Развитие проектного мышления через метод проекта на уроках технологии

Лекция №2

    По общему признанию, XXI столетие - это период «глобальных инноваций» во всех областях экономики, техники, образования, культуры, общественной и индивидуальной жизни. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям и изменениям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны.

    Важнейшей составляющей инновационного образования должна быть методология деятельности как система процедурных правил, принципов и приемов, которые составляют содержание человеческой деятельности, ее стратегию и тактику, связывают теорию и практику. Развиваясь первоначально в наукоемких отраслях промышленности, методология инновационной деятельности в настоящее время все более проникает в социальную сферу. В частности, инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие проблемные ситуации, как перед отдельным человеком, так и перед обществом.

    В педагогических нововведениях центральное место занимают технологии обучения, развивающие личность обучаемых, их способности, в частности, творческие технические способности. Одной из таких технологий является метод проектов.

    Метод проектов (путь исследования) - это система обучения, основанная на индуктивном принципе, заключающемся в обобщении знаний и умений, полученных при решении частных задач во время проектирования [33].   Самостоятельное получение теоретических знаний обеспечивает лучшее их усвоение и запоминание. Это явилось основой широкого распространения метода проектов в ряде передовых стран.

    Первоначально он был предложен в конце XIX столетия американскими учеными Д. Снезден, Д. Дьюи, У. Кипарк. Большое внимание этому методу уделял один из ведущих педагогов дореволюционной России С. Т. Шацкий. Ныне он возродился вновь и широко пропагандируется в периодической и иной педагогической литературе.

    За последние годы в российской системе образования появился опыт внедрения развивающих задач, определяемых как проект. Результатом этой педагогической деятельности является создание школьником собственного проекта на предложенную тему. Под проектом понимается результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Она даёт школьнику возможность действовать самостоятельно, реализовывать замысел и получать определенный результат.

    Главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

    Педагогическая цель: вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, развитие художественно-эстетических способностей, проектировочных и технологических умений.

Задачи:

· практическое использование знаний, умений, навыков;

· формирование навыков исследовательской деятельности;

· освоение работы с технологической документацией.

    Важное место в курсе «Технология» занимает работа по формированию проектного мышления обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией [40, с. 73].  

    Проектное мышление носит методологический характер. Слово «методология» означает «знание о способе», «осознание пути», «постижение метода», которым изучается и преобразовывается действительность, умение определить основания для деятельности, в данном случае проектной.         Проектному мышлению свойственна также рефлексивность, способность к отчуждению, отстранению от наблюдаемых явлений и процессов. В основе рефлексии лежит также свойство развитого мышления производить знание «из самого себя». Мышление в данном случае воспроизводит себя через постоянное развитие, оставаясь «живым». Используя способность сознания, человек вступает на новый путь познавательных, более глубоких отношений с реальностью, позволяющих получить суждение о сущности того, что становится предметом рефлексии [48, с. 40].   

    В отличие от анализа акт рефлексии предполагает одновременную работу мышления, направленную на удержание в сознании целостности объекта и последовательное структурированное рассмотрение этой целостности. Рефлексия необходима, когда речь идет о развитии категориального мышления, методологических знаний и умений, когда требуется сформировать опыт ценностного отношения или творчества; когда требуется осознанная корректировка деятельности. Как мы уже знаем, все это необходимо участнику проектной деятельности.

    Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий. Где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт - конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно [29, с. 98].  .

    Работа над проектом всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

    Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, является важной составной частью субъектной позиции личности. Обучение такому подходу к проблемной ситуации должно стать необходимым элементом образовательного процесса.

    С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач.

    Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что обучающийся способен:

— проанализировать проблему;

— вычленить ее суть;

— переформулировать проблему в задачу собственной деятельности;

— спланировать шаги по решению этой задачи;

— осуществить необходимые шаги;

— презентовать готовый продукт;

— защитить продукт;

—  оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели [18, с. 183].  .

    Такой подход к проблеме называется проектным. Интеллектуальной составляющей такого подхода к проблемам является проектное мышление.

    Рассмотрим понятие «проектное мышление».

            Проектное мышление – это стиль мышления, направленный на выявление проблемы, генерации способа её решения, поиск необходимых ресурсов для воплощения идеи в желаемый результат [20, с. 37].  

          Проектное мышление — рациональный подход к работе, отношение к делам, как к ступеням для достижения конкретного результата. Другими словами это воплощение идей в жизнь.В целом, проектное мышление помогает занять более устойчивую жизненную позицию, уверенность, что любую проблемную ситуацию можно перевести в задачу и найти пути решения [22, с. 120].  

         Развитие проектного мышления у школьников включает в себя следующие основные стадии разработки проекта:

1. Организационно-подготовительная: проблематизация – разработка проектного задания (выбор).

2. Разработка проекта: исследовательский этап, разделение проекта на части и анализ составляющих частей.

3. Технологическая: реализация частей, составляющих проект, включающий в себя оценку использования различных источников информации, планирование деятельности, применение различных приемов и материалов конструирования.

4. Заключительная: оформление результатов – презентация, обсуждение, саморефлексия [22, с. 137].  

    Уровень креативности у обучающихся определяется доминированием в мышлении четырех основных особенностей. Это:

- Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;

- Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;

- Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны;

- Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей [18, с. 174].  

    Эти особенности позволяют проследить на занятиях прямую взаимосвязь между дивергентным мышлением и проектной деятельностью школьников, как деятельностью творческого характера. Формирование и развитие проектного мышления на уроках технологии происходит в процессе приобщения школьников к конструированию и моделированию объектов техники, создании сюжетных макетов, разработке интерьера комнат и другие.

    Чтобы достичь высокого уровня проектного мышления, обучающиеся должны пройти все этапы разработки проекта. Необходимо так же помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определенный уровень знаний и опыт работы, хорошие графические навыки, знают свойства материалов, умеют пользоваться инструментами и приспособлениями [29, с. 18].  

    Включение метода проекта в образовательный процесс было сопряжено с рядом трудностей. Некоторые педагоги с осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам.

    Развитием метода проекта в России занимались такие педагоги и психологи, как Безрукова Н.С., Горбатов Д.С., Пидкасистый П.И., и другие. Проектная деятельность рассматривается ими как связь теоретического обучения с практической деятельностью. В процессе работы с этим методом у учащихся развивается техническое мышление, творческие способности, повышается качество технологической подготовки, и формируются исследовательские качества. Кроме того, с помощью метода проектов более успешно реализуется задача социализации и социальной адаптации учащегося.    Таким образом, обучающие и развивающие свойства метода проектов

успешно используются в современной системе образования, тогда как использование проекта как метода эстетического воспитания изучено мало.

    Выполнение творческих проектов:

· обеспечивает систему действенных обратных связей;

· способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности;

· предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения;

· включает проблемное изложение, эвристический, исследовательский виды деятельности, индивидуальную, совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую формы организации [35].

    Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, студенты учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

    Творческая индивидуальность будущих учителей развивается в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, так как проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования.

    Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

    Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.

    Метод проекта прежде всего направлен на творческое, нравственное и интеллектуальное развитие студентов, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

    Творческий проект – это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной [35, с. 67].

    Целью проектирования является выполнение проекта, где учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов [35, с. 98].  .

    При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, проектного мышления т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.

    Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

    Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого обучающегося. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

    Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий преподавателя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и у каждого учащегося:

· информационной обеспеченности;

· функциональной грамотности;

· технологической умелости;

· интеллектуальной подготовленности задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми;

· волевой подготовленности на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др. [44].

    Процесс выполнения проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте.

    Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

    Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:

1. Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.

2. Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, использования вторичных ресурсов и т.д.

3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.

5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера [39, с.234].

    В разделах различных авторов учебников рекомендуемых в качестве УМК преподавание предмета «Технология» осуществляется на основе перечня программ образовательной области «Технология» в соответствие с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» рекомендованы следующие темы:

- исследовательская и созидательная деятельность;

- творческое проектирование. В реализации ФГОС ООО при изучении предметной области «Технология» установлены следующие предметные результаты:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда, уяснение социальных и экологических последствий, развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда [55].  

Проектная деятельность для обучающегося - целенаправленная деятельность по решению определенной проблемы (несоответствия между имеющимся и желаемым или требуемым) в рамках проекта (учебного, исследовательского, социального), реализуемого в определенной временной последовательности по определенным фазам и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности.

      Метод проектов для учителя – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [33, с. 76].

В современной школе участники образовательного процесса могут столкнутся с рядом проблем, связанных с организацией проектной деятельности школьников в основной школе:

•отсутствие единства в понимании сущности, места, структуры проектной деятельности в школе, соответствующего терминологического аппарата у педагогов-предметников;

•отсутствие в практике работы учителя системной методики организации проектной деятельности с 5 по 9 класс на основе дифференциации и индивидуализации;

•формализация и/или имитация проектной деятельности в школе;

•отсутствие инструментов формирования и диагностики проектных действий школьников.

Подготовить доклад по темам:

      Прикладной проект.

    Понятие прикладного проекта. Особенности прикладного проекта. Основные этапы выполнения прикладного проекта.

 

    Творческий проект

    Понятие творческого проекта. Особенности творческого проекта. Основные этапы выполнения творческого проекта:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Проработка структуры совместной деятельности участников творческого проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: