ИППУ – история теории государства и права (ТГП)

Что изучает ТГП?

-Общие закономерности возникновения и развития государства и права и т.д.;

-История ТГП –  это   представления, идеальные суждения о том, как возникло государство и право, как оно функционировало, развивалось и т.д.;

-Когда возникли эти представления? Тогда, как правило, когда возникают государственно- правовые институты; 

- Что отражают эти суждения?

- Уровень политического сознания общества (т.е. систему знаний о политических связях, зависимостях, институтах и т.п. объектом своим оно считает мир политики), государство, право, законодательство.

Каждому политическому строю присуще свое правовое сознание, которое может отражать деятельность различных групп, обществ, индивидов, тем самым создавая особенные структуры и типы политической деятельности, однако в рамках данного политического строя. В рамках данного политического строя имеется совокупность различных индивидуальных политических сознаний:

- Что способствует переходу индивидуального политического сознания в общественное и наоборот?

- Социальное общение (т.е. обмен информацией, предполагающей ее производство, а для этого нужны новые знания, нужно познание мира политики.

- Познание мира политики протекает на двух уровнях:

-эмпирическом – обыденном сознании;

 -теоретическом.

В обыденном сознании концентрируется богатый жизненный опыт участников социального общения, который и является основой оценок, делаемых наукой.

Плюсы: знание жизни.

Минусы: отсутствие критических оценок, связанных со стихийностью общественного сознания.

Носители общественного (массовидного) сознания – люди.

Носителями  теоретического сознания являются –  ученые.

Результаты познания материализуются через язык:

Обыденное сознание – через обыденный язык;

Теоретическое сознание – через научный.

Своеобразной модификацией и существенным фрагментом политического сознания является политико – правовое учение:

1. ППУ, возникнув на определенном этапе развития общества, вобрало в себя и отдельные черты обыденного, массовидного сознания, которое «подсказывает» теоретику проблемы, рекомендует свои оценки. И здесь 2 пути решения:

- либо он поддается напору обыденного сознания.;

- либо он подводит обыденное сознание под научные категории с целью постичь суть вещей, связанных с миром политики, что и позволяет выйти за пределы общественного сознания;

2. На ППУ влияет и господствующая на данный момент в обществе идея. Отсюда и признание определенных идейных предшественников.

Пример:

Долгое время в нашем государстве существовала 1 идеология  - марксизма – ленинизма (моноидеология), суть которой выражалась формулой: «Идеологическое значит познавательное» и «Изучение неправильных взглядов вредно». В советский период – ИППУ – крен в сторону государства, его идеологии. Тогда, как право – цель, а государство – лишь средство достижение этой цели. Излишняя идеологизация ППУ. В то время доминировал классовый подход в праве. Считали, что в основе всех общественных изменений лежит классовая борьба. Но далеко не все теории имеют классовое содержание.

3. ППУ – многоэтажное здание. Этажи его:

    философия;

    социология;

    юриспруденция;

    история;

    психология;

    политика и т.д.

    В каждом конкретном ППУ превалирует то или иное знание.

4. ППУ обязательно базируется на предшествующих идеях, теориях, содержит парадигму научного знания (т.е. прежние представления).

Пример:

  В XVII в.  в условиях революции и Гражданской войны в Англии возникла теория Томаса Гоббса, который единственной реальной силой в государстве в условиях хаоса видит государство, действующее как хорошо отлаженный механизм и способное навести порядок. Такое государство Гоббс сравнивает с машиной. «Государство – машина». Механистическое определение государства Гоббса используют в XIX в. Маркс и Ленин, которые дали свою интерпретацию государства с точки зрения классового подхода: государство- это машина подавления одного класса другим.

5.Каждая ППТеория связана с определённой эпохой, отражает специфику того или иного исторического периода. Как определяет ППУ автор одного из учебников Лейст, «Политико – правовое учение- это государственно- правовая реальность эпохи, выраженная в системе понятий и категорий».

6. ППУ группируется в школы и направления, течения, поэтому они, как правило, представлены в концепциях, доктринах (теориях). Концепция (лат.) – то или иное понимание явления, сопоставление взглядов, основная мысль произведения. Доктрина (лат.)– научная или философская теория, совокупность основных взглядов, принципов.

7. ИППУ изучается и как учебная дисциплина с момента возникновения высшего юридического образования в России. Дореволюционный период названия ИППУ – это названия учебников: «История философии законодательства» Неволин 1839., «История политических учений» Чичерин 1869-1902., «История философии права» Шершеневич 1896, Новгородцев 1897, Коркунов 1898, Трубецкой 1902. названия предмета  советский период «История политических учений»  (учебник С.М.Кочекьяна, 1959). С конца 1980-х гг. «История политических и правовых учений»(учебник В.С. Нерсесянца).

8. Таким образом, в предмет ИППУ входит история теоретических воззрений о наиболее существенных аспектах политики и права в их внутренних взаимосвязях и взаимовлияниях (второе определение ИППУ). Не история правоведения, а теоретическая концепция права, рассматривающая его природу, сущность в виде формы общественных, политических, государственно-властных отношений. Нередко проблемы отраслевого профиля (уголовного права – преступление и наказание, формы общественных интересов, затрагивая существующие стороны государственно-правовой жизни) входят в предмет ИППУ.

9. Как видно из двух определений ИППУ и историческая (ИГИПРФ, ИГИПЗС), и теоретическая, и юридическая наука. Предметом ИППУ является политические и правовые теории прошлого, взятые в их генезисе, историческом развитии, связи с современностью. Рассматривается теоретический аспект исторически развивающихся знаний о государстве и праве; причем, анализируется лишь целостные тенденции, доведенные до логического конца; отдельные идеи, суждения не рассматриваются.

10. Отличие от других наук – изучаются не сами политико-правовые институты, а соответственно формы их теоретического познания (представления). 

 

Вопрос №2 - "Методология ИППУ".

 

Еще Гегель отмечал, «юрист – сын своего времени», поэтому каждой теории, каждому мыслителю присущи индивидуальные черты и особенности. Каждому мыслителю характерна внутренняя логика, познать которую можно лишь с учетом принципа историзма. Как было уже сказано, предметом ИППУ является не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно история ихразвития. Поэтому выяснение смысла именно этой историчности значимо как в плане предмета науки, так и ее методологии. Методы те же, что и при изучении историко-правовых дисциплин, речь идет о специфике их применения в ИППУ.

Формирование принципа историзма как понимание движения от прошлого через современность к будущему, как движение к чему-то новому, относится к Новому времени.

Для древнего мира и средневековья характерно циклическое, круговое представление о беге времени, в соответствии с которым все изменения внутри того или иного цикла сводятся лишь к повторению чего-то раз навсегда данного (жестко определенного мифом, религией и т.п.), исключается все принципиально новое. Пример: Платон, основатель политической философии, трактует циклический круговорот 5 основных государственных форм как следствие порчи человеческой натуры и отступления от исходных божественных критериев (аристократия духа, тимократия, олигархия, демократия, тирания).

На идеалистической основе концепцию диалектической взаимосвязи логического и исторического разработал Гегель. Он трактует всемирную историю как прогресс в познании объективной истины (т.е. наращения и углубления знания в истории философских и политико-правовых учений). Развитие права- свободы на этапах абстрактного права (неопределённого, неустановленного), морали и нравственности. Государство у Гегеля выступает как идеальная модель для торжества права- свободы.

Есть сторонники и антиисторического подхода. Ф. Ницше: «Вечное возвращение того, что уже однажды было» - циклически – круговое движение. Б. Кроче – отрицание закономерностей общего развития, дух абсолютно свободен, пути его неисповедимы.

Исторический подход:

1.Определяет   роль и назначение политической и правовой теории в системе знаний той или иной эпохи;

2.Прослеживает связи между различными концепциями прошлого и современности; в ретроспективе и перспективе;

3. Выступает в качестве оценки прошлой теории с высоты настоящего развития;

4.Означает хронологическую последовательность и преемственность формирования, развития, смены тех или иных концепций, учений, школ.

Н.А. Азаркин, например, выделяют проблемно- категориальный метод.

Проблемно-категориальный метод – не только изложение юридических идей во времени, но и причины появления, решения тех или иных правовых проблем. Юрист в этом смысле «сын своего времени», поэтому изучение его наследия плодотворно в рамках определенного направления, в его времени. (Школа – развитие одной теории, течение – совокупность модификаций одной теории, направление – совокупность нескольких теорий, имеющие и различия, но и общие идеи). Школы, направления, течения содержат 3 элемента:

- конкретно- исторический:

а) биография того или иного мыслителя;

б) его идеологические позиции;

в) характеристика эпохи;

- теоретический:

а) понятийно-категориальный аппарат данной теории;

б) решение общих юридических проблем (происхождение государства и права, формы государства, сущность права и т.д.);

- программный:

а) критика существующего государства;

б) картина будущего справедливого государства.

