Разное понимание сущности и существования

в атеистическом и религиозном экзистенциализме

Существование первично.                                        1. Сущность первична

2. Экзистенция - результат случайности                    2. Сущность и экзистенция –

Абсурд                                                                        не бессмыслица и не абсурд. Это дар Бога                                                                                      

Человек САМ создает                                                  3. Человек творит свою

Свой «проект» жизни                                                         жизнь ВМЕСТЕ с Богом

        ЖАН-ПОЛЬ САРТР                                                             НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ

                                                 

                              

ОТНОШЕНИЕ К НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

антисциентистское

1) Ж. П. Сартр: Современная цивилизация вместе с ее НТР способствует росту «отчуждения». Индивидуальность человека стандартизована; подчинена различным равнодушным социальным институтам. 

2) Размножение «массы».

3) «Цивилизация потребления» делает человека зависимым от вещей. Вещи давят на человека и вызывают у него «тошноту».

4) Н. А. Бердяев: возрастает зависимость человека от техники, которая его порабощает. Сам превращается в машину.

 

 

Направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков

Основной лозунг:

НЕОКАНТИАНСТВО

1) Акцент на гносеологии и эпистемологии И.Канта. Подготовлена почва для феноменологии.

2) Концепция этического социализма.

3) Разграничение естественных и гуманитарных наук. На основе идеи Канта о разграничении мира природы и мира свободы.

4) Заложены основы западной философии ценностей – аксиологии. А также           философии культуры в частности.

Эрнст Кассирер

Создатель оригинальной философии культуры

1) Вместо кантовских двух миров существует единый «мир культуры».

2) Идеи разума обладают «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке.

3) Разнообразные сферы культуры называет «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука, право, экономика, техника и др.). Рассматривает их как самостоятельные образования, не сводимые друг к другу.

4) Философия культуры Кассирера – идеалистическое понимание им человека как «животного, созидающего символы».

Миф как происхождение других символических форм

Эрнст Кассирер

О динамике познания

Каждая символическая форма проходит три ступени развития:

1) мимическая ступень представляет собой предельную конкретность и неразличимость чувственного и идеального;

2) аналогическая ступень демонстрирует постепенное отхождение от чувственности;

3) символическая ступень достигает предельной идеализации символического знака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: