Предлагаю вам их краткую характеристику

Авторитарность – единоличное осуществление управленческих функций. Педагог использует преимущественно распоряжения, рекомендации, указания. Наблюдается снижение рефлексии - умение проводить самоанализ деятельности и осуществлять самоконтроль.

Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся (дошкольникам), в приверженности к строгим, практически «карательным» педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу (воспитателю).

Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором). Это процесс формирования черт ролевого поведения и качеств, обычно отрицательных, которые характерны для воспитанников и учащихся. Девиантное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость и под., переносится на профессиональное поведение педагога, т.е. и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

Социальное лицемерие педагога объясняется им необходимостью оправдать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная «желательность» со временем превращается в привычку морализирования по любому поводу, неискренность чувств и отношений к окружающим.

Выученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что возникшая ситуация его не только не устраивает, но он не в силах ее даже изменить. Тогда вместо поиска решения проблемы, повышения своей психолого-педагогической компетентности человек начинает систематически демонстрировать собственную беспомощность, и тем самым перекладывать непосредственные обязанности, решение всех вопросов на окружающих людей (других педагогов, сотрудников, родителей).

Неадекватная самооценка педагога - обычно завышенная самооценка («Я-то все знаю, а вы…».). В период эмоционального выгорания самооценка часто занижена, характерны самообвинения, самобичевания, которые ухудшают психосоматическое состояние в целом.

Это были личностные деформации. Рассмотрим профессиональные:

Информационная пассивность педагога - нежелание совершенствовать навыки работы с информацией и повышать свою компетентность в этой области. Также наблюдается прекращение своего профессионального самообразования и самовоспитания.

Формализм - формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по известному принципу «только бы оставили в покое».

Консерватизм. Достаточно распространенное словосочетание - «Он консервативный учитель (педагог)». Развитию этого явления способствует регулярное повторение одного и того же материала, соответственно использование однотипных форм и методов обучения и воспитания. Стандартные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, тем самым экономят интеллектуальные силы педагога и не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Данное поведение формирует у педагогов предубеждение против инноваций.

Ролевой экспансионизм – сильное «погружение» в профессию. На первое место ставятся собственные педагогические проблемы и трудности. Проявляется нежелание, а часто, и неспособность понять другого человека. В работе педагога начинают преобладать обвинительные и назидательные высказывания, суждения, не требующие, с точки зрения этого педагога, никаких доказательств. Особенно ярко эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета (или системы воспитания и развития детей в целом).

Монологизм - процесс угасания способности к диалогу. Педагог использует «дежурные реплики» и принимает «стандартные ответы». Взаимообогащение и обмен дополнительными размышлениями, смыслами не происходит.

Некомпетентность является следствием вышеуказанных особенностей в работе. Отсутствие личностного и профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности педагога.

- Какой же можно сделать вывод? Профессиональные деформации неизбежны. Но возможно и необходимо их преодоление с помощью разнообразных личностно-ориентированных технологий и средств. О.А. Козырева в своих размышлениях об этом явлении называла такой способ, как наблюдение за признаками профессиональной деформации. Если человек в это время не имеет возможности взять отпуск и отдохнуть, значит нужно действовать по-другому. Кратко (слайд 7):

1) составить список необходимых дел и определить их первоначальную важность;

2) использовать технику дыхания осваивать другие способы саморегуляции эмоциональной сферы;

3) разработать сценарий собственного дальнейшего личностного и профессионального роста;

4) осуществлять творческий подход к решению самых обычных повседневных дел;

5) меньше «сидеть» в интернете и под.

- А в целом, помнить, что наступает в жизни иногда такой момент, когда приоритеты не только меняются местами, но и своим содержанием».

  Способы преодоления.

Комплексная профилактика и коррекцияпроцесса профессиональной деформации личности педагога состоит из 4 уровней:

1. Телесный: занятия спортом, снятие мышечного напряжения (выполнение специальных упражнений, релаксация), усталости, головной боли, бессонницы и т.д.

2. Эмоциональный: снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии (см.выше).

3. Смысловой (рациональный): переосмысление своей профессиональной деятельности (расстановка приоритетов), изменение отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа педагога, улучшение самопонимания и самопринятия.

4. Поведенческий: устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых, более результативных, форм поведения на работе.

 

 

Контроль по теме.

Ответьте на вопросы:

    1. Существуют ли еще какие-либо факторы, кроме названных выше, которые могут приводить к профессиональной деформации педагога? (Например, некоторые педагоги называют такой фактор, как хронический стресс)
    2. Что собой представляют такие виды профессиональной деформации педагога, как: демонстративность, доминантность, педагогическая индифферентность (личностная деформация),  педагогический догматизм и дидактичность (профессиональная деформация)?

Дайте краткую характеристику и проанализируйте, встречались ли вы с какими-то проявлениями таких деформаций.

3. Почему профессиональным деформациям наиболее подвержены профессии типа «человек – человек»?

4. Приведите примеры профессиональной деформации личности в различных профессиях (например, в сфере экономики, бизнеса, предпринимательства).

5. Дайте характеристику идеального образа современного профессионала, в том числе, в педагогической деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: