Появление в 1 н. э. в Риме христианства и распространение христианства на рубеже древности и средневековья.
Вначале христианство – оппозиция власти. Позже – приспособление к государству. С начала IV века христианство становится официальной религией римского государства.
Последствия христианизации:
1. Внесло в европейскую цивилизацию принципы человеколюбия;
2. Но вытеснило рационалистические достижения греко-римской политической и правовой культуры.
Схоластика и теология (течения политической и правовой мысли, основанные на признании божественной природы государства ) – господствовали в политическом сознании.
Основная проблема политической мысли – соотношение духовной и светской властей. Споры не только в теории, но и кровавые войны на практике.
В VIIв. на аравийском полуострове появляется ислам, исходивший из идеи слитности духовной и светской властей.
Эпоха Возрождения и Реформации (XIV – XVIвв.)
В 14 –16вв. – развитие буржуазных отношений. Появление идеологии Возрождения (т.е. воскрешение некоторых идей античной цивилизации). В центре внимания человек. Мировоззрение эпохи Возрождения – гуманизм, интерес к личности. Зарождается индивидуализм, как провозглашение самостоятельности человека. Осмысление политических процессов перестало быть монополией церкви. Вызов папству – активизация критики католической церкви, возникновение еретических движений. В XVI в. зарождается идеология Реформации, провозгласившая идею о спасении человека личной верою в Христа взамен основного догмата католицизма о спасающей роли церкви. Появления трех ветвей протестантизма (лютеранства, англиканства, кальвинизма).
|
|
НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII – начало XXвв.)
Эпоха буржуазных революций 17-18вв.: Нидерланды, Англия, Франция.
Первая буржуазная революция - Нидерландская 1566-1581гг. (борьба против испанского ига сочеталась с умеренными буржуазными преобразованиями). Вторая 1648г. – 1688гг. - английская. Внутренний конфликт привел к расколу нации и гражданской войне, казни короля и установлением в Англии в 1688г. конституционной монархии. Третья – Великая Французская буржуазная революция 1789-1793гг. Идейная основа этих революций
идеология Просвещения
1. Основа – идеи эпохи Возрождения.
2. Рационалистический характер просвещения;
3. Убежденность во всесилии разума;
4. Вера в переустройство системы общественных отношений;
5. Резкая критика абсолютизма, господствует принцип «мнение правит миром»;
6. Возникает разновидность просвещенной идеологии – просвещенный абсолютизм. Рядом с ним возникает концепции ограничения королевской власти и народного суверенитета.
|
|
Наиболее характерным положением политической мысли являются:
-теории естественного права;
-общественного договора;
-разделения властей. Они составили главное содержание истории политической мысли XVII – XVIII вв.
Эпоха свободной конкуренции (три первые четверти XIX в.)
.
В Западной Европе происходит бурное развитие капитализма, предпосылки для развития которого были созданы промышленным переворотом (последняя четверть 18 – первая четверть 19в.). Политическая система приводилась в соответствии с новой реальностью. Получили большое признание принципы демократии, не пользовавшиеся популярностью еще в 18в. Знамя – эпохи – либерализм.
«Либерализм» - 2 значения:
1. Политические свободы, уважение прав человека;
2. Выборность и сменяемость законодательной власти и т.д.
Но в 19в. появляется важнейший аспект: - расширение избирательного права с конечной целью введения всеобщего голосования.
Этот аспект являлся новым, все другие были известны еще раньше. Второй аспект понятия – эпохи либерализма был характерен именно для первых трех четвертей 19в.
Экономический либерализм:
-невмешательство государства в экономическую деятельность;
-полная свобода предпринимательства.
Экономический либерализм – требование торгово-промышленных кругов, реакция на жесткую регламентацию экономической жизни.
Из одной крайности в другую –государственное регулирование сменилось полной свободой.
Считалось, по аналогии с теорией Ч. Дарвина, что в обществе действует тот же закон, что и в животном мире – выживает сильнейший. Создание лучших условий для слабых нарушало бы естественный отбор. Именно как нарушение естественного отбора расценивались попытки, например, ограничив рабочий день на фабриках, обеспечить элементарные условия труда.
С середины 19в. пути политического и экономического либерализма начинают расходиться.
Сторонники политического либерализма приходят к выводу, что ради обеспечения социальной справедливости свобода предпринимательства подлежит некоторым ограничениям.
Представители либерализма в Англии – И.Бентам, Д.Милль, О.Спенсер, во Франции –Б. Констан, А.Токвиль.
Следствием невмешательства государства в сферу экономики явилось обнищание народа, резкая поляризация общества, стали появляться теории, осуждающие новый экономический и социальный порядок. Атаки на буржуазное общество велись в 2-х направлениях – сторонниками коллективистского (утопический социализм, марксизм) и индивидуалистического (анархистского) направлений.
Разновидностью коллективистского подхода следует считать утопический социализм. Построение социалистического общества путем строительства коммунистических ячеек снизу и распространяется на все общество(Сен – Симон, Фурье, Оуэн).
Анархизм возник в 40г. 19в. в Западной Европе (Прудон во Франции, Штирнер в Германии), основные идеи:
1.Государство – не нужный для общества механизм насилия;
2.Максимальная децентрализация, замена государства федерацией с самоуправлением общины;
3. Абсолютизация свободы личности – автономность личности;
4.Аполитичность, отрицание политической борьбы, партий, выборов – которые лишь порождают государственнические иллюзии.
Марксизм (К.Маркс, Ф.Энгельс) так же, как и анархизм, признает насильственную природу государства, говорит о его уничтожении посредством классовой борьбы.
Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, стабилизации капитализма и кризиса «реального социализма».
Основные черты эпохи:
1. Смягчение социальной несправедливости (государственное вмешательство в социально-экономические процессы, обеспечивающие стабильность общества и предотвращающие социальные взрывы);
|
|
2. Ограничение института частной собственности, немыслимое во времена эпохи свободной конкуренции;
3. Обновление правовых концепций. На смену юридическому позитивизму (признающему единственным источником права только установленный государством закон) приходит социологический. Право перестало ассоциироваться только с государством. В центре внимания теоретиков оказалась правотворческая деятельность судов, корпораций, коллективных объединений.
Первая мировая война, Великая Октябрьская революция, последствия: завоевание власти насильственным путем, в России возникновение тоталитарной политической системы - ставка на идею мировой революции (радикалы, объединенные в Коммунистический Интернационал).
Реформисты (либералы) – единственным средством улучшения жизни народа считали введение всеобщего избирательного права.
Периодизация носит весьма условный характер. Для России она практически неприменима – несовпадение периодов. Имеет место «скольжение» или смещение эпох.
Политическая мысль вторична, она отражает жизнь общества, порождается им, но и влияет на сознание людей, а через него на общественно-политический строй, политику и т.д. ППУ, реализованные на практике, не всегда соответствует мотивам их создания, целям, содержания (марксизм и его судьба).
Кто определит, какие взгляды верны, а какие нет?
Но заблуждения весьма поучительны. Надо учиться на чужих ошибках.
Г.Гроций: «Нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы частичной истины».