 

Сравнительно-исторический метод - синхронный анализ правовых теорий, конкретизация знаний, выделение их общих и особенных черт  с целью более точной оценки их содержания.

Пример:  теории утопического социализма Т.Мора и Т.Кампанеллы

Диахронный анализ – сравнение в рамках одного и того же региона во времени, прослеживая развитие одной и той же теории, ее метаморфозы. Главное – проблемы преемственности (позитивные и негативные свойства).

Плодотворно сравнение в триаде «Запад, Россия, Восток». В правовых системах большинство общего и много различного, об этом писали представители исторической школы права: Монтескье, Гегель – они указывали на дух народа, вызывающий существенные различия между ними.

Наиболее упрощенным и малопродуктивным приемом изучения считается монометодологизм. Таким в нашей стране был метод диалектического или исторического материализма и так называемый классовый подход по всем общим явлениям. Он предполагал при анализе всех этих явлений поиск «классовой сущности» в праве, в политике, теории.

На протяжении всего развития общества  государство обращается к «традициям», к «прошлому» и «авторитетам», «классикам». В сфере правовой мысли это сохраняется и сейчас как в теоретическом, так и практическом направлениях.

ППУ прошлого «поставляют» материал для освещения, подкрепления или опровержения современных взглядов в свете «авторитета истории» Крайне опасно отрывать те или иные идеи от времени, породивших ту или иную идею или теорию. Так, исторически - конкретный смысл  взглядов Платона, Фихте, Гегеля явно расходятся с идеологией и практикой фашизма. Если помнить о времени, когда их идеи прозвучали и были порождением той эпохи.

Значение теоретических положений учений прошлого в современное время и в момент развития теории разнятся. В современных условиях эти теории приобретают новые значения, имеющие зачастую лишь косвенные отношения к исходной теории. Поэтому необходима адекватная, исторически и теоретически корректная интерпретация учения прошлого. Современная интерпретация учений прошлого подразумевает по существу современную проблематику.

                   ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУРСА

Периодизация - основа для структурного построения курса. Периодизация необходима в таком большом курсе – дает ориентиры, прежде всего хронологические. Она позволяет соотнести теории с эпохой, выделить ведущие школы, придать логическую стройность курсу. Периодизация осуществляется при помощи тех или иных  критериев.

История политических и правовых учений делится на следующие периоды:  

1. Древний мир

2. Средние века

3.Новое  время

В соответствии с эпохами исторического развития курс распадается на несколько частей. Выделяются периоды, в пределах которых юриспруденция отличается определенной устойчивостью, известным единообразием - сходными процессами.

Для каждой эпохи – свои тенденции в политической мысли, приобретающие большой общественный резонанс.

 

ДРЕВНИЙ МИР(VIII (в.до н.э. – Vв.н.э.)

Это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражены понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения форм государства.

 Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна.

На Востоке  большой вклад в развитие ППУ внесли Индия и Китай.  Различия – в Индии - политико-правовая мысль носит религиозный мифологический характер, Китае -рационалистический.

Несмотря на особенности развития, обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на азиатском способе производства и имеющий следующие черты:

1. Верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян – общинников;

2. Большие налоги;

3. Значительное развитие общественных работ.

 

Типичная форма государства – восточная деспотия. Очень распространены – патерналистские представления о власти:

1. Цель государства – всеобщее благо;

2. Царь – отец подданных;

3. Правитель ответственен не перед людьми, а перед богами;

4. Вера в совершенство старых обычаев;

5. Неизменность существующего строя.

 

Древняя Греция  – античный способ производства.:

1.  Рабовладение. Отсутствие централизованного государства.

2. Форма политической организации – полис (город – государство);

3. Власть – аристократия, рабовладельческая демократия;

4. Быстрая и частая смена власти;

5. Постоянные поиски совершенной государственной системы - идеальной формаы правления. Для Востока это неприемлемо, исходившего из неизменности установленного порядка вещей.

6. Рационалистичность.

7. Общее с Востоком - личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она лишь частица общества, государства. Детальная регламентация всех сторон  жизни  человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: