность, которая стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожиданности, гибко перестраивает свое поведение в зависимости от интересов и потребностей каждого ребенка, старается сделать жизнь детей в группе радостной, наполненной положительными переживаниями. С этой целью в программе разработаны оригинальные методические приемы.

Анализ программ показал, что все они в той или иной степени нацелены на реализацию принципов личностно-ориентированной педагогики. Это выражается в постановке целей и задач образования детей во всех перечисленных программах, однако в методических разработках эти принципы часто не соблюдаются.

Так авторам не всегда удается преодолеть парциальный подход во взглядах на развитие ребенка, избежать ориентации на паспортный возраст, операционализировать принципы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Наиболее отчетливо эти недостатки проявляются в «Программе воспитания и обучения в детском саду» и программе «Истоки».

По большинству показателей личностно-ориентированному типу образования соответствуют программы «Первые шаги», «Кроха», «Детство» и «Радуга». Однако не все эти программы в достаточной степени обеспечены методическими пособиями по всем основным направлениям развития ребенка (например, развитие игровой деятельности, сферы общения со сверстниками).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: