в атеистическом и религиозном экзистенциализме
Существование первично. 1. Сущность первична
2. Экзистенция - результат случайности 2. Сущность и экзистенция –
Абсурд не бессмыслица и не абсурд. Это дар Бога
Человек САМ создает 3. Человек творит свою
Свой «проект» жизни жизнь ВМЕСТЕ с Богом
ЖАН-ПОЛЬ САРТР НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ
ОТНОШЕНИЕ К НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
антисциентистское
1) Ж. П. Сартр: Современная цивилизация вместе с ее НТР способствует росту «отчуждения». Индивидуальность человека стандартизована; подчинена различным равнодушным социальным институтам.
|
|
2) Размножение «массы».
3) «Цивилизация потребления» делает человека зависимым от вещей. Вещи давят на человека и вызывают у него «тошноту».
4) Н. А. Бердяев: возрастает зависимость человека от техники, которая его порабощает. Сам превращается в машину.
Направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков
Основной лозунг:
НЕОКАНТИАНСТВО
1) Акцент на гносеологии и эпистемологии И.Канта. Подготовлена почва для феноменологии.
2) Концепция этического социализма.
3) Разграничение естественных и гуманитарных наук. На основе идеи Канта о разграничении мира природы и мира свободы.
4) Заложены основы западной философии ценностей – аксиологии. А также философии культуры в частности.
Эрнст Кассирер
Создатель оригинальной философии культуры
1) Вместо кантовских двух миров существует единый «мир культуры».
2) Идеи разума обладают «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке.
3) Разнообразные сферы культуры называет «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука, право, экономика, техника и др.). Рассматривает их как самостоятельные образования, не сводимые друг к другу.
4) Философия культуры Кассирера – идеалистическое понимание им человека как «животного, созидающего символы».
Миф как происхождение других символических форм
Эрнст Кассирер
О динамике познания
Каждая символическая форма проходит три ступени развития:
|
|
1) мимическая ступень представляет собой предельную конкретность и неразличимость чувственного и идеального;
2) аналогическая ступень демонстрирует постепенное отхождение от чувственности;
3) символическая ступень достигает предельной идеализации символического знака.