Содержание и форма мысли

    Любая мысль имеет содержание и форму. Под содержанием мысли понимают отображенные в ней предметы, их свойства и отношения. В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях и умоза­ключениях. Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Различные предметы отражаются в мышлении че­ловека одинаково — как определенная связь их существенных призна­ков, т. е. в форме понятия.

    В форме суждений отражаются связи между предметами и их свой­ствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в сужде­нии «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не является умышленным» — связь между совершенным преступлением и умыслом отрицается. Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив поня­тия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъ­ ект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (преди­кат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, знак «—» обозначает связь между ними. Под S и Р можно мыслить любые предметы и их признаки, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания.

    Умозаключение -из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях од­ного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федо­ров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны об­щим для них понятием «свидетель». Подобным же образом, т. е. благодаря связи суждений, можно по­ лучить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является спо­соб связи суждений.

    Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах. Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи эле­ментов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли суще­ствуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм.

    Рассмотрев понятие логической формы, следует уточнить понятия «мысль» и «рассуждение». Мысль — это результат процесса познания в форме понятия или суж­дения. Рассуждение — умозаключение или несколько взаимосвязанных умозаключений, переход от посылок к заключению.

    Мысль может быть истинной или ложной. Мысль является истин­ной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответству­ющая действительности, является ложной. Так, суждение «Франция — европейская страна» истинно, оно соответствует действительности. Суждение «Мозамбик — европейская страна» — ложно, оно не соот­ветствует действительному географическому положению этой страны. Ошибки, связанные с содержанием мыслей, называются фактиче­скими ошибками. Они появляются вследствие незнания предмета, не­ осведомленности о реальном положении дел. Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения.

    Другим не­обходимым условием является логическая правильность рассуждений. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей. Например, из истинных мыслей: «Некоторые промышленно раз­витые страны находятся в Европе» и «Япония — промышленно разви­тая страна» следует ложный вывод: «Япония находится в Европе». Рассуждение неправильно, необходимая связь посылок, из которой выведено заключение, отсутствует. Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

    Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, сущест­венная связь мыслей в процессе рассуждения. Ошибки, связанные с нарушением законов логики, называются логическими ошибками: паралогизмы и софизмы. Паралогизм (от греч. paralogismos — возле, около логики) — это не­преднамеренная логическая ошибка. Она возникает в результате не­достаточно высокой культуры мышления: в неясной формулировке мыслей, в непоследовательности и необоснованности в рассуждениях.

    Софизм ( от греч. sophisma — хитрость, уловка) — преднамеренная логическая ошибка, позволяющая неверное рассуждение выдать за истинное. Умение разоблачать софизмы — важная задача логики.

      Законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объек­тивной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительнос­ти. Это своеоб­разное отражение реальных связей, опосредованное многовековой практикой человеческого познания. Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также фор­мально-логическими), следует отличать от диалектических законов мышления.

    Формально-логические законы, которые в современной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказывания, или логические тавтологии, обуславливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и про­веренных суждений с необходимостью приводит к истине.

    Законы диалектики — единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания от­рицания — являются не только законами объективного мира, но и за­ конами мышления, они являются предметом изучения диалектичес­кой логики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: