Средние века (Vв. – XVI вв.)

 Появление в 1 н. э. в Риме христианства и распространение христианства на рубеже древности и средневековья.

Вначале христианство – оппозиция власти. Позже – приспособление к государству. С начала IV века христианство становится официальной религией римского государства.

Последствия христианизации:

1. Внесло в европейскую цивилизацию принципы человеколюбия;

2. Но вытеснило рационалистические достижения греко-римской политической и правовой культуры.

Схоластика и теология (течения политической и правовой мысли, основанные на признании божественной природы государства ) – господствовали в политическом сознании.

  Основная проблема политической мысли – соотношение духовной и светской властей. Споры не только в теории, но и кровавые войны на практике.

В VIIв. на аравийском полуострове появляется ислам, исходивший из идеи слитности духовной и светской властей.

Эпоха Возрождения и Реформации (XIV – XVIвв.)

В 14 –16вв. – развитие буржуазных отношений. Появление идеологии Возрождения (т.е. воскрешение некоторых идей античной цивилизации). В центре внимания человек. Мировоззрение эпохи Возрождения – гуманизм, интерес к личности. Зарождается индивидуализм, как провозглашение самостоятельности человека. Осмысление политических процессов перестало быть монополией церкви. Вызов папству – активизация критики католической церкви, возникновение еретических движений. В XVI в. зарождается идеология Реформации, провозгласившая идею о спасении человека личной верою в Христа взамен основного догмата католицизма о спасающей роли церкви. Появления трех ветвей протестантизма (лютеранства, англиканства, кальвинизма).

 НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII – начало XXвв.)

Эпоха буржуазных революций 17-18вв.: Нидерланды, Англия,  Франция.

Первая  буржуазная революция - Нидерландская 1566-1581гг. (борьба против испанского ига сочеталась с умеренными буржуазными преобразованиями). Вторая 1648г. – 1688гг. - английская. Внутренний конфликт привел к расколу нации и гражданской войне, казни короля и установлением в Англии в 1688г. конституционной монархии. Третья – Великая Французская буржуазная революция 1789-1793гг. Идейная основа этих революций

                  идеология Просвещения

1. Основа – идеи эпохи Возрождения.

2. Рационалистический характер просвещения;

3. Убежденность во всесилии разума;

4. Вера в переустройство системы общественных отношений;

5. Резкая критика абсолютизма,  господствует принцип «мнение правит миром»;

6. Возникает разновидность просвещенной идеологии – просвещенный абсолютизм. Рядом с ним возникает концепции ограничения королевской власти и народного суверенитета.

Наиболее характерным положением политической мысли являются:

-теории естественного права;

-общественного договора;

-разделения властей. Они составили главное содержание истории политической мысли XVII – XVIII вв.

Эпоха свободной конкуренции (три первые четверти XIX в.)

.

В Западной Европе происходит бурное развитие капитализма, предпосылки для развития которого были созданы промышленным переворотом (последняя четверть 18 – первая четверть 19в.). Политическая система приводилась в соответствии с новой реальностью. Получили большое признание принципы демократии, не пользовавшиеся популярностью еще в 18в. Знамя – эпохи – либерализм.

«Либерализм» - 2 значения:

1. Политические свободы, уважение прав человека;

2. Выборность и сменяемость законодательной власти и т.д.

Но в 19в. появляется важнейший аспект: - расширение избирательного права с конечной целью введения всеобщего голосования.

Этот аспект являлся новым, все другие были известны еще раньше. Второй аспект понятия – эпохи либерализма был характерен именно для первых трех четвертей 19в.

Экономический либерализм:

-невмешательство государства в экономическую деятельность;

-полная свобода предпринимательства.

Экономический либерализм – требование торгово-промышленных кругов, реакция на жесткую регламентацию экономической жизни.

Из одной крайности в другую –государственное  регулирование сменилось полной свободой.

Считалось, по аналогии с теорией Ч. Дарвина, что в обществе действует тот же закон, что и в животном мире – выживает сильнейший. Создание лучших условий для слабых нарушало бы естественный отбор. Именно как нарушение естественного отбора расценивались попытки, например, ограничив рабочий день на фабриках, обеспечить элементарные условия труда.

С середины 19в. пути политического и экономического либерализма начинают расходиться.

Сторонники политического либерализма приходят к выводу, что ради обеспечения социальной справедливости свобода предпринимательства подлежит некоторым ограничениям.

Представители либерализма в Англии – И.Бентам,  Д.Милль, О.Спенсер, во Франции –Б. Констан, А.Токвиль.

Следствием невмешательства государства в сферу экономики явилось обнищание народа, резкая поляризация общества, стали появляться теории, осуждающие новый экономический и социальный порядок. Атаки на буржуазное общество велись в 2-х направлениях – сторонниками коллективистского (утопический социализм, марксизм) и индивидуалистического (анархистского) направлений.

Разновидностью коллективистского подхода следует считать утопический социализм. Построение социалистического общества путем строительства коммунистических ячеек снизу и распространяется на все общество(Сен – Симон,  Фурье, Оуэн).

Анархизм возник в 40г. 19в. в Западной Европе (Прудон во Франции, Штирнер в Германии), основные идеи:

1.Государство – не нужный для общества механизм насилия;

2.Максимальная децентрализация, замена государства федерацией с самоуправлением общины;

 3. Абсолютизация свободы личности – автономность личности;

4.Аполитичность, отрицание политической борьбы, партий, выборов – которые лишь порождают государственнические иллюзии.

Марксизм (К.Маркс, Ф.Энгельс) так же, как и анархизм, признает насильственную природу государства, говорит о его уничтожении посредством классовой борьбы.

Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, стабилизации капитализма и кризиса «реального социализма».

Основные черты эпохи:

1. Смягчение социальной несправедливости (государственное вмешательство в социально-экономические процессы, обеспечивающие стабильность общества и предотвращающие социальные взрывы);

2. Ограничение института частной собственности, немыслимое во времена эпохи свободной конкуренции;

3. Обновление правовых концепций. На смену юридическому позитивизму (признающему единственным источником права только установленный государством закон) приходит социологический. Право перестало ассоциироваться только с государством. В центре внимания теоретиков оказалась правотворческая деятельность судов, корпораций, коллективных объединений.

 

Первая мировая война, Великая Октябрьская революция, последствия: завоевание власти насильственным путем, в России возникновение тоталитарной политической системы - ставка на идею мировой революции (радикалы, объединенные в Коммунистический Интернационал).

Реформисты (либералы) – единственным средством улучшения жизни народа считали введение всеобщего избирательного права.

Периодизация носит весьма условный характер. Для России она практически неприменима – несовпадение периодов. Имеет место «скольжение» или смещение эпох.

Политическая мысль вторична, она отражает жизнь общества, порождается им, но и влияет на сознание людей, а через него на общественно-политический строй,  политику и т.д. ППУ, реализованные на практике, не всегда соответствует мотивам их создания, целям, содержания (марксизм и его судьба).

Кто определит, какие взгляды верны, а какие нет?

Но заблуждения весьма поучительны. Надо учиться на чужих ошибках.

Г.Гроций: «Нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы частичной истины». 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: