Движение знаков направлено в сторону уменьшения степени зависимости от чувственных представлений, развиваясь в сторону непрерывной идеализации

ЯЗЫК

 1. На первой ступени мимического выражения язык стремится к наиболее точному воспроизведению многообразия чувственных впечатлений, что наиболее характерно для языка «примитивных» народов, а также начального этапа развития детской речи. Так, например, в языке эве насчитывается не менее 33 звуковых образов для одного глагола со значением «идти», каждый из которых обозначает особую манеру ходьбы, например, «расхлябанно» или «бесцельно», «хромая» или «пыхтя», «вразвалку» или «покачиваясь», «энергично» или «вальяжно» и т. д.

2. На второй ступени аналогического выражения происходит освобождение от чувственности. Важность приобретают уже не физические, а логические свойства слова. Так, например, различение пространственных отношений берет начало от человеческого тела и его частей.

3. «Интеллектуальным итогом процесса образования языка» оказывается ступень символического выражения, на которой знак выступает как самодостаточная сущность. Ярким примером выступает язык математики.

 

НАУКА

 1. Первая ступень научного познания это «наивный реализм». Она исходит из допущения субстанционального единства мира, что обусловливает веру в существование независимых от мышления единичных вещей, что понятие о вещи образуется путем отображения ее в сознании.

 2. Следующая ступень - «идеализм» (или этап «метафизического мышления»). Здесь различаются субъективная и объективная стороны в познании, выделяется представление и стоящий за ним предмет. Основная проблема познания формируется в виде вопроса о способах познания и границах познаваемости мира.

3. Третья ступень - «критический идеализм» исходит из представления о функциональном единстве мира, предполагающем, что понятие о бытии формируется мышлением. Например, математическая физика или теория относительности Эйнштейна не отражают чувственную реальность, а оперируют абстракциями, которые создают символические системы. Основной чертой науки этого периода является понимание относительности знания, что, однако, признается фактором, стимулирующим его развитие.

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА

Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)

  1. Философия - «… критическая наука об общеобязательных ценностях» («Прелюдии»), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем.
  2. Ценности – априорные, трансцендентальные, общезначимые.
  3.  Конечная цель исторического прогресса – самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», поэтому все социальные проблемы сводятся к этическим.
  4.   Разграничение естественных и гуманитарных наук.        

Если первые опираются на номотетический метод (выведение законов), то вторые – на методидеографический (описание эталонных состояний).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